Мы не имеем своих детей. Но мы сами были ребёнком и ещё помним, как тогда рассуждали.
Поэтому думаем, что можем это написать.
Правило, которое ребёнку взрослым не объяснено и не обосновано, но к выполнению которого ребёнка тупо принуждают с позиции "я взрослый, ты обязан меня слушаться", а попытки обсудить, зачем и почему, обрываются "не смей перечить", будет выполняться ровно до тех пор, пока ребёнок не вырастет - когда его уже никто не сможет заставить. Никакая "выработанная с детства привычка", никакой "родительский авторитет" и никакая ужасная жестокость наказаний в детстве не удержат человека от прекращения бессмысленных действий во взрослом возрасте. Только понимание смысла правила, реальных последствий его нарушения и принятое на этом основании внутреннее решение его выполнять. ВНУТРЕННЕЕ. Вот это и называется - "внутренние убеждения", "совесть" и "моральные принципы". А не этот ваш вбитый "витамином Рэ" судорожный страх кары за нарушение, который успешно отваливается при попадании в ситуацию безнаказанности (например которую создаёт любая властная должность, чем больше власти, тем больше безнаказанность).
[ядовито]
А потом высокоумные рассуждатели высокоумно рассуждают о глубокой внутренней испорченности любого ребёнка, о внутренней обязательной порочности любого взрослого и о том, что праведным и порядочным человеку возможно быть лишь исключительно в условиях жестоких запретов и ограничений на всё и вся, и непрерывной слежки 24/7/365, недопущении никакой "свободы воли" и обязательной смертной казни за любой грех, желательно максимально жестокой, чтоб неповадно было. И даже такими драконовскими методами всё равно не выходит всех сделать праведными и целомудренными, одни ханжи, лжецы и лицемеры множатся, вот ведь закавыка какая.
Но человеку, у которого на месте совести и убеждений стоит только страх наказания и страх перед начальником, крайне трудно своему ребёнку объяснить смысл и логику того или иного правила вне привычных рамок страха перед насилием. Потому что сам не понимает. И не представляет, как можно иначе. Мы бы их, бедняг, даже могли бы и пожалеть (тяжело жить в рамках страха вместо понимания структуры причин и следствий), если бы они с таким упоением и стальной убеждённостью в своей правоте не уродовали других по своему образу и подобию.