emergency
16:38 08-10-2025 Шестнадцатый век - ватикан, османы, германцы, китай
Пошли по дополнительным книгам/странам шестнадцатого века.
Вообще с этого века прямо очень много стран становятся интересны для истории. Англия, Испания, Индия, Голландия, Нидерланды, Польша, количество игроков на мировой арене резко увеличивается, все резко становятся самобытными интересными национальностями, когда казалось бы только вчера были единым неразборчивым месивом. Вот что делает скачок госпропаганды.
Нам кажется что мир быстро меняется - люди шестнадцатого века считали, что он резко перевернулся с ног на голову и продолжает дальше вертеться в гробу с нарастающей скоростью.

В любом случае прежде чем добавлять новые страны, пройдусь по старым - любимое мое занятие - читать пять книжек параллельно.

Начнем со списков римских пап

Пий III - 1503 - племянник одноименного Папы, тоже Пия, но второго. Сделать ничего не успел т.к. правил всего 27 дней, и умер.
Юлий II - 1503 - все правление занимался походами в рамках итальянских войн, в частности (неудачно) пытался загасить города-государства, чтобы стать автократом как все остальные
Лев X - 1513 - Медичи, на момент избрания Папой даже не был священником. При нем католическая церковь раскалывается реформацией и теряет контроль над Европой. Лев делает попытки остановить итальянские войны, в частности договаривается о независимости Франции. При нем бардак в Риме достигает пика. Много срется с Лютером, но не решается его сжечь, видимо боясь повторения истории с Гусом. Растратил почти все деньги на празднества.
Адриан VI - 1522 - декан университета, воспитатель императора, главный испанский инквизитор. Делал попытки конт-реформации, но не успел их толком провести, тк быстро загнулся.
Климент VII - 1523 - Медичи. Как и прочие папы, по уши ввязан в итальянские войны, в процессе которых немцы страшно разграбляют Рим. При нем отделяется Англия. В целом считается страшным неудачником.
Павел III - 1534 - начинает полномасштабную войну с Реформацией учреждением инквизиции по примеру испанской и иезуитского ордена. Созывает анти-реформаторский собор, однако при его жизни там снова ничего не добились из-за его попыток противостоять немецкому императору.
Юлий III - 1550 - делал вялые попытки контр-реформации, большую часть времени при этом тупо сидел у себя во дворце и бухал
Марцелл II - 1555 - почти сразу помер после избрания
Павел IV - 1555 - еще один верховный инквизитор, но теперь итальянский, создал первый чисто боевой монашеский орден (см театинцы), на троне занимается зверскими чистками, антисемитизмом, активно сжигает неугодных, составляет индекс запрещенных книг, помирает прямо во время сожжения очередной ведьмы
Пий IV - 1559 - Медичи, учредил Орден Иоанна Латеранского, предназначенный вообще для людей непричастных к церкви, завершает наконец-то контр-реформаторский собор, в финале создается Тридентский катехизис - основная инструкция по католичеству для младших священников, в это время пол европы воевали сами с собой в религиозных войнах, но Ватикан в это не вмешался, видимо после века итальянских войн он ненавидел всех одинаково
Пий V - 1566 - инквизитор, сторонник аскетизма, стандартизирует мессу, продвигает труды Аквинского, впервые идет на противостояние с реформаторами (французскими гугенотами), противостоит Турции
Григорий XIII - 1572 - юрист, переходит на григорианский календарь, ведет опять же довольно спартанский образ жизни, создает в Риме учебные заведения, активно занимался дипломатией для противостояния реформации
Сикст V - 1585 - перешел в католичество из православия, пропагандист, наводил порядок в Риме и окрестностях, поддерживал Испанию в войне с Англией, боролся с малярией в Ватикане, пока сам же от нее не помер
Урбан VII - 1590 - умер через две недели после избрания
Григорий XIV - 1590 - тоже довольно быстро умер, разве что успел поучаствовать в религиозных войнах во Франции
Иннокентий IX - 1591 - умер спустя два месяца после избрания, сделать ничего не успел
Климент VIII - 1592 - юрист и администратор, занят борьбой с испанским влиянием, расширяет территорию папских владений, завершает религиозные войны во Франции, создает антитурецкий альянс, делает неудачные попытки обратить в католичество Русь, сжигает Джордано Бруно, продолжает в антисемитизм, благословляет пришедшее из Турции кофе

Ок, переходим к османам
Я забыл на какой книге основывал прошлый пост на тему, так что беру Османская империя: Шесть веков истории от Оливье Буке. Книга очень свежая и говорят она ок.

