Книга 2011 года.
Пропускаю предисловие, лирику.
Автор описывает, что изначально мусульманство было переосмыслением древне арабских верований, переложением их на библейские мотивы. Точно так же как древние римляне переназвали богиню Афину в Богородицу - аналогично Аллах это изначально один из языческих богов в верованиях арабов, как положено входящий в пантеон там у него дети жены тоже боги. С приходом христианства конечно большую часть семейства объявили неканоном.
В доисламских верованиях арабов Аллах даже не был центральным богом. С другой стороны - для политеизма в порядке вещей когда какие-то боги со временем переходят на главные роли из второстепенных, скажем тот же Зевс изначально был одним из младших богов, ребенком титанов, что не помешало ему этих титанов поубивать и их власть захватить. Все это конечно было отражением реальной политики - некое племя, считающее своим покровителем Зевса, захватило судя по всему город или более крупное племя, поклонявшееся титанам. (С другой стороны это можно считать метафорой наступления цивилизации на природу.)
В целом еврейские верования для арабов чем-то новым не были - дочерта евреев жило в аравии веками задолго до христианства даже. То есть Яхве был прочно вплетен в арабский пантеон, и в какой-то момент объединился там с одним из не самых крупных местных богов - Аллахом, что примерно соответствовало влиянию еврейской диаспоры в Аравии (небольшому).
Вообще у античных людей монотеистические религии никакого отторжения не вызывали, в первую очередь потому что средний античный человек был очень даже скептически настроенной личностью, и он прекрасно понимал, что ничерта не знает что там реально происходит на небесах и кому реально идут его молитвы. Он рассматривал религию примерно так же как обыватель сейчас смотрит на мобильный телефон - он в целом без понятия что там за магия происходит внутри девайса, однако ну вот на кнопки нажимаешь и есть понятный результат. Так же и для античного человека - вот понятный ритуал, мужики говорят что помогает, ну и прекрасно. Другая религия - это типо мобила другой модели, магия внутри нее какая-то другая, ритуал чуть отличается, но общая суть для обывателя примерно та же.
Автор описывает, что вообще говоря еще до появления ислама - христианство само по себе считало ближневосточные ответвления еретиками, особенно после Никейского Собора. Они все считались церковью монофизитами, и их учения были запрещены. Собственно с никейской точки зрения ислам это монофизитство и есть тк признает только человеческую природу Христа.
Даже Коран не был чем-то не имеющим аналогов - разнообразные дополнения к Библии писали (и до сих по пишут) все кому не лень. Даже не считая того, что и Новый Завет сам по себе дополнение к Торе.
Да кстати единобожие тоже не было изобретением христиан - его изобрел Заратустра за тысячу лет до нашей эры. Другое дело, что зороастризм со временем развился до многобожия (что нормальное развитие для всех античных религий).
Между прочим, версии о дате рождения Мухаммеда расходятся. так как в Аравии того времени это вообще не считали нужным запоминать, вероятно не знал этого и сам Мухаммед.
Мекка была центром паломничества региона еще в дохристианские времена. Это было крайне выгодно правителям города не только благодаря постоянному притоку туристов, но так же потому что земли вокруг города считались священными а значит безопасными для торговли. Короче Мекка была даже не столько религиозным, сколько торговым центром, и деньги там крутились огромные.
И хотя Мекка не была крупнейшим таким хабом и вообще стояла в стороне от большинства торговых путей в Византию (главный партнер) - город оставался универсальным молельным местом, так как в нем стояли святилища всех крупных богов, христианского конечно тоже.
Идет описание жизни Мухаммеда. Из интересных деталей - мужик заплетал дреды.
На самом деле очень ровная биография с аккуратным сведением источников и большим вниманием к тому как реагировало общество на Мухаммеда - понятно что всеобщим почитанием он сразу же не страдал, тем более что ни море не раздвигал, ни даже воду в вино не превращал. Как минимум в первые годы Мухаммед не сильно отличался (с точки зрения окружающих) от множества местных оракулов, исполняющих стихи на религиозные темы.
В отличие от Иисуса, Мухаммад в первые годы проповедовал достаточно скрытно, только среди друзей и знакомых, и отклик встречала в первую очередь не концепция новой веры (особо учитывая что не настолько она была и новой) а идеи социальной справедливости - в Аравии того времени власть принадлежала кланам, каждый устанавливал свой закон и более богатый клан мог легко терроризировать все остальные. Людей, которых это не устраивало было полно.
То есть Мухаммед был в первую очередь политиком.
Мухаммед сколотил круг сторонников, большей частью из высшего сословия, то есть это были лидеры небольших кланов, которые хотели договориться, захватить власть и навести порядок. Уже после этого со сторонниками за плечами Мухаммед перешел к публичным проповедям, и только спустя три года они стали именно что яро религиозными. Именно тогда объявил себя главным пророком, равным Исе и Мусе. Что воспринималась как особая наглость. Что важнее - он таким образом ставил себя выше всей остальной сложившейся организации Мекки. Выступая против идолов он в первый очередь атаковал систему, и значит правящий клан. Тонкость так же состояла в том, что сам Мухаммед через свою жену тоже какбы был одним из элиты.
Вобщем Мухаммед открыто разгонял из Мекки паломников, властям это не нравилось, с ним пытались договариваться, потом объявили ему торговый бойкот. Это ударило и по его сторонником, среди которых было много кланов, и под угрозой резни бойкот сняли.
Тогда его начали травить. Далее Мухаммед тайно бежит из города, и все понимают, что назад он вернется уже с армией. За его голову назначают награду. Год, когда Мухаммед прибывает в оазис Ятриб называется сейчас Первым Годом Пророка. А сама деревня - Городом Пророка - Мединой.
Ятриб в седьмом веке населен арабами, перешедшими в иудаизм. Оазис живет засчет выращивания фиников и торговли ими. Ятриб место богатое конечно, но не культурный центр, как Мекка. Медина в тот момент была на грани внутренней войны и им требовался уважаемый человек со стороны, чтобы прийти к какому-то решению, то есть принимали диссидента они не просто так а с вполне конкретными целями. То что этот человек заявлял свои решения идущими напрямую о бога - тем лучше (плюс он приезжает не один а с сотней сподвижников).
Роль судьи значительно повышает авторитет Мухаммеда, тем более что опять же - идеи объединения арабов под едиными справедливыми законами в целом близка людям.
Очень скоро Мухаммед начинает писать первую конституцию, где уравнивает жизни всех людей (что нововведение для арабского общества и серьезно добавляет сторонников среди низов) а так же отрицает принадлежность человека к клану. Так же он ставит вне закона ростовщичество и открывает в Медине не облагаемый налогами рынок. Так же он вводит десятину, которая взимается со всех и потом распределяется среди бедных.
Опять же не сложно заметить, что это не столько религиозная деятельность сколько политическая, и религия используется чисто как метод легитимизации (что вообще говоря было в порядке вещей как в античности так и в средневековье).
Ислам нес множество революционных идей для ближнего востока. К примеру он давал право наследования женщинам и вообще выводил их из статуса собственности. Более того он дает женщинам право на развод и даже, о ужас, ограничивает число жен (впрочем последнее до сих по вопрос спорный). Сам Мухаммед после долгой жизни с одной женой (она умерла еще до его побега из Мекки) женился еще девять раз - но большинство этих браков были чисто политическими. Аише в момент такого брака не было и девяти лет, но опять же это было скорее помолвкой чем реальным браком.
Хиджабы существовали в Аравии задолго до ислама (собственно христианская косынка это примерно то же самое в базовой идее). Они вообще изначально были знаком статуса, так как демонстрировали, что женщина может не работать, аналог длинных рукавов. Сам Мухаммед ввел правило покрывать лицо только для своих жен, и это было скорее всего мерой для их защиты от толпы племен, которая постоянно торчала у его дома и только увеличивалась со временем.
Само словосочетание "дарабат аль-хиджаб" означает "стать женой Мухаммеда", то есть больше ни одна женщина в округе носить хиджаб не имела права. Расширили правило на всех уже последователи, объясняя это тем, что всем женщинам надо брать пример с жен Мухаммеда, но сам он этого правила не вводил.
Со смертью Мухаммеда исламское государство стремительно росло, за следующие два века превратившись в одну из крупнейших империй своего времени, естественно законы, которые устанавливал Мухаммед - на общество такого размера рассчитаны не были. Поэтому с его смертью главный авторитет перешел к сторонникам, видевшим его вживую. Они дополняли законы при помощи "хадисов" - устных рассказов о Мухаммеде.
А когда умерли они - их место занял тот, кто уже застал их. И пошли рассказы о рассказах о рассказах - "табиун".
За два века хадисов накопилось почти с миллион, они противоречили друг другу, несложно догадаться что наговорить столько Мухаммед не мог при желании. Все это начали толком приводить в порядок только в 9-10 веках.
Концепция на самом деле не такая далекая от христианства, Библию не только писал не Иисус, но даже его прямая речь в евангелиях встречается редко.
Вообще как и любая религия - ислам постоянно находился и находится в процессе трансформации, одни и те же строки Корана толкуются совершенно разными способами, плюс сам по себе древнеарабский язык многозначительный, плюс стихотворный стиль способствовал.
После смерти Мухаммеда центром ислама стал Умар ибн аль-Хаттаб, и вот уже он считается женоненавистником, в том числе он терроризировал вдов Мухаммеда, ввел побивание камнями итп.
В книге идет большое лирическое отступление и потом автор возвращается к биографии Мухаммеда. Итак, Мухаммед объявляет Медину святым городом, что делает ее прямым конкурентом Мекки, таким образом война между городами становится неизбежна. Более того мусульмане начинают нападать на караваны идущие в Мекку, и предлагать Медину как альтернативный более безопасный рынок. Крышу короче.
Во время одного из таких нападений курайшиты (клан Мекки) устраивают засаду и начинаются военные действия.
Примерно в это время вводится и концепция джихада. Который в первую очередь регламентирует внутреннюю войну, которую ведет человек со своими же соблазнами. "Малый джихад". Однако были расписаны и правила традиционной войны, опять же прогрессивные для своего времени - к примеру джихадисту запрещалось атаковать нонкомбатантов, женщин и детей например. Позже это будет расширено, запрещая пытки и насилие над пленными например, разрушение имущества. Конечно эти правила будут регулярно нарушаться, но
Единственная какбы условно "религиозная" война, которую Мухаммед вел - была ровно против те же курайшитов из Мекки, и несложно заметить, что противоречия между сторонами не касались их религиозных взглядов вообще никак. Противостояние было экономически-социальным. Как обычно.
Конечно во времена крестовых походов эти взгляды пересмотрели, но не сложно заметить, что это запад вел крестовые походы на восток, а не наоборот. Мусульмане как раз защищались.
Победа над курайшитами - одним из самых крупных кланов Аравии - стала переломным моментом ислама. Более того война поляризовала кланы на две стороны про-курашитскую и анти-курашитскую (или антиисламскую и происламскую), таким образом ислам значительно набрал сторонников.
Так и на этом моменте я остановлюсь. Это была треть книги. В принципе интересно, хотя автор делает не очень приятные отступления и скачки по хронологии.