В 11 веке нашей эры появилась "Книга захватов Ирландии", скомпилированная из источников ~7 века н.э., состоящая из двух частей: одна повествует о победе кельтов-гойделов над аборигенами Ирландии, а вторая вставлена внутрь первой и повествует в мифической форме о предшественниках гойделов на этом острове.
Мифический порядок освоения Ирландии был таков (пересказываю, как запомнил, своими словами):
- в глубокой древности племя Партолона прибыло на будущую Ирландию и застало там мерзких демонических фоморов. В боях Партолон изгнал фоморов, но его племя погибло в эпидемии - все, кроме одного, который и поведал о случившемся следующим пришельцам;
- следующим пришло на остров племя Немеда - внука брата Партолона, тоже подралось с демонами-фоморами, тоже победило, тоже заболело, но уцелевшие вовремя спохватились и уплыли в Европу - одни в Грецию, другие - на Север Мира;
- через много лет ушедшие в Грецию не вытерпели притеснений со стороны греков и вернулись на остров, от трёх братьев – потомков Немеда – было три племени: Фир Домнан, Фир Галеоин и Фир Болг; главным, вопреки традиции, стало младшее племя Фир Болг;
- затем, окутанные чёрным магическим облаком, с Севера Мира к острову подошли корабли племен богини Дану – потомков других уцелевших ранее от эпидемии; они предложили Фир Болг поделить остров пополам, но те испугались и решили биться, в результате проиграли битву, но получили-таки от благородных победителей 1/5 острова;
- наконец, пройдя долгий путь от Меотиды (Азовского моря), мимо Скифской Греции, через Египет, Крит и Сицилию, захватив Испанию, на остров прибыли гойделы - Ит, а затем - Сыновья Миля; после ряда драматических событий Сыновья Миля победили людей богини Дану – в обмен за то, что, победив, они назовут остров в честь одной из богинь – Эриу. С тех пор гойделы и остаются хозяевами острова Эйре.
Каков был реальный порядок освоения Ирландии?
1 Наткнулся на одном из спецфорумов на сообщение о том, что в некоторых областях у ирландцев найдены палеоазиатские монголоидные гены (как у народов Севера и Сибири). Это позволяет предполагать, что среди древних колонизаторов Ирландии были либо американские монголоидные племена, либо монголоидные племена Северной Европы.
2 Вторыми на остров пришли древние иберы-баски из Испании, в 3-м тысячелетии до нашей эры. Скорее всего, их к началу века называли ивернами (юг Ирландии, как раз напротив Испании). Иверны дали древнее название острову – Иверния (Iwerddon).
3 Третьими появились "люди кубков" – носители культуры колоколоидальных кубков в западной части Европы, также в 3-м тысячелетии. От них и иберов появилось гибридное племя пиктов – невысоких людей средиземноморской расы.
4 На острове также были круитни и лагены. Первых – северные ирландские племена - многие отождествляют с пиктами, утверждая, что круитни и пикты – одно и то же слово "раскрашенные", но в разных диалектах. Или то же, но про самоназвание пиктов – Придин (Prydyn), произносимое с искажениями, потому что у гойделов-ирландцев нет звука "П". Лагены – группа восточно-ирландских племен, включающая племена домнаин и галеоин – как и в легенде.
5 Особняком в ирландской генеалогии стоит племя эйринов, которые дали окончательное имя острову: Eire (ирландское наименование Ирландии).
6 Наконец, на острове появились кельты-гойделы.
Столько же популяций, сколько и в легенде. Интересненько. Сопоставим, что-то там получится?
1 Демоны-фоморы – монголоиды-аборигены. Как гипотеза – вполне. Смуглым круглоглазым иберам северные монголоиды вполне могли показаться чем-то демоническим.
2 Племя Партолона – иберы-иверны? Вполне, тем более, что звук "П" у иберов имеется, в отличие от кельтов-гойделов. Вымирание племени на острове будем считать фантастическим преувеличением рассказчика (об этом говорит и пассаж об оставшемся в живых партолонце, который, по легенде, воплощался в разных животных, чтобы дожить до следующей экспедиции).
3 Племя Немеда (внучатого племянника Партолона) – "люди кубков"? Тут без натяжек, "люди кубков" – это распространившиеся по Западной Европе иберы, дальняя родня испанским иберам-баскам. Интересно и то, что культура колоколовидных кубков распространялась по средиземноморскому побережью и по североморскому побережью - как два племени потомков Немеда, одно из которых отправилось на Север Мира, второе - в Грецию; кроме того, в Греции появилась известная ещё по древним мифам область Немея, в Арголиде начала 2-го тысячелетия до н.э. - впрочем, вполне вероятно простое совпадение.
4 Фир Болг – круитни, Фир Галеоин и Фир Домнан – племена союза лагенов. Кто бы против, но как совместить эти племена с прибытием из Греции, по легенде? Тут пришлось поисследовать тему. Во-первых – кого в Греции притесняли, ориентировочно, во 2-м тысячелетии до н.э.? Кандидатов немного: критяне (на Крите) и пеласги (на юге Балкан), на которых "наехали" ахейцы-данайцы. Заманчиво разыграть созвучие "Сruithin" – " Κρήτη-θεν" и сходство "Laighean" – "Πελασγοί", с учетом, что ирландцы не любят звука "П".
Но: мужчины критяне должны были оставить в Ирландии мужскую метку J2, а пеласги – I2a2. А таковых среди основных меток у ирландских мужиков не находится – по популярной статистике...
Но на другом спецфоруме – по этим генетическим вопросам – вдруг нахожу, что метка I2a2 несколько тысяч лет назад расщепилась на два варианта, один из которых остался на Балканах, а другой ныне встречается ТОЛЬКО на Британских островах! Это я понял, как указание на то, что какая-то группа балканцев-пеласгов оторвалась от основного массива I2a2 и мигрировала на Британские острова морем, не оставляя нигде следов. (Генетик, исследовавший эту метку, не смог придумать, откуда она появилась на Британских островах – ибо её больше нигде нет – и оставил в порядке предположения территорию Германии).
А про метку J2, которой-таки в Ирландии не обнаружено, нахожу, что удивление вызывает её наличие у саамов – ближайших к Ирландии монголоидов. Не знает народ, как она к саамам попала... Но и мне пока это мало что дает – надо объяснить, почему критяне, если они, действительно, когда-то приплывали в Ирландию, оставили свой мужской след не в Ирландии, а на севере Скандинавии. Имеется в виду след J2, потому что след I2a2, который мог быть не только у пеласгов, но и у части критян, мужи Ирландии имеют.
Объяснение нашлось, когда я узнал, что у саамов и женская метка есть примечательная, каковой вокруг опять-таки ни у какой популяции нет. Это метка женщин (держитесь крепко!) северной Испании (территории басков) и запада Сахары (по пути иберов в Испанию из Закавказья 5000 лет назад).
А объяснение такое. Саамы оказываются реальными кандидатами на роль мифических фоморов. Фоморы, буквально, - "под морем", почти как поморы. Интересно, что характерным элементом культуры саамов является издревле строительство лабиринтов - зачем они им? Исчезать от врагов?
При перекрестных связях с девушками-"фоморками" ("критянин-саамка", "ибер-саамка") рождались мальчики с метками J2 (от критян) и R1b (от иберийцев) и девочки с метками саамок. Мальчики выживали, только если рождались на родине мам (как вариант - они рождались от пленённых "не-фоморов"), отсюда у саамов-мужчин появились не свойственные им метки J2 и R1b. Часть рождающихся девочек выживали и на острове, оставляя монголоидный след в генотипе ирландского населения.
При перекрестных связях саамов-"фоморов" с иберийскими девушками рождались мальчики с саамскими метками отцов и девочки с баскско-сахарской меткой матерей. Выжить опять-таки почему-то давали только детям, рождающимся на территории саамов (может, "демоны-фоморы" своих невест-ибериек просто угоняли) – отсюда у части саамских женщин экзотическая метка баскских и западно-сахарских женщин.
Из детей от перекрестных связей пеласгов и саамов (если таковые были), по-видимому, выжили только те, у которых были встречающиеся в Ирландии метки (I2a2 – у мужчин, таковая есть только на островах, и U5 – у женщин, таковая есть и у ирландок, и у саамок).
Да, а с чего критянам и пеласгам так далеко от Средиземного моря плыть было? только из-за раздражения на деспотичных греков? Причина ещё была: в середине 2-го тысячелетия было несколько взрывов вулкана Санторин, подорвавших крито-минойскую цивилизацию из-за туч пепла, засыпавших Крит. Кое-кто мог смертельно напугаться и поплыть подальше от неспокойных мест.
Фуух, с пунктом 4, вроде бы, всё.
5 Племена богини Дану – эйрины-данайцы (по-древнегречески ἐρίνεος, у ионийцев εἰρίνεος, - шерстяной; ἐρῑνύς - проклятие; ἔρις - схватка, борьба, бой)? Созвучия заманчивы. Но как быть с прибытием с Севера Мира в Ирландию под покровом чёрного облака, прятавшего их в течение трёх дней, если следовать легенде? Про Север Мира, скажу честно, сильного предположения у меня нет. Может, данайцы, которые пришли на Балканы с севера, с Дуная (Дунай - Данува, отсюда и название племени - данайцы), полагались связанными с мифическими гипербореями или реальными жителями севера Европы, - не знаю, всё это не очень убедительно.
А может, про Север Мира – вообще выдумка, надо ж было как-то направить племя Немеда, спасающееся от эпидемии, двумя разными путями.
Но вот под покровом чёрного облака данайцы пройти могли: темнота из-за пепла от извержения Санторина длилась иногда до трёх дней – над морем аж до самого Египта. Данайцы, захватившие тогда власть в регионе, могли подплыть в темноте пеплопада к Криту, к изумлению критян, а не к Ирландии, каковой факт потом оказался некритически перенесенным критянами-круитни в миф о прибытии племен богини Дану в Ирландию.
Ну и от страха перед новыми катаклизмами вновь прибывшие могли пойти вдогонку за критянами в Ирландию. Это (взрывы Санторина) было в середине 2-го тысячелетия до н.э. Генетический след данайцев-мужчин – скорее всего, R1b, эта метка в Ирландии имеется, её имели также и иберы, и кельты.
Насчёт названия страны: напомню, что, по легенде, три богини племен богини Дану - Банба, Фотла и Эриу - просили Сыновей Миля назвать остров их именами и последовательно получали согласие предводителя гойделов. В конце концов Ирландия стала Эйре. Тоже близко к легенде: "Эйре" восходит к названию племени эйринов. Дальнейшая проверка "данайской" гипотезы - как в п. 4.
6 Наше сопоставление подошло почти к завершению. Ит и Сыновья Миля, гойделы, - это кельты-гойделы (ирландцы и шотландцы), победившие своих предшественников и ставшие хозяевами Эйре-Ирландии. Пиктов (потомков иберов и "людей кубков") вытеснили на север Великобритании. Это было примерно в середине 1-го тысячелетия до н.э.
Восточные кельты (валлийцы и корнцы – на Великобритании, на материке – валлонцы и бретонцы), антропологически и по языкам отличающиеся от гойделов, прибыли на Британские острова позже, в начале нашей эры. Они в Ирландию не пошли, поэтому о них в "Книге захватов Ирландии" ничего не говорится. Валлийцы себя называют "кимры" (Cymraeg).
Наконец, могло ли быть, что кельты пришли в Европу из района Азовского моря – Меотиды, а перед прибытием в Ирландию захватили Испанию, как утверждает "Книга захватов Ирландии"? Вот что пишет Плутарх:
"Кимвры ни с кем не вступали в сношения, а страна, из которой они явились, была так обширна, что никто не знал, что за люди и откуда они, словно туча, надвинулись на Италию и Галлию. Большинство полагало, что они принадлежат к германским племенам, живущим возле Северного океана, как свидетельствуют их огромный рост, голубые глаза, а также и то, что кимврами германцы называют разбойников. Но некоторые утверждали, будто земля кельтов так велика и обширна, что от Внешнего моря и самых северных областей обитаемого мира простирается на восток до Мэотиды (Азовского моря) и граничит со Скифией Понтийской" – и это совпадает с ирландским мифом!
По одной из оценок сравнительного языкознания - глоттохронологии - язык гойделов разошёлся с языками валлийцев, корнцев и бретонцев за 1200 лет до нашей эры. До того они где-то неподалёку от Кавказа жили вместе, а потом разными путями осваивали Европу. Это время (1200 г до н.э.) - время миграций так называемых народов моря - как раз могло способствовать переселению гойделов морским путём в область лигуров. А освоение кельтами иберской Испании в начале 1-го тысячелетия до н.э. - общепризнанный исторический факт. Кто такие восточные кельты и как они шли по Европе - это тема другого расследования, к "Книге захватов Ирландии", как уже отмечалось, не имеющая отношения.
Конец расследования. Как будто, явных противоречий нет, хотя всё могло быть и по-другому. При желании можно построить и другие версии, это-то мы все понимаем.
UPD: Вместо послесловия - несколько цитат о саамах.
Справка сайта "Финско-угорский мир".
"Сочетание в этом типе европеоидных и монголоидных черт раньше было принято объяснять результатом древнего смешения северных светло-окрашенных европеоидов и сибирских монголоидов в лесной зоне Восточной Европы, однако исследования последних десятилетий позволяют отказаться от этой точки зрения и принять гипотезу, высказанную уже полвека назад Виктором Валериановичем Бунаком — о сохранении в антропологическом типе саамов расовых черт древнейшего населения севера Евразии, обитавшего в верхнем палеолите в предледниковой зоне и представлявшего собой особый неспециализированный расовый тип, в котором не развились до конца ни европеоидные, ни монголоидные особенности.
... Для всех этих типов характерно противоречивое сочетание монголоидных (прежде всего — уплощённое лицо, низкий рост, слабое развитие третичного волосяного покрова, относительно слабое выступание носа, в большинстве случаев — вогнутая или прямая форма спинки носа) и европеоидных (прежде всