Mina Wolffe
07:43 25-08-2004 Новая книжная рецензия:"Свадьба Палочек".
[изображение]

Роман «Свадьба палочек» Джонатана Кэрролла рассказывает о вампирах так, что возникает вопрос: «Не сменить ли лоботомиста?».

Автор романа «Свадьба палочек» тот еще типчик. Проживающий в Вене американец Джонатан Кэрролл (имя настоящее, не псевдоним, как у Доджсона) пишет книги не ради денег, по крайней мере легких путей к большим тиражам не ищет. Он прислушивается только к себе, не заботясь о критиках, которые в итоге помещают его в некоем пограничье между магическим реализмом и фэнтези. Кэрролл же на этой линии тоже стоять не собирается и в каждом своем тексте исхитряется сходить в обе стороны, при этом невзначай расталкивая локтями Кинга и прочих товарищей по сумеречной зоне.


Очень непрост Кэрролл, в том его сила, но в том же, как водится, и слабость, что особенно заметно по «Свадьбе палочек».
Палочки в книге не простые – это своего рода «мэмори стикс», только не от Sony, а специальные эдакие памятные палочки об особенных событиях и людях, на каждой из них что-нибудь важное вырезано. Надо набрать таких побольше, а в старости, почуяв приближение сами знаете чего, устроить им огненную свадьбу в камине. Зачем? Вероятно, для пущего осознания изысканного кайфа от прожитых наконец-то долгих лет. «Свадьба палочек» – роман довольно печальный, чтобы не сказать угрюмый. Жизнь для главной героини штука очень серьезная, утомительная и вообще сплошной подвиг. Потому что она – разочаровавшийся вампир.

Миранда Романак живет в некоей вполне современной, но одновременно абстрактной Америке, в которой время само по себе значения не имеет. В начале романа она молода, в конце стара, а по шоссе мчатся одни и те же машины. Миранда пишем мемуары о себе, а вот о чем пишет Кэрролл – большой вопрос. Роман начинается длинным и весьма основательным реалистичным вступлением, причем настолько основательным, что успеваешь втянуться и никакой мистики уже не ждешь. Правда, автор развесил где полагается заряженные серебром ружья, но в умении нагнетать страсти сильно проигрывает тому же Кингу. Или – решает иную задачу.

Только с середины книги становится ясно, что реализм Кэрроллу не интересен, и тут уж начинаются скачки галопом.
Неожиданно на страницы выпрыгивает целое братство вампиров, правда, энергетических. Зато одновременно метафизических, ибо бессмертие их соткано из бесконечного числа перерождений. Обычным людям автор отвел роль жертв, они умирают раз и навсегда, хотя потом целыми толпами бродят вокруг Миранды и отчаянно хулиганят. Мертвецы имеют свое место в пищевой цепочке вампиров, но какое – загадка. Вообще загадок очень много, логическими построениями Кэрролл озабочен в последнюю очередь. Кому все-таки отдала раскаявшаяся Миранда свое бессмертие, чего хотели от нее мертвецы, куда она отправилась с последней страницы на инвалидной коляске – можно найти много вариантов ответов.

Автор не настаивает ни на одном, гордо кутаясь в туман писательского мастерства, а читатель по совету одного эпизодического персонажа вполне может призадуматься: а не сменить ли лоботомиста?
Может быть, «Свадьба палочек» – просто неудачная, худшая на сегодняшний день книга Кэрролла, у этой точки зрения немало сторонников. Однако есть и такие, кто видит в романе не менее чем прорыв, новый этап творчества писателя. Дальше от фэнтези, но и ничуть не ближе к какому бы то ни было реализму. Возможно, в Кэрролле проснулась тяга к поэтике мистицизма, в которой целью являются не ответы, а интуитивно поставленные верные вопросы? Текст определенно напоминает сборник коанов, облеченный в форму фэнтези-детектива с элементами метафизического триллера. В любом случае автор заметно перемудрил, хотя даже излишняя мудрота, безусловно, лучше воровства.

Джонатан Кэрролл, «Свадьба палочек». ЭКСМО, 2004.


http://Gazeta.ru