21:21 25-10-2023 2022, ноябрь, Мексика. Часть 9: Пирамиды.
Пора рассказать о самой ожидаемой (мной) части мексиканского путешествия — о мегалитических сооружениях древних цивилизаций, загадочных и не очень. Современные мексиканцы думают, что на культурах и государствах Мезоамерики лежало какое-то проклятье (христиане пеняют, понятно, на язычество) : они бурно развивались, взлетали и быстро приходили к упадку. Оставляя после себя лишь величественные пирамиды. Первым делом я посещаю Теотиуакан, куда долетел на воздушном шаре.
Теотиуака́н в переводе означает "Место, где становятся богами". Ну или просто "Город Богов". Это ацтекское наименование. Ацтеки были в этих краях пришельцами, застали впечатляющие каменные сооружения давно заброшенными и решили, что здесь жили древние гиганты. Название дали соответствующее своим воззрениям. Теотиуакан располагается на окраине современной столичной агломерации, примерно в полусотне километров на северо-восток от центра Мехико. Считается, что площадь его во времена расцвета составляла более 25 км², а население, по разным оценкам — 125-180 тыс. человек. Это было одно из самых древних и самых населённых человеческих поселений доколумбийского времени, в момент своего расцвета входившее в шестёрку крупнейших городов мира. Теотиуакан сформировался как город во втором веке до нашей эры в результате исхода в эти места индейцев, бежавших с пострадавших от крупного извержения вулканов территорий. Удачно выбранное неподалёку от крупных месторождений обсидиана место, речные торговые пути и плодородные земли вели город к процветанию. Произведения искусства и быта с местных берегов находят по всей Мезоамерике. Пирамиды и дворцы строились со времени образования города и до третьего века уже нашей эры, после чего начался период упадка и угасания. В 7 веке город был полностью оставлен жителями и "открыт" вновь лишь несколько веков спустя.
[изображение]
Вид с Дороги Мёртвых на пирамиду Луны. К сожалению, ни на одну пирамиду Теотиуакана в последние годы забраться нельзя.
(кликабельно для вида покрупнее)
Об истории Теотиуакана, о населявших его народностях и причинах упадка мы знаем не так много. Здесь жили представители самых разных племён, в том числе и гастарбайтеры из отдалённых земель. И возможно, в один момент именно из-за различий обычаев и порядков среди них возник разлад; начались войны. А быть может, у города-государства появился внешний враг и его опустошали иноземцы. Что ещё вероятнее, Теотиуакан сгубил народный бунт или революция. Археологические данные говорят о том, что разрушениям и огню были преданы лишь центральные районы города, где жила богатая элита, управляющая торговыми путями при поддержке жрецов и их пантеона божеств. Неурожай и засуха или изменение климата могли привести к оскудеванию ресурсов и источников пищи. А если богатей прижимает продукты во время голода — жди недовольства. Что ж, это всё догадки. Пока же, мы даже не знаем подлинного исторического названия города. Майя, так же появившихся после оставления Теотиуакана жителями, в своих текстах кличут его Пух — "много камышей" по-ихнему. Величественный древний город Камышовка. Или Камышин. Впрочем, этим словом майя пользовались и для других крупных человеческих поселений на берегах рек и озёр, потому вряд ли и древние звали его так же.
К моменту появления здесь ацтеков, Теотиуакан стоял заброшенным более полутысячелетия. Восхитившись постройками, ацтеки решили, что это такая массивная гробница. А восемнадцать пирамид и прочие сооружения по краям — это вроде как усыпальницы великих правителей. Жить на кладбище богов представлялось святотатством, потому ацтеки приезжали сюда только во время крупных празднеств, перед или после войн, с жертвами. Человеческими, конечно же. Их благоговение можно понять. Мы не знаем этого наверняка, но геометрически правильные "кварталы", прямые углы перекрёстков и протяженность лучей-улиц намекают на то, что город был тщательно спланирован и развивался совсем не хаотично. У города пять входов. Близ центральной улицы шириной в 40 метров и длиной в пять километров, называемой Дорогой Мёртвых, находятся: на севере — пирамида Луны, в середине (к востоку от Дороги Мёртвых) — пирамида Солнца, и Цитадель с храмом Кетцалькоатля на юге. Пирамида Солнца — одна из самых больших пирамид на Земле, её построили во 2 веке нашей эры. По основанию она сопоставима с Пирамидой Хеопса, но в высоту вдвое ниже. Материалом для стройки послужили земля и необожжённый кирпич, сверху покрытые местным каменистым грунтом и наконец каменными блоками. Предполагается, что камни пирамиды были оштукатурены и ярко раскрашены. В конце 20 века был открыт ход внутрь пирамиды, опять же предположительно — к гробнице правителей. Пустой и по всей видимости разграбленный.
