truedowngrade
22:01 17-05-2024 Болонская система образования в России доживает последние месяцы
Высшее образование в России ждёт новая реформа - и на этот раз её с полным правом можно назвать ожидаемой и многообещающей. Речь идёт об отказе от Болонского процесса, международной системы по стандартизации высшего образования, к которой наша страна присоединилась в 2003 году. Именно ей мы обязаны введением бакалавриата и магистратуры, именно она фактически уничтожила проверенную временем ВУЗовскую систему специалитета. Спустя 22 года после введения болонских стандартов мы снова возвращаемся к прежним отечественным традициям. Жаль, что ждать этого события пришлось очень долго.


На 2003 год у нас была отлаженная система, при которой студенты университетов и институтов обучались пять лет и получали диплом специалиста - такой же есть и у автора этих строк, ведь мне повезло застать эпоху, когда магистратура, ЕГЭ и прочее гэ могло присниться только в страшном сне. Да, прежние подходы не были идеальны, как не бывает идеальным любые структуры и методики, созданные людьми. Но то, что пришло на смену специалитету, не обладало какими-то очевидными плюсами. Кроме сокращения времени обучения и разделения его на три ступени сказать про нынешние "вышки" просто нечего. К чему было усложнять? К чему было перекраивать сложившуюся систему? Болонский процесс именуют международным стандартом — но придерживаются его принципов всего лишь 44 страны мира, среди которых такие известные кузницы интеллектуальных кадров как Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова и Ватикан. Надеюсь, читатели простят мой сарказм - я уверен, что университеты всех этих государств хороши и обладают определённым потенциалом, но просто не дотягивают до масштабов и наследия отечественных. А значит примерять у нас подходы, которые устраивают Кипр или Молдову, вовсе не обязательно.

Адепты и лоббисты болонского процесса в образовании говорили, что его введение сделает российских выпускников конкурентноспособными на Западе и откроет все границы. Вот только почему-то авторы таких смелых заявлений забыли, что никто в Старом Свете не рад тысячам выпускников из России, независимо от цвета и надписи в дипломе. По крайней мере, новейшая история продемонстрировала вопиющую ошибочность подобных суждений.

Образование — не поле для экспериментов или слепого копирования стандартов, принятых в странах, высокомерно считающих себя центрами мировой науки и культуры. Задача колледжа или университета заключается в обучении специалиста, поддержке юных талантов и развитии личности, чтобы человек и сам себя реализовал и на благо людей комфортно трудился без каких-то искусственных ограничений или запретов. Вот об этом нельзя забывать. Так что выход из болонской системы вполне может открыть новые возможности для подрастающего поколения.