Вчера и сегодня посмотрела два фильма: "Призраки Гойи" и "Обнаженная маха" (второй - с Пенелопой Круз - но я б не сказала, что в главной роли
).
Оба фильма неплохие и, как по мне, достаточно правдивы.
И сразу одолели воспоминания.
Эрмитаж. Я иду, рассматривая мелькающие портреты в одном из переходов между залами, и вдруг взгляд что-то цепляет. Как я его окрестила себе - портрет "Дама с вуалью". На самом деле - "Портрет Антонии Зарате". Тонкая игра светотеней, блики света на прозрачной вуали и взгляд. Он просто запал мне в душу. Около "Дамы" я провела минут 10, несмотря на все попытки друзей утащить меня дальше, ибо и так не успевали все посмотреть. Для того, чтобы так выразить душу - через взгляд, лицо с чистой линией лба и эфемерной вуалью вокруг - нужен недюжинный талант. Через пять минут я смогла вообразить об этой женщине все: ее жизнь, привычки, манеры. Этот портрет до сих пор стоит у меня перед глазами, а уж поверьте, картин я видела уже немало в своей жизни. Подпись гласила - Франсиско Гойя.
Приехав домой, я залпом проглотила книгу Фейхтвангера "Гойя". Конечно, книга художественная, вымысел переплетен с действительностью, но я очень прониклась. В жизни у Гойи были разные периоды: был он и королевским живописцем, и гонимым инквизицией за свою "Обнаженную маху", в результате серьезной болезни стал глухим. Пережил интервенцию Наполеоновской Франции, реформацию и контрреформацию в Испании.
Но его талант всегда оставался прежним. В этом я убедилась, посетив в свое время музей
Прадо в Мадриде. Там самая большая коллекция его произведений в мире. Перед одним из трех входов в музей стоит скульптура Гойи с обнаженной махой у его ног с его картины. Вход ведет в залы Гойи. Сначала взору предстают залы с картинами светлого периода его творчества: в основном, как ни странно, сценки из жизни народа, что было нетипично в ту пору - тогда скорее картины делались для аристократии и, соответственно, рисовались сцены из жизни именно аристократии. Либо портреты - королевской семьи, напыщенной и жутко некрасивой (он не приукрашивал действительность, но у короля хватало ума принять правду), принцы на лошадях, и портреты женщин и детей, подкупающие своей кажущейся простотой, но потом надолго приковывающие взгляд. Я не фанат портретного творчества, но эти портреты потрясают. Я поняла, почему его называют великим.
Потом идут залы с его офортами: "Капричос", в которых вроде бы сюжет мифологический: и демоны там, и ведьмы, но смысл их в высмеивании в таком виде реалий деспотичной и инквизиторской Испании; "Бедствия войны" - целая серия зарисовок с театра военных действий. Я скажу так - когда на них смотришь - мороз по коже пробирает. Если этого и хотел добиться художник, показать, насколько страшна война и гонения - то он своего явно добился.
Среди всех этих ужасов висят две картины - два шедевра этого великого мастера: "Обнаженная маха" и "Одетая маха". Совершенство линий фигуры женщины на диване и игра света великолепны. Мне почему-то больше нравится маха одетая. На ней всего лишь полупрозрачное одеяние, изгибы тела только угадываются - в этом есть какая-то тайна. Похоже, у него был особый дар передавать женственность и загадочность. И это впечатляет. Даже очень. Картины были написаны для Мануэля Годоя - премьер-министра Испании того времени. Легенда гласит, что обе махи находились в одной раме таким образом, что "Маха одетая" скрывала "Обнаженную". Для того, чтобы увидеть вторую, надо было перещелкнуть специальный рычажок. Некоторые исследователи утверждают, что это портреты герцогини Альба - его возлюбленной музы (и по фильму "Обнаженная маха" и по Фейхтвангеру). Другие полагают, что нет. Известно одно - за эту картину испанская инквизиция чуть не подписала художнику приговор о смертной казни.
Теперь это один из моих самых любимых художников. Но самой любимой его картиной так и осталась самая первая мной увиденная - "Портрет Антонии Зарате"
А фильмы советую посмотреть, кто заинтересовался - довольно неплохие.
Current music: Bobby Solo - Una lacrima sul viso
Состояние: мечтательное
прощание с Парижем
[Print] 1 2
Zabava