(Брусника, ты хотела )
ГАРМОНИЯ И ЭНТРОПИЯ
Этот пост – о границах жизни.
Не о временнЫх – от рождения до смерти, и не о пространственных – кожа какая-никакая или еще что-то аналогичное. Границы, о которых я хочу поговорить, - качественные.
Есть такое понятие – самоорганизующиеся системы. Очень интересная штуковина, между прочим. Вот подогревают слой жидкости аккуратно, постепенно наращивают мощность нагревателя, и вдруг при некоторой мощности в этом слое появляются аккуратные кольцевые вихри. Огромное количество хаотически мечущихся молекул вдруг начинают стройное взаимосогласованное движение. Если переусердствовать с нагревателем, то вихри рассыплются – и вновь в жидкости все придет в хаос. То, что происходило при том самом умеренном подогреве – и есть самоорганизация: был хаос, а потом, хотя никто законов не вводил извне, система как-то упорядочилась.
Можно в пример привести и хорошо известный холодильник. Он потребляет электрическую энергию, выделяет тепло, а внутри производит холод – то есть более упорядоченное состояние среды, чем снаружи. Все ведь помнят, что, чем выше температура, тем больше хаоса. Если подать мало электрической энергии – холодильник не справится с работой, если подать много – сгорит. И вообще, холодильник – существо более-менее понятное, в смысле повадок, поэтому его я буду часто приводить для примера при описании ситуаций, в которые попадают самоорганизующиеся системы.
Чтобы можно было сравнивать системы по уровню хаотичности, придумали такую величину, как энтропия. Чем более структурирована система, тем больше у нее разных хорошо различимых состояний, тем меньше ее энтропия. Чем более хаотична система, чем менее различимы ее состояния, тем больше ее энтропия. Максимальна энтропия в том случае, если различимых состояний у системы вовсе нет: просто и не система это уже, а каша какая-то.
Вообще-то в любой замкнутой области, которая не получает и не отдает энергии, энтропия растет, любая замкнутая система со временем превращается в "кашу". Но вот если система находится в потоке энергии, то она может начать совершенствоваться – как в вышеприведенных примерах: с образованием симметричных вихрей или кристалликов льда в теплом снаружи холодильнике.
В таком потоке энергии находится и наша планета: она получает красивый солнечный свет и отдает в космос довольно кашеобразное тепло. К тому же в течение года этот баланс в разных местах планеты – разный. Есть шанс подобрать такой поток энергии, что в этом месте начнет что-то саморазвиваться. Так и возникла жизнь…
Где мало энергии поступает, там жизнь неторопливая, небогатая – так за Полярным кругом дела обстоят. Где много энергии поступает – там жизнь сгорает, мало форм ее в пустынях. А в областях с удачным сочетанием влажности и потока энергии – обилие всяческих жизнеформ!
Каждое отдельное живое существо живет (читай "непрерывно самоорганизуется") по тем же законам: потребляет "красивую, нравящуюся" энергию и выделяет столько же "плохой, отвратительной" энергии. Столько же – во взрослой стадии, конечно же, когда перестает расти. Питаемся мы только тем, что нужно организму, выделяем то, чем питаться не станем, вроде, тезис вполне понятный. Тот же холодильник, если в него впускать выделяемое им тепло, работать по назначению перестанет! Запрет на потребление выделяемого (который проявляется в виде естественного отвращения) универсален: он касается не только питания-дефекации, но и питья-диуреза, вдоха-выдоха, а также – эстетики и уродства! Увлечение уродством – такое же отравление души, как и питание фекалиями – отравление тела.
Раз уж мы вернулись к холодильнику, то взглянем и еще на одно обстоятельство. Если тепло, выделяемое задней стенкой (как правило) холодильника, не отводить в открытый воздух, где оно рано или поздно будет отдано космосу, то воздух вокруг холодильника будет засоряться продуктами его выделения. В результате температура будет расти и внутри холодильника – хаос в его организме будет возрастать, и красивые кристаллики льда – растают. Неприятности происходят и со всеми живыми существами, которые не удаляют от себя как можно дальше отходы своей жизнедеятельности: спёртый воздух, нечистоты, мусор – и просто беспорядок в вещах. И не только в вещах! Беспорядок и в мыслях, и в образе жизни увеличивает энтропию души и тела, приближают творение, каким является живое, к состоянию нежизнеспособной каши.
Конечно, как и в случае с кольцами в воде, есть какой-то диапазон условий, которые организм в состоянии сколько-то выдерживать. И на поддержание чистоты, и на сопротивление отравлению требуются силы. Этот диапазон – индивидуален: у одного огромный запас сил, позволяющий ему постоянно заниматься генеральной уборкой в большой зоне хозяйствования (или питаться дрянью) – что позволяет гармонизировать мир вокруг себя; у другого – сил чуть-чуть, и приходится выбирать экологическую нишу диетического типа, то есть потреблять аккуратно и мусорить поменьше – или помусорить и сменить дислокацию. Возможны и еще варианты…
В общем, жизнь каждый организм может существовать только в некоторой (видовой и индивидуальной) зоне между порядком и хаосом. Имеет позитивную мотивацию - тяготеет к прекрасному. И имеет негативную мотивацию - дистанцируется от отвратительного. Перепутывание одного с другим - скажем, попадание нечистот в пищу или уродства в искусство, - неизбежно отравляет жизнь. И тут уж у кого как иммунная система сработает, которая тоже не всесильна.
Но главное, раз уж жизнь - это поток от гармонии к энтропии, а не борьба гармонии с энтропией ("бобра с ослом" ), то гармония и энтропия: а) относительны, б) не могут существовать друг без друга.
Пока всё. Может, и совсем всё, там посмотрим.
море в Кронштадте
[Print]
Yurate