Во времена конкисты Теотиуакан был вновь заброшен и забыт. В тёплом и влажном климате, его каменные сооружения быстро поросли травами, покрылись почвой, сгладились и скрылись из виду. Местные жители использовали странные холмы в качестве пастбищ для скота и каменоломен. Вновь он заинтересовал людей лишь в начале 20 века, во время строительства через его территорию ветки железной дороги. Тогда же начались первые неумелые раскопки и попытки реставрации сохранившихся сооружений.
[изображение]
Ещё один вид на пирамиду Луны. Её изначальное назначение — загадка.
Мелкие камешки в растворе между крупными камнями показывают реконструированные части построек. На самом деле, кругом почти всё — реконструкция.
(тоже немношк кликабельно)
Следующая остановка — Монте-Альбан. На небольшой горе в девяти километрах к востоку от центра города Оахака-де-Хуарес располагается другой памятник доколумбийского градостроительства. Будучи даже древнее Теотиуакана, здешнее поселение тоже было крупным центром цивилизации, стремившимся к экспансии, воевавшим и торговавшим с соседями. Считается первым мезоамериканским городом. Известно о Монте-Альбане даже ещё меньше, чем о Теотиуакане. И иллюстрацией тому — факт неясности происхождения даже и колониальных лет названия! Может созвучие с чем индейским, может фамилия у одного из конкистадоров такая была, "Белая гора". Даже этого мексиканцы точно не знают! Но уж точно белых гор тут нет. Место тем не менее очень красивое и мне даже удалось тут втихаря полетать на дроне (что в Мексике над памятниками делать запрещают).
В конце девятнадцатого века, европейская цивилизация свежим взглядом взглянула на ей же порушенный и разорённый Новый Свет. И исследования в Монте-Альбане считается открытием сродни откопанной Шлиманом Трои. Внутри хорошо сохранившихся построек, в их тайниках и гробницах найдено множество утвари, оружия, предметов ритуального свойства и изделий высокого мезоамериканского искусства, расползшихся впоследствии по музеям. За территорией хорошо ухаживают и здесь совсем немного торговцев сувенирами, чем увы грешат многие мексиканские достопримечательности.
[изображение]
Горизонт не завален — горы вдалеке действительно понемножку понижают свой уровень.
[изображение]
Монте-Альбан расположен на искусственно выровненной вершине холма с видом на плодородную долину.
Сейчас в ней широко раскинулся город Оахака.
[изображение]
Вспоминается дурацкий анекдот про новичка-парашютиста:
- Ой, сверху люди - маааленькие, как муравьи!
- Дёргай за кольцо, дурень, это и есть муравьи!
[изображение]
Вид с Южной платформы. Найди Бората Сагдиева!
(панорама кликабельна для вида покрупнее)
Следующая остановка — заброшенный город майя, Паленке. Паленке переводится как "изгородь" и название это так же не оригинальное, испанское. Перешедшее от близ расположенного города Санто-Доминго-де-Паленке, основанного в 16-ом веке. Позже в ходе исследований выяснилось, что подлинное название города — Лакам-ха, но к Паленке все уже привыкли. Выражение «затерянный» если и подходит к какому-нибудь древнему городу майя, то только к Паленке. Про остальные города так или иначе местные жители знали всегда, а вот о Паленке даже сами майя взаправду забыли. Вновь обнаружен он был в 1746 году, когда местный священник написал в отчете, что «вырубая джунгли под посевы маиса, крестьяне наткнулись на каменные дома». Через 30 лет и к остаткам города организована была ознакомительная экспедиция. Куда торопиться? В 20-ом веке в Паленке найдена могила халач уиника («истинного мужа») Пакаля, правившего городом 68 лет (615-683 гг. н.э.). При этом правителе город достиг своего наивысшего расцвета. Все доступные для обзора постройки археологического памятника построены в примерно в его время, в 6-8 веках н.э. Тем не менее, большая часть сооружений до сих пор находятся в плену у джунглей и точная датировка их пока невозможна. Предполагается. что Паленке существовал с четвёртого по девятый века н.э., после чего по неизвестным причинам был оставлен жителями.
[изображение]
Cхема Паленке. Зелёным обозначена не освобождённая от пышной растительности и сельвы часть построек.
Так и покоятся себе под зелёным покрывалом, ждут своего исследователя...
В Паленке, меж руин, где Майская царица
Велела изваять бессмертные слова,
Я грезил в яркий зной, и мне приснилась птица
Тех дней, но и теперь она была жива.
Вся изумрудная, с хвостом нарядно-длинным,
Как грёзы — крылышки, её зовут Кетцаль.
Она живёт как сон, в горах, в лесу пустынном,
Чуть взглянешь на неё — в душе поёт печаль.
Красива птица та, в ней вешний цвет наряда,
В ней тонко-нежно всё, в ней сказочен весь вид.
Но как колодец — грусть её немого взгляда,
И чуть ей скажешь что — сейчас же улетит.
Я грезил. Сколько лет, веков, тысячелетий,
Сказать бы я не мог — и для чего считать?
Мне мнилось, меж могил, резвясь, играют дети,
И изумруд Кетцаль не устаёт блистать.
Гигантской пеленой переходило Море
Из края в край Земли, волной росла трава.
Вдруг дрогнул изумруд, и на стенном узоре
Прочёл я скрытые в ваянии слова: —
«О, ты грядущих дней! Коль ум твой разумеет,
Ты спросишь: Кто мы? — Кто? Спроси зарю, поля,
Волну, раскаты бурь, и шум ветров, что веет,
Леса! Спроси любовь! Кто мы? А! Мы — Земля!»
К. Д. Бальмонт, "Изумрудная птица" (1904). Побывал в этих местах туристом в начале 20-го века.
[изображение]
Схема "Большого Паленке" — археологичских находок, сделанных вокруг Дворцово-храмового комплекса.
Расчищено и откопано примерно 2% всей территории древнего поселения.
Цитата: Руины Паленке — одного из наиболее значительных городов майя классического периода — находятся в северной части штата Чиапас (Мексика), близ его границы со штатом Табаско. Плоские и болотистые земли последнего постепенно повышаются к югу, до тех пор, пока не переходят в первые отроги Чиапасских гор, образующих здесь естественное плато около 70 м высотой. На север с него открывается широкий вид на бесконечные льяносы, реки, озера и болота, вплоть до побережья Мексиканского залива. Южнее, за ним стеной возвышаются высокие, поросшие тропическим лесом горные хребты. На этом плато и был построен древний город. Паленке — один из наиболее изученных памятников майя. Раскопки и исследования ведутся здесь с XVIII в. Однако как и в большинстве других майяских поселений, работы затронули только самый центр города, на площади примерно 360×540 м (19,4 га). Общие же размеры «теменоса» составляют свыше 30 га. К западу (на 6 км) и востоку (на 2 км) от ритуально-административного ядра концентрируются другие, меньшие по размерам постройки, главным образом остатки жилищ. По мнению некоторых исследователей, Паленке занимал территорию не менее 16 кв. км. и несомненно был крупным городским центром с многотысячным населением. Легко понять, почему именно это место избрали майя для строительства города. Стратегически выгодное положение (у края обрывистого плато) позволяло ему господствовать над лежащей внизу плодородной лесной равниной, которая тянется почти на 80 км к северу, до Мексиканского залива. Территорию Паленке пересекает несколько ручьев и небольших речушек, что наряду с сильно изрезанным местным рельефом создавало немало трудностей для древних строителей. Они были вынуждены провести значительные земляные работы по выравниванию поверхности с тем, чтобы было какое-то подобие порядка и организации в общем плане города. Наивысшим их достижением можно считать заключение ручья Отолум в длинную каменную трубу, что избавило обитателей центральной части Паленке от многих неудобств (паводки, грязь и т.д.).
