12 апреля 1951 года вошло в историю американских ВВС как "Чёрный четверг". В этот день 48 американских бомбардировщиков в сопровождении 150 истребителей полетели немного побомбить стратегически важный железнодорожный мост, через который велось снабжение корейских и китайских войск. Навстречу им вылетели 36 советских истребителей…
Меньше чем за 10 минут ВВС США потеряли 3 тяжёлых бомбардировщика и 2 истребителя, ещё до 7-ми тяжёлых бомбардировщиков было списано после возвращения на базу. Около 120 человек личного состава попали в плен. Советские истребители вернулись на базу без потерь. Мост не пострадал.
Второе такого масштаба событие, "Чёрный вторник", произошло 30 октября 1951 года. С праздником, товарищи!)))))
На этот раз целью был корейский аэродром Намси, в направлении которого направился 21 бомбардировщик и почти 200 истребителей сопровождения.
показать
Соотношение охраняемых и охраняющих наводит на мысль, что аэродром американцев не так, чтобы сильно интересовал (советские и китайские самолёты базировались в Китае, туда американцы не залетали). Скорее бомбардировщики были приманкой, на которую должны были отреагировать советские истребители и попасть в ловушку. С другой стороны, сам ремонт аэродрома, который не мог остаться тайной для американского командования, тоже мог быть задуман для того, чтобы привлечь американские самолёты.
В американской системе управления боем что-то не сработало – новые F-86 отстали от графика и не смогли перехватить 44 советских самолёта. Уже после войны выяснилось, что советские военные сумели правильно определить направление движения американской авиационной группировки по показаниям РЛС и данным радиоразведки. Судя по всему, американцы просто не знали, что с той стороны работают локаторы… Соответственно и советские истребители взлетели до того, как американские бомбардировщики были обнаружены визуально. Именно поэтому F-86 опоздали на перехват.
Основная же группировка оказалась практически беззащитной. Оборонительное вооружение бомбардировщиков, дистанционно управляемые турели с крупнокалиберными пулемётами, были рассчитаны на скорости обычных винтовых самолётов. Истребители сопровождения для боёв с МиГ-15 не годились.
По советским данным в последовавшей свалке были сбиты 12 В-29 и четыре F-84. По свидетельству штурмана одного из В-29, который участвовал в этом налёте и позднее попал в плен, на всех уцелевших бомбардировщиках были убитые и раненые. Советские потери – одна машина. Ни одна бомба на аэродром не упала.
После этого боя руководство ВВС США отказалось от использования В-29 в дневное время. Такого не было даже во время налётов на Третий Рейх, когда 8-я воздушная армия бомбила немецкие города днём, невзирая на потери. (с)