А.А.Тиунова (Отдел системогенеза, НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина РАМН)
Животные абсолютного большинства видов способны воспроизводить видоспецифические коммуникативные сигналы без предварительного обучения. Единственный аспект, требующий научения – это ассоциация конкретного вокального сигнала с определенной ситуацией. Напротив, у человека освоение видоспецифической вокальной коммуникации - речи - невозможно без обучения. Из всего многообразия живых организмов только некоторые группы птиц разделяют с человеком эту особенность. Наиболее многочисленная и хорошо изученная группа – это подотряд певчих птиц отряда воробьиных. По общему признаку обучения видоспецифической вокализации, человека и певчих птиц объединяют в литературе понятием “vocal learners”, в отличие от всех остальных видов животных, определяемых как “non-learners”. При этом общим признаком у “vocal learners” является не просто сам факт обучения вокализации, но и ряд существенных характеристик этого обучения:
Обучение происходит в раннем периоде жизни. Во время “критического периода” способность к запоминанию и воспроизведению значительно выше, чем за его пределами. Способность к “позднему” обучению уменьшается, в частности, в результате измененного гормонального фона.
Существует врожденное избирательное предпочтение к восприятию и запоминанию “правильных” звуков – песни своего вида у птиц и звуков речи у человека.
Обучение критически зависит от возможности слышать “модель”, или “учителя”, а также собственную вокализацию в период научения; у взрослых эта зависимость исчезает.
Обучение состоит из двух последовательных фаз – перцептуальной, или сенсорной, когда происходит запоминание вокализации “модели”, и продуктивной, или сенсомоторной, когда формируется собственная вокализация.
Вокализация обеспечивается сложной иерархической системой специализированных областей переднего мозга, в которой взаимодействуют моторные и слуховые центры по принципу обратной связи. Эта уникальная система существует только у “vocal learners”; в то же время, контролируемые ею моторные системы более низких уровней являются общими для всех видов.
Несомненно, аналогия между человеческой речью и песней птиц не может быть полной, но существующее сходство позволяет предположить и сходные нервные механизмы, обеспечивающие обучение. Поэтому постоянный исследовательский интерес к песне птиц поддерживается стремлением не просто понять феномен сам по себе, но и возможностью экстраполировать полученные данные на мозг человека. К настоящему моменту подробно изучена морфология функциональной «системы пения», накоплены данные, описывающие социальные, нейрофизиологические, гормональные, генетические и молекулярные механизмы обучения песне у птиц. В докладе будет дан обзор классических и современных работ, посвященных этой проблеме.