Ядро города состоит из нескольких, хорошо выделяемых групп построек, связанных так или иначе с основным элементом всей местной планировки — обширным комплексом «Дворца», который занимает доминирующее положение на Главной площади. Близ юго-западного угла дворцового ансамбля находится Храм Надписей на продолговатой ступенчатой пирамиде, в значительной мере высеченной в скалистом грунте естественного холма. Именно здесь была найдена знаменитая «гробница правителя». К северу и северо-западу от «Дворца» на прямоугольных террасах расположено несколько других групп каменных построек, практически еще не исследованных (Храм Графа, Северные Храмы и т.д.). Этот участок города заканчивается крутым обрывом. К юго-востоку от Главной площади на специальной высокой террасе расположена в виде треугольника группа из трех изящных храмов, по праву считающихся жемчужиной местной архитектуры: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста. На различном удалении от этих зданий видны платформы и террасы с бесчисленными руинами храмов святилищ, резиденций жрецов и знати.
Безусловно, наиболее впечатляющим сооружением Паленке является «Дворец». Он возник в результате многих изменений и перестроек и в настоящем своем виде представляет собой трапециевидную в плане гигантскую платформу примерно 100 м длиной (по линии север — юг) и 75 м шириной (запад — восток). Высота варьирует от 6 до 9 м. Ось север — юг этого сооружения отклоняется от севера на 16° к востоку, как и у древних построек Центральной Мексики, хотя, возможно, это и случайное совпадение. На платформе, образовавшейся частично путем включения в нее более ранних зданий, последовательно возводились дворцовые помещения, разбитые вокруг внутренних прямоугольных двориков. Исследователи обозначили отдельные здания буквами латинского алфавита. Перекрытия дворца сделаны с использованием ступенчатого свода, стены (снаружи и изнутри), а также квадратные колонны обильно украшены фигурной лепкой и резьбой и, видимо, были когда-то раскрашены в разные цвета (в ряде случаев сохранились следы окраски). Наиболее уникальным элементом дворцового комплекса является четырехэтажная, квадратная в плане башня в юго-восточном дворике. Аналогий ей нет ни в одном другом городе майя. Это сооружение было, видимо, прежде всего оборонительным, господствуя над всем городом. Д ворцовый комплекс в Паленке обильно украшен резными и скульптурными изображениями, орнаментами и надписями; основной сюжет — правитель и его деяния (правитель на троне и со знаками власти, в сценах культа и т.д.).
Не менее интересные материалы дают в этом отношении и основные храмы Паленке. Все они так или иначе связаны с царским культом: либо заупокойным (гробница Храма Надписей), либо прижизненным. Об этом свидетельствуют изображения, связанные с личностью правителя, на декоративных гребнях храмов (правитель на троне и т.д.), скульптурные панели внутри и, наконец, наличие в некоторых из храмов богатых захоронений с особо пышным ритуалом. Паленке демонстрирует и наиболее яркие образцы заупокойного царского культа в виде гробниц лиц высокого ранга с особым ритуалом и богатыми украшениями, расположенных точно под пирамидальными основаниями храмов и часто непосредственно связанных с ними либо с помощью специальных лестниц, либо с помощью «каналов для души» — каменных труб (идущих от пола святилища до останков погребенного). Именно в Паленке впервые удалось доказать, что после сооружения пышной гробницы над ней сразу же строили храм, игравший, таким образом, подчиненную роль по отношению к погребенному (Храм Надписей). Подробное описание всех погребений подобного рода, встреченных в процессе раскопок на территории города, можно найти в работе мексиканского археолога А.Руса Луилье (Гробница 3 в Храме A-XVIII, гробницы в Храме Льва или в Храме Прекрасного Рельефа, в Храме Креста и т.д.). В Паленке древнейшие археологические материалы в виде отдельных обломков керамики, не связанной с архитектурными сооружениями, относятся, по крайней мере, к позднеархаическому времени (этап Чиканель), т.е. к концу I тысячелетия до н.э. Однако вполне осязаемые признаки появления здесь крупного и динамичного городского центра относятся только к позднеклассическому этапу (примерно четвёртый век н.э.). Первая датированная надпись из зоны города соответствует 638 г. н.э. К VII–VIII вв. н.э. относятся и все описанные выше образцы архитектуры. Последняя календарная дата, обнаруженная здесь, относится к 785 г. н.э. В целом Паленке представляет собой ярко выраженный региональный культурный центр со специфическим архитектурным и скульптурным стилем.
