Eagles
14:02 30-08-2004 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕНИЯ ПЕВЧИХ ПТИЦ
А.А.Тиунова (Отдел системогенеза, НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина РАМН)

Животные абсолютного большинства видов способны воспроизводить видоспецифические коммуникативные сигналы без предварительного обучения. Единственный аспект, требующий научения – это ассоциация конкретного вокального сигнала с определенной ситуацией. Напротив, у человека освоение видоспецифической вокальной коммуникации - речи - невозможно без обучения. Из всего многообразия живых организмов только некоторые группы птиц разделяют с человеком эту особенность. Наиболее многочисленная и хорошо изученная группа – это подотряд певчих птиц отряда воробьиных. По общему признаку обучения видоспецифической вокализации, человека и певчих птиц объединяют в литературе понятием “vocal learners”, в отличие от всех остальных видов животных, определяемых как “non-learners”. При этом общим признаком у “vocal learners” является не просто сам факт обучения вокализации, но и ряд существенных характеристик этого обучения:

Обучение происходит в раннем периоде жизни. Во время “критического периода” способность к запоминанию и воспроизведению значительно выше, чем за его пределами. Способность к “позднему” обучению уменьшается, в частности, в результате измененного гормонального фона.
Существует врожденное избирательное предпочтение к восприятию и запоминанию “правильных” звуков – песни своего вида у птиц и звуков речи у человека.
Обучение критически зависит от возможности слышать “модель”, или “учителя”, а также собственную вокализацию в период научения; у взрослых эта зависимость исчезает.
Обучение состоит из двух последовательных фаз – перцептуальной, или сенсорной, когда происходит запоминание вокализации “модели”, и продуктивной, или сенсомоторной, когда формируется собственная вокализация.
Вокализация обеспечивается сложной иерархической системой специализированных областей переднего мозга, в которой взаимодействуют моторные и слуховые центры по принципу обратной связи. Эта уникальная система существует только у “vocal learners”; в то же время, контролируемые ею моторные системы более низких уровней являются общими для всех видов.
Несомненно, аналогия между человеческой речью и песней птиц не может быть полной, но существующее сходство позволяет предположить и сходные нервные механизмы, обеспечивающие обучение. Поэтому постоянный исследовательский интерес к песне птиц поддерживается стремлением не просто понять феномен сам по себе, но и возможностью экстраполировать полученные данные на мозг человека. К настоящему моменту подробно изучена морфология функциональной «системы пения», накоплены данные, описывающие социальные, нейрофизиологические, гормональные, генетические и молекулярные механизмы обучения песне у птиц. В докладе будет дан обзор классических и современных работ, посвященных этой проблеме.