Собственно, ради чего все затевалось. Если одним словом, то здорово. Другого, впрочем, и быть не могло. Невероятной красоты нетронутые рифы Daedalus'а, отвесные стены Zabargad'а, подводные сады Rocky...
На St.Johns видели огромного Hummerhead'а - акулу молот. Громадная туша метра 2,5 - 3 длиной вынырнула из синевы, резко взяла вверх, прошла над нашими головами на очень малой для таких акул глубине (чуть больше 20 метров), попозировала фотографу, развернулась и растворилась в синеве.
Пару раз видели больших морских черепах - красивые флегматичные звери задумчиво кушают кораллы, совершенно не обращая внимания на дайверов и дают даже потрогать себя за лапы и панцирь. Большие Наполеоны, прикормленные многочисленными дайверами (эта здоровенная рыба обожает вареные в крутую куриные яйца) подходят очень близко и внимательно заглядывают в лицо круглыми большими глазами. Один раз у самого корабля видели проплывавшую манту - не очень большую, чуть больше полутора метров - но зрелище все равно величественное.
Кораллы тоже невероятно красивы. Я много чего видел, но пара рифов првосходило все виденное ранее: очень яркие цвета, амфитеатры коралловых стен, громадные вееры горгонарий, мозговидные полушария диаметром в десяток метров - все переивается всеми красками радуги.
Лабиринты рифа Devilcorner (он же Playground) напоминают какой-то фантастический ланшафт - ущелья, равнины, каньоны и холмы - можно смело позволить себе заблудится в них и получать от этого удовольствие.
На рифе Claudia можно часами плавать в пещерах и туннелях, наслаждаясь игрой света и тени - своды этих пещер очень во многих местах не смыкаются и эти "окна" расположены у самой поверхности, позволяя солнечным лучам свободно проникать внутрь туннелей, заливая их дрожащим светом, совершенно непохожим ни на что, существующее на поверхности. Тунель сменяется тунелем, дремлющие на полу скаты уступают место стайкам бойких рыбок, а ты все плывешь и плывешь в переплетении коралловых стен, зависнув вне времени и пространства. Жаль только воздух в баллоне кончается, а азот, накапливающийся в крови, не дает находится на глубине так долго, как тебе того хочется...
На великолепном Elphinstone - поистине жемчужине южного Египта - в это время года находится несколько крупных стай океанических белоплавниковых акул - Лонгиманусов - именно в честь них был назван наш корабль. Лонгиманус - крупная акула, предпочитающая находится близко к поверхности. У нее очень красивое тело, боковые плавники довольно длинны, за что ее еще иногда называют ушастой акулой. В истории зафикисровано довольно много случаев нападений этой зверюги на плывующих по поверхности пловцов. Ну и правильно - чего шлепать руками-ногами по поверхности, когда есть акваланг?
А дайверов эти акулы вроде как не трогают. Вроде как
Ну, шутки-штуками, а когда вокруг тебя кругами плавают штук шесть таких милых рыбок, то все эти "вроде" как-то сразу забываются и начинаешь волей неволей осторожничать. Но и выплывать не хочется - их мощь завораживает, хочется побыть между них подольше.
Помимо стай лонгиманусов, облюбовавших южное плато, Elphinstone знаменит и своими отвесными стенами. Риф длинный и узкий, и его западная и восточная стены обрываются вниз по углом 90 градусов и уходят на колоссальные для этих мест глубины. Эти DropOff'ы очень интересны - жизнь на них идет совсем по дургим правилам, нежели на плоских рифах. А у оконечности северного плато, там, где на 60 метрах глубины об остроконечный нос рифа разбивается на две части мощное глубоководное течение, можно часто увидеть более крупных и редких акул, нежели мелководные лонгиманусы. Молоты, бело- и черно-перые акулы, манты. Ходить за ними надо ранним утром, до рассвета - они как раз заканчивают свои ночные охотничьи рейды и их реально увидеть более-менее мелко и близко к рифу. Главное не увлечься вглядыванием в синеву и не потерять контроля за глубиной. Потому как иначе азотный наркоз может показать тебе совсем другие картинки. И это, на самом деле, не очень смешно. Мне еле-еле хватило силы воли отказаться от интересной беседы под водой, не выплевывать загубника и подвсплыть повыше. Но было очень лениво. И лишь потом понял, как рисковал, провалившись на лишние 10 метров.
В последний день сафари ныряли на мелководье, у самого берега - но от этого оно было не менее интересно. Видели осминога, двух рыб-крокодилов (жутко ядовитая зверюга. И, к счастью, очень редкая), вдали видели тени дюгоней (морских коров) млекопитающих семейства китообразных. Если бы еще мутно не было...
А вообще в большинстве случаев видимость была очень даже. И температура вполне - на юге - 30 градусов, в самой северной точке маршрута - 27 (кстати, поразительный разброс). 27, между прочим, это довольно-таки холодно, особенно если на небе облака. Поэтому новые пятимиллиметровые гидрокостюмы оказались очень к месту - парень, нырявший в трехмиллиметровом безрукавном и безштанинном костюме трясся от холода.