[изображение]
Наш гид из потомков майя объясняет, что раньше храмы выглядели куда краше и были окрашены охрой.
Да, я совершенно забыл упомянуть тот факт, что для поддержки местного населения
(напоминаю: Мексика — страна бедняков, больше половины населения её, по сути, нищие),
в каждом туристическом месте мы обязательно должны нанять местного гида, из индейцев.
Иногда они интересные, иногда нет, но все говорят только по-испански и даже с переводчиком
затруднительно бывает что-то понять или спросить. Вот, упомянул, поехали дальше.
[изображение]
Панорама с маленькой (русскоязычной) частью нашей группы (кликабельная).
Мы находимся прям напротив входа в "могилу красной царицы".
Справа Храм Черепа, слева располагается Храм Надписей.
Ещё левее — Дворец с возвышающейся башней, по всей видимости дозорно-оборонительной.
[изображение]
Храм Черепа. Угадаешь, почему его так назвали?
[изображение]
Колоритный сеньор из португальской части нашей группы.
[изображение]
Вид на Дворец от могильника Красной Царицы.
[изображение]
Ещё раз русскоязычная часть группы. Могилы и чугунное литьё — лучше место для фотосессий!
В 1994 году тут было найдено захоронение женщины, возможно супруги или матери Пакаля, так называемой «Красной Царицы».
Интересно, что могила Красной Царицы обнаружена благодаря расшифровке надписей на плите, найденной в храме по соседству.
Плита на вершине Храма Надписей содержала 620 записей, одна из которых точно указывала расположение гробницы.
[изображение]
Вид с центральной площади на Храм Надписей.
Этот храм особенно берегут, потому подняться по лестнице к нему нельзя.
Храм надписей — один из немногих (трех) храмов майя, в котором найдено захоронение. Вообще, майя хоронили своих правителей в специальных усыпальницах. Правитель Пакаль же пошел другим путем. Еще при его жизни вначале построена была усыпальница, обстроенная позднее храмом. (Учёные сделали такой вывод, т.к. из храма к усыпальнице вел узкий лаз, протащить по которому тяжелый саркофаг просто невозможно.) Строительство храма, начатое при жизни Пакаля, было завершено уже после его смерти.
Пакаля нашли в 1952 году. В 1949 году мексиканскому археологу Альберто Русу поручили восстановить часть зданий в Паленке. На вершине Храма Надписей археолог обнаружил плиту, вставленную в монолитный пол, в которой имелись отверстия для пальцев. Когда плиту подняли, под ней был полностью заваленный мусором лаз. Почти четыре года потребовалось, чтобы расчистить мусор и попасть в погребальную комнату. В склепе нашли 5 скелетов с деформированными черепами в остатках богатых одеяний (т.е. покойники были знатными и скорее всего принесли себя в жертву добровольно). А ещё там был... поначалу, археологи даже не поняли, саркофаг это или алтарь. Для этого им требовалось поднять крышку саркофага, а это было непросто: весит она около 6 тонн. Когда крышку наконец сдвинули, Альберто Рус, заглянувший в саркофаг, воскликнул: «Но это не майя!». Потому что из-за красной краски, покрывавшей крайне плохо сохранившиеся останки Пакаля (сама краска кости и разъела), не разглядел он ни деформированного черепа, ни нефритовых вставок в зубах. Еще Руса смутил необычно высокий рост Пакаля (173 см, вместо обычного для майя 153-165 см, они коротышки). Останки украшали огромные нефритовые серьги и ожерелье с жемчужиной неправильной грушевидной формы. Конечно, впоследствии Рус признал, что был неправ: и нефритовые вставки нашлись, и череп оказался уплощенным. Не смотря на рост, изначально останки были оценены как юношеские (хоть и с разной длины ногами, что было частым делом у знати майя, практиковавшей близкородственные браки). Но затем были расшифрованы надписи и выяснилось, что Пакаль прожил долгую жизнь и умер дедом, в 80 лет.
[изображение]
Дуркуем! (кликабельно, можно большую картинку поразглядывать)
[изображение]
Просто пара картинок, показать, какое тут всё большое, не только пирамиды.
[изображение]
Полураскопанный и неплохо сохранившийся Храм Креста, доступный для посещения.
Правее его белая постройка — Храм Лиственного Креста, раскапывается и реставрируется под эгидой Юнеско.
[изображение]
Поднимаемся по ступеням Храма Креста. Открывается вид на Храм Солнца.
[изображение]
Отсюда Храм Солнца особенно красив. И прям за ним — стена джунглей (сельвы).
[изображение]
Храм Солнца и оставленный позади дворец.
(Кликабельно)
Впереди ещё один город майя, который мы посетим — Ушмаль (что в переводе значит «основанный трижды»), находящийся в Пуукской области штата Юкатан, в 80 км от моря и в 130 км от Чичен-Ицы. Подлинное название города, как водится, неизвестно. Известна точная дата основания города, она задокументирована — 7 августа 1007, и его основатель — Ах Суйток Тутуль Шив. Почему же "основанный трижды" тогда? Потому что скорее всего, это дата не основания, а захвата более раннего поселения. Есть версии о ещё двух точках создания города; но всё же древняя история города остаётся пока неизвестной. По стилистическим чертам сохранившихся до сегодняшнего времени здания можно отнести к промежутку от 700 до 1000 годов нашей эры. Ушмаль —один из культурных и политических центров древних майя на полуострове Юкатан. Часть исследователей считает Ушмаль самым красивым городом майя. Во времена расцвета здесь жило до 25 тысяч жителей. Место основания города выбрано необычно: здесь нет естественного колодца-сенота. Полуостров Юкатан расположен на пористых камнях, изобилующих карстовыми полостями и вода здесь на поверхности не держится, почти сразу после дождей уходит глубоко под землю. При этом, почва тут плодородна, а дожди часты. Майя обычно устраивали поселения неподалёку от сенотов, чтоб всегда иметь под рукой запас пресной воды. Жители Ушмаля же, построили для ее хранения подземные цистерны. В отличие от Паленке, Ушмаль никогда не «терялся»: сохранились его описания начиная еще с 16 века.
Когда великая столица тольтеков Теотиуакан пришла в запустение и была заброшена, они сделали своей столицей город Тула. Некоторое время спустя, там началась гражданская война, в результате которой военный вождь Топильцин со своими сподвижниками был оттуда изгнан и отправился в долгое путешествие на север полуострова, попав в земли майя. Топильцин принял имя Кетцалькоатль («голова пернатого змея») и был со временем обожествлен. Майя называли его Кукулькан. Тольтеки-воины обосновались в этих местах, выучили язык майя, а затем объединили силы с племенем ица, захватили Чичен-Ицу и Ушмаль. После чего Кукулькан принялся заново отстраивать город Майяпан. Это был период возрождения искусства и архитектуры майя. Тольтеки ввели в практику деревянные перекладины вместо ступенчатых арок (ограничивающих строительные возможности) и здания приобрели новые черты. Прибрежные города защищались стенами. Новые декоративные узоры, новое оружие, спартанское воспитание новобранцев, расширенные ритуалы жертвоприношений — все это результат тольтекского влияния.
Ушмаль входил в тройственный союз вместе с Чичен-Ицей и Майяапаном, именовавшийся Майяп, что означало «Союз Избранных». Был покинут в 12 веке. Причины исхода ученые называют разные: голод, новое вторжение иных индейских племён, междоусобные войны, перенаселение. ВВС в фильме «Тайны исчезнувших цивилизаций» доказывает, что гибель цивилизации майя произошла из-за небывалой по масштабам многолетней засухи, самой сильной за последние 7 тысяч лет. Есть и более романтическая версия. Когда в 1840 году американец Джон Ллойд Стивенс, вместе со своим другом англичанином Фредериком Катервудом добрались до Ушмаля, для его раскопок они наняли майя из соседней деревни. Те поведали им легенду, объясняющую причину бегства жителей Ушмаля. Из неё следует, что верховный правитель Чичен-Ицы полюбил царевну из небольшого города Лабна неподалеку от Ушмаля. Но правитель Ушмаля опередил и женился на ней. Понимая, что гнев правителя гораздо более могущественной Чичен-Ицы падет на всех, жители Ушмаля из города бежали. И когда разъяренный правитель Чичен-Ицы во главе войска прибыл в Ушмаль, его встретили пустые дома и храмы.
[изображение]
Пирамида Волшебника — пожалуй, самое красивое сооружение здесь.
Город полуразрушен и прекраснейшим из городов майя наверное представляется лишь в реконструкции.
Ну а может, я уже просто начал уставать к тому времени от разъездов: Мексика большая и мы слишком много времени проводим, трясясь в машине.
[изображение]
Перед храмом все обычно хлопают в ладоши.
Получившееся громкое эхо напоминает клёкот кетцаля
[изображение]
Про него записана так же индейская легенда, что рожденный из яйца карлик, сын могущественной ведьмы,
однажды повстречал правителя Ушмаля и сцепившись с ним языками побился об заклад. Что, мол, выстроит
высокую пирамиду за одну ночь, в обмен на символы власти. Правитель посмеялся над уродцем и согласился.
А зря: на следующее утро жители города узрели прекрасное сооружение и пришлось с короной правителю расстаться.
Понятно, это лишь красивая байка: пирамида строилась много сот лет по принципу матрёшки (как и многие другие индейские пирамиды).
Одна прямо поверх другой, слои-надстройки, штук пять последовательно.
[изображение]
Вараны, тут их много по стенам бегает.
Ну и наконец, в завершение — Чичен-Ица. Это самая хорошо сохранившаяся и самая восстановленная археологическая зона. На территории города находилось два сенота: один из них служил источником питьевой воды, другой – для жертвоприношений. Последний назывался Священным. Когда на Юкатан пришли испанцы, они застали его покинутым, но майя продолжали навещать Священный сенот и приносить жертвы. Сейчас потомки майя приходят сюда, чтоб продавать сувениры. И торговцев тут много, очень много. А ещё тут толпы туристов.
Интерес представляет конечно самый знаковый образ, часто ассоциируемый с майя и Мексикой вообще — пирамида Кукулькана (она же Кастильо) с её четырьмя гранями, снабжёнными внушительными лестницами. А ещё в Чичен-Ице есть стадион для мезоамериканской игры в мяч.
[изображение]
Традиционный цвет "Мексика по-голливудски" при ярком дневном свете.
[изображение]
И более холодный, когда солнце чуток закуталось в облака.
Девять ступеней пирамиды символизируют девять уровней загробного мира.
Над входом в храм, находящийся на вершине пирамиды Кукулькана, изображена маска бога Чака (не Норриса).
Считается, что пирамида была оштукатурена и покрашена в красный цвет.
[изображение]
Стадион для игры в мяч. Между ним и пирамидой Кукулькана расположен небольшой храм Ягуара.
Там приносили в жертву капитана победившей команды, чтоб солнце продолжало вставать и мир не разрушился.
[изображение]
Пирамида Кукулькана доминирует с любой точки Чичен-Ицы.