pakt
08:32 18-12-2023
Одинокая толпа (англ. The Lonely Crowd)
Девид Рисман в своей монографии выделяет три типа «социального характера», три механизма, с помощью которых люди приспосабливаются к обществу, в котором они живут: ориентированный на традицию, ориентированный на себя и направленный на других.

Традиционное общество («tradition-directed people»).
Доиндустриальное, "базовое" общество с высокой рождаемостью и высокой смертностью. Поведение личности диктуется клановыми устоями, профессиональными сообществами, кастами, родственными связями и ритуалами. Главным достоинством личности, входящей в это общество, является её «полезность». Наличие личной инициативы не поощряется. При этом ценность личности в обществах этого типа может быть выше, чем в более развитых государствах.

Общество индивидуальности («inner-directed people»)
Характерно для модерновых обществ с высокой рождаемостью и низкой смертностью. Личная инициатива и "успешный успех" выходят на первый план. "Внутренне-ориентированному типу личности нравится действовать в одиночку, и хотя он приводит свое внешнее поведение в соответствие с общественными нормами, мнение других мало влияет на его внутреннюю жизнь. Он скорее предпочитает, чтобы его уважали, чем любили" (АУФ).

Рисман подчеркивает, что inner-directed people не являются «лучшим типом» или даже менее конформным: отличие в том, что "внутренний гироскоп" был имплантирован такой личности его родителями, и он живет их ценностями, а не своими.

Общество конформизма («other-directed people»)
При формировании личности в обществе с низкой рождаемостью и низкой смертностью более значимую роль играют масс-медиа и сверстники, чем семейные традиции. Конформный тип личности доминирует в экономике, ориентированной на услуги, торговлю и коммуникации. Этот тип очень чувствителен к предпочтениям и ожиданиям других. Конформист всегда держит "антенну" поднятой, чтобы принимать сигналы других людей, и наблюдает за тем, что они делают, думают и чувствуют, на своем "радаре"; он обращается к своим сверстникам и средствам массовой информации за советом о том, как жить, и предпочитает, чтобы его любили, а не уважали.

***

Рисман утверждал, что по мере своего развития общества имеют тенденцию "фазового перехода" - традиция - на себя - на других. На момент публикации книги (1950 год) он предсказал, что хотя большая часть американцев ориентирована на себя, но "конформистов" будет становиться всё больше, и они станут доминирующим механизмом социального взаимодействия в обществе.

К частностям: в обществе, ориентированном на других, обучение этикету (средству сближения с людьми и одновременно способом держаться от них подальше) заменяется обучением потребительским вкусам. Социализация среди ориентированных на других сосредоточена на «умении и чуткости возможных вкусов других, а затем на обмене взаимными симпатиями и антипатиями для установления близости». Вам понравился этот фильм? Вы слышали об этой группе? Вам нравится этот ресторан? Вы видели этот забавный клип на YouTube? Коммуникации становятся способом демонстрировать свои вкусы - и видеть, получают ли они одобрение от других. Вечно тревожное и вечно неудовлетворённое вниманиеблядство.

В общем, судя по краткой выжимке-рецензии- книга любопытная. Но на русском я её не нашёл - а жаль (на английском закину в комментарии, но сам не осилю). Понятно, что есть "Бегство от свободы", "Одномерный человек" и проч. - но всё-таки хотелось бы.

***

ps отражение типов в литературе прослеживается, все эти чацкие и о'хары (man vs society) как модерновое против традиционного, а затем контркультурное конформное против конформного.