Если вы вдруг смотрели сериал "Великолепный век" (я нет), то возможно знаете, что этот самый великолепный век для Турции - это шестнадцатый век. Пока Европа горит в огне религиозных войн, лютует испанская инквизиция, Османская Империя, будучи одной из первых держав нового времени, тем более прямой наследник Золотой Орды - выгодно выделяется на общем фоне, это самое цивилизованное и приличное место на планете, и в мировой истории не так важно насколько ты хорош, важно - насколько ты лучше окружающих. Не нужно бежать быстрее медведя, нужно бежать быстрее самого медленного туриста.

В прошлом посте я остановился на Баязиде II (1481). При нем империя продолжает экспансию во все стороны, полностью берет контроль над Черным Морем, активно участвует в итальянских войнах, долбая там города-государства, пока с других сторон эти города долбают римские папы и немецкие императоры, вообще века где-то с пятнадцатого жизнь городов-государств очень сильно не сахар.

Турция становится мощнейшей морской державой, способной десантировать армии по всем берегам Черного и Средиземного морей, что как вы понимаете адская мощь, это тоже самое что контроль воздуха в современной войне.

В 1512 к власти приходит Селим I, и главным врагом турков к этому моменту становится Иран, и вообще влияние средней азии, которая не способна родить новых чингисханов-тамерланов, но требует значительно больше внимания чем Европа, сильно занятая самой собой, и которой лучше всего просто не мешать саму себя разваливать. Вобщем Турция двигается на восток и на юг, где громит опять же средневековые державы, какбы занимая вакуум современной власти.

Далее Сулейман I Великолепный (1520) продолжает дело предшественников в объединении под собой мусульманского мира. Впрочем это не мешает ему отвлекаться и между делом взять Белград и Венгрию, пользуясь очевидно развалом местных властей.

Его сын Селим II (1566) наконец-то встречает серьезный отпор, Европа, к этому времени уже начинающая отходить от внутренних склок, создает Священную Лигу и топит турецкий флот. К этому времени Турция примерно достигает пределов.

Здесь сделаю лирическое отступление касательно империй. Смотрите, то что мы называем словом "империя" это очень разные политические образования.
Скажем вот были античные империи, условно Вавилон, Египет - это были такие тоталитарные муравейники, сравнительно небольшие по размеру и супер упорядоченные.

Потом были средневековые империи - Рим, Македония, Орда - это были империи-франшизы. То есть условный Цезарь не контролировал римские провинции, он устанавливал некоторые стандарты, и далее собирал деньги чисто за право этими стандартами пользоваться. Очень похожим образом действовали монголо-татары и во многом, Ватикан и Византия.
Это были огромные образования, при этом довольно хрупкие, так как сильно зависели от желания отдельных правителей оставаться частью франшизы.

Наконец империи с шестнадцатого века - Османы, Германцы, Испанцы, Русь - это уже империи почти в современном понимании. Централизованные, но при этом не слишком централизованные. Они не могли дотянуться до размеров Орды или Рима, потому что не могли контролировать слишком большие пространства, но при этом могли похвастаться большей стабильностью.

Османы в этом смысле имели серьезное преимущество - контроль над Стамбулом давал им прекрасный совершенно доступ ко всем европейским морям, то есть у них была налажена невиданная по меркам своего времени связь и невозможная для всех остальных способность перебрасывать огромные армии через всю империю фактически по щелчку. Но даже они при все своей мощи не могли скажем занять всю Среднюю Азию до Китая, даже учитывая слабость местных властей, это тупо была слишком большая территория.

При этом империи нового времени пытаются перенимать идею франшизы, для Германии и Испании это католичества, для Турции ислам, для Руси православие. Вступая в такую империю ты не просто меняешь одну оккупационную администрацию на другую - ты становишься частью бренда, сверхидеи, единой вселенской организации. Выходило это конечно значительно слабее чем раньше, потому что таких умных вокруг был вагон, особо реформация значительно увеличила набор альтернативных путей в рай на все вкусы.

Так же обращу внимание, что в отличие от Руси, которая после начального толчка, данного Иваном Третьим - очень быстро начала разваливаться после Грозного - турки налаживают супер упорядоченную и бесперебойную систему где каждый следующий правитель как по нотам продолжает дело прошлого.
Вообще упорядоченность турецкой культуры у нас сильно недооценивается, мы привыкли что порядок это немецкая фигня, хотя у турков с ним тоже вот все путем.

Так же как и Русь, будучи наследником Золотой Орды, Туркция перенимала ордынский подход к религии, когда с одной стороны она громко кричала о собственной святости и каноничности, с другой - вела вполне прагматичную аккуратную политику по отношению как к врагам-единоверцам так и к собственным провинциям другой веры. К примеру в составе Османской Империи вполне нормально живет как Армения так и Балканы, и султаны прекрасно понимают, что чрезмерно вмешиваться в их дела себе дороже. То есть там конечно идет исламизация, но скорее ползучая и часто более-менее добровольная.

Одновременно из война со Священной Лигой - совершенно религиозная по форме. Но это не мешает туркам играть гибкую роль в европейской политике, например выступать на стороне французов против немцев и наоборот.

Интересно, что турецкий ислам это фактически победившая исламская реформация - он более строгий чем арабский, массово выносил прочие погрязшие в разврате султанаты и не слишком яро, но настойчиво продвигал духовность и умеренность новой администрации.
При этом в Османской Империи продолжал действовать греческий православный патриах, никем кроме греков не признаваемый, но всетаки. Одновременно в империи живут евреи, причем значительно свободнее чем где-либо, особо учитывая европейские религиозные войны и чистки, где все стороны смотрят на них косо.

Конец шестнадцатого века, время когда Османы уткнулись в пределы и не до конца понимают что теперь делать. Султаны начинают походить на римских консулов времен развала или пап римских опять же перед самым развалом.
И это уже подход к Мехмеду III и семнадцатому веку.

Книга в целом норм, ничего особого, вполне аккуратный обзор.

Далее Германия. Я попробую взять книгу "Габсбурги: Власть над миром" Мартина Рейди для этого периода. Книга лондонского профессора 2020 года. Причем возможно пойду с начала, потому что прошлая книга по Германии была не супер хороша.
Габсбурги кстати существуют до сих пор, глава их семейства полгода назад выступал с речью в защиту Украины. А его доча фотомодель. Они чем-то похожи на современных Романовых.

К книге. В предисловии автор замечает, что Габсбурги активно пользовались легендами о "последнем императоре", который якобы передаст власть Иисусу Христу, чтобы тот уже далее провел страшный суд и ввел людей в царствие божие. Подразумевалось, что немецкий император - это и есть тот самый "последний". Подразумевалось, что этот же император подготовит войска к битве с антихристом, чтобы Христос его в одно рыло не пинал, и крестовые походы подразумевались какбы тренировкой перед настоящей войной с вселенским злом. На этой же логике базировалась и война императора с реформаторами. Что характерно - обосрался он с обеих.

Между прочим - немецкий император это была не наследственная должность, а избираемая. Выборы естественно были не всеобщими, в них участвовали главы провинций (система чем-то похожая на турецкую). Другое дело, что Габсбурги рассаживали по провинциям своих родственников, таким образом веками держали власть внутри семьи. Ровно как и турки.

До 1470х годов Габсбурги были важным, но все-таки региональным кланом, периодических прорывавшимся к императорскому трону, но не слишком часто, в основном они правили Австрией и Словенией (немецкими провинциями в то время). В шестнадцатый веке все изменилось, клан оказался в правильном месте в правильное время, в момент возникновения автократий по всему миру он был на коне, и далее удержаться уже было значительно проще. К концу шестнадцатого века империя Габсбургов еще обросла колониями и стала первой империей в мире, над которой не заходило солнце, обогнав англичан (которые продолжали выбираться из-под испанцев в это время).

Забавно, что в список своих титулов Габсбурги включали земли, которые фактически не контролировали, типо скажем Иерусалима. Это на самом деле было в порядке вещей, полно таких примеров в истории. Не буду показывать пальцем, что мне это напоминает.

Пролистываю начало книги до конца пятнадцатого века, а точнее до 1486 года, когда к власти пришел Максимилиан. Мужик был характерным автократом, везде развешивал свои портреты в стиле тн северного возрождения, на этом кстати поднимался Дюрер. На воспевание его удивительных способностей была направлена вся мощь немецкой пропаганды. Планировали написать аж 130 томов мифологизированной "биографии" императора. Закончили правда только два.
Олсо он нарисовал себе генеалогию одновременно и от Ноя и от Осириса.

При всем при этом, Германия к концу пятнадцатого века выглядит все еще довольно жалко и раздробленно, Максимилиан тонул в долгах. Города постоянно бунтуют, один из них держит Максимилиана в плену. Вобщем понтов у него было сильно больше чем реальных возможностей. Он постоянно горит проджектами, задумывает крестовый поход, потом хотел баллотироваться на Римского Папу и тп, но быстро их бросает. При этом он очень удачно обустраивает браки своих детей, так что Габсбурги в следующих поколениях протягивают щупальца везде где можно.

"Похоронили императора между тем не в помпезной гробнице, которую он велел соорудить в Инсбруке, а в часовне Святого Георгия в Винер-Нойштадте, в простом мраморном саркофаге, который заодно служил и алтарем. Император положен там как кающийся грешник, и согласно протоколу, который он сам составил, его тело перед погребением высекли, голову обрили, а зубы выбили. Даже в смерти Максимилиан не утратил навыка совершать эффектные жесты"

Еще в старости он везде возил с собой гроб. Для себя.

Лютеранская реформация зарождается в атмосфере восторженного хаоса, Германия этого времени вообще походит на Италию.

В 1516 к власти приходит Карл V. Который благодаря династическим бракам оказывается еще и королем Испании, ровно в тот момент как конкистадоры захватывают гигантские территории по всему свету. Испания видит своего короля в гробу, и поэтому он предпочитает править издалека и руками местных властей. Это очень похоже на то, как Турция в это же время правила Балканами. Испания в результате откупается без малейших трудов, ее обливает фонтанами американского золота, она реально жует деньги жопой.
При этом Карл все равно вечно в долгах, его доход в два раза меньше французского и в четыре раза меньше турецкого.

Большую часть правления Карл занят итальянскими войнами (читай - разграблением Италии вместе с прочими автократиями). Но воюет и с других сторон. Шестнадцатый век это когда все воюют, идет массовый передел власти. Он не похож на средневековое бурление говн прошлых веков, скорее на толкотню среднекрупных рыб в тесной бочке.

"В 1519 г. Карла заочно избрали императором Священной Римской империи и преемником его деда Максимилиана. Исход выборов не был предрешен: всерьез рассматривалась кандидатура французского короля Франциска I (и, с меньшими шансами на успех, английского Генриха VIII). Однако сторону Карла взяли южногерманские банкиры. Взятки, которые они раздали курфюрстам в виде чеков, выписанных на более позднее число и подлежащих оплате только в случае избрания Карла, сыграли свою роль. "

Из путанных династических интересов Карл оказывает покровительство Лютеру, уже вообще-то отлученному к тому времени. Скоро это все выйдет боком, потому что в 1525 начнутся крестьянские войны. Далее он разграбляет Рим, что кстати использует чтобы заставить Папу его короновать.
Как и отец - Карл Пятый активно женит детей на всех возможных королях, распространяя щупальца династии еще дальше.

Карпл прекрасно видит, что реформация разрушает империю, и поэтому активно толкал церковь к контр-реформации, пытался найти компромисс. Папы сопротивлялись, поэтому процесс растянулся на несколько десятков лет.
Закон "Чья земля того и вера" - тоже был одной из таких попыток, причем очень удачной. Часть реформаторов согласились ограничиться самоуправлением, а оставшихся Карл разбил на поле боя.
Вообще люди склонны недооценивать силу компромисса в политической борьбе. История раз за разом показывает, как сравнительно несущественными уступками правитель заставляет своих значительно более сильных врагов раскалываться и воевать между собой. Примеров вагон от гуситских войн до революции 1905 года.

В 1552 на стороне реформаторов выступают французы, и Карл пускается в бега и отрекается. То чувство, когда юридически ты владелец крупнейшей империи на планете, еще и растущей немеряными темпами (плюс твоя династия управляет еще большими землями), но по факту не можешь ее контролировать.

Отдельно обратите внимание что король Священной Римской Империи и ее император - это две разные должности, которые занимали два разных человека. Правда они оба были братьями и оба Габсбургами.
Вобщем ко времени отречения империя распадается на испанскую и немецкую части. Разные Габсбурги правят и той и той.

Тем временем турки разбивают чешско-венгерскую монархию, и Габсбурги под шумок тоже отхватывают себе кусок западнославянских территорий, причем снова династически-политическими методами, а не военными. Балканы в это время главный фронтир против турок и поэтому мощнейшая вообще военная сила, Франции-Германии-Италии отдыхают, снова не буду показывать пальцем, что мне это напоминает.
Позже они станут боевым ядром вообще всей германской империи. Правда пришлось мириться с гуситами (они к этому времени назывались чашниками). Немецкий император какбы одной рукой их порицал ради поддержки Ватикана и значит себя, а другой благословлял ради поддержки себя и значит себя. Впрочем похожее поведение мы видим у большинства империй этого времени.
В любом случае Балканы в шестнадцатом веке непрерывно в полураспаде в разных конфигурациях, я в это даже залезать не хочу.

Главы про испанскую часть империи пропускаю. Это я буду читать отдельно.

К семидесятым годам вся почти Германия протестантская, при том что император формально остается покровителем католичества. Но во всяком случае она не воюет сама с собой, как Франция, Нидерланды и Испания в то же время. При всей веротерпимости, внутри отдельных графств местные правители изгоняют еретиков, так что к восьмидесятым Габсбурги в личных доменах наводят порядок. Церковь к этому времени уже прошла контр-реформацию, и пошла в атаку.

И в этом состоянии мы подходим уже к семнадцатому веку и Тридцатилетней Войне.
Так, остается Китай, его на следующий пост, я вообще не люблю когда посты уходят за 20к символов без ката.