Ну какой злодей придумал на праздничный день поставить занятия заочникам? В корпусе никого, только одна группа, которую мне суждено изводить лекциями. Перед парой конечно же включил компьютер на кафедре и поставил в закачку две очередные песни с нового альбома P. J. Harvey.
Лекция. Как оказалось, у этой группы уже была установочная лекция, значит первые две темы я должен был им дать, припоминаю, что что-то такое было в прошлом семестре. Ну, тем проще, пойдем со следующих тем.
В кабинете довольно прохладно, впрочем, этой зимой прохладно везде. Все знакомые говорят, что в квартирах холодно, несмотря на то, что в прежние годы топили нормально практически везде. Народ злословит, что в этом виновен новый мэр, хотя, собственно выборы закончились только две недели назад.
В начале лекции от студентов(точнее сказать - от великовозрастных студенток-заочниц) поступает предложение "поставить зачет сегодня же", дабы не приходить на занятия послезавтра, ибо "домой хочется", а зачет этот у них последний. В конце пары объявляю, что так и сделаем - после второй лекции поставлю зачет и отпущу народ с богом. Группа начинает обзванивать тех, кто на лекцию не явился, дабы они не пропустили сие мероприятие.
Провожу вторую лекцию, в самом общем виде рассказывая практические аспекты предмета, не вдаваясь в тонкости законодательства и нормативной документации. После лекции собираю зачетки (контрольные я проверил на прошлой неделе) и ставлю зачет. Угрызения совести по поводу недовыполнения плана нагрузки и недополученных студентами знаний аннулируются контраргументами. За ту зарплату, которую пратят в университете, по словам одной из колллег "мы должны только здороваться со студентами". Или, как говорится в анекдоте - должны ничего не делать, и даже немного вредить. К идейным борцам за знания я тоже не отношусь, ибо мало проку втолковывать законодательные тонкости предмета людям, не представляющим что такое НДС и как его начисляют. Памятуя о том, что знания, полученные нами в процессе обучения, оказались малопригодны в профессиональной деятельности, а в то же время, требуемые для нее знания нам как раз и недодали, я придерживаюсь такой точки зрения, что если человеку что-то нужно, то он сам найдет нужную информацию. Тем более, что это не вчерашние школьники, а взрослые люди.
Так или иначе, стимулов напрягаться в университете у меня нет, говоря языком экономистов по труду, "мотивация очень низкая, в особенности монетарная". А поскольку и взяток я не беру, то стращать и угнетать заочников вообще смысла нет (в отличие от студентов очной формы, которым надо хоть что-то в голову вдолбить). Пряник не работает, да и кнут собственно тоже. Выговором нас не напугать, уволить - не уволят (кто же тогда преподавать-то будет?), премии отже не лишат, поскольку премий собственно и нету. Помнится, пролетариату было нечего терять кроме своих цепей, в таком случае преподаватель - тоже пролетариат. По выражению О. Бендера - "пролетарий умственного труда".
Dec. 13th, 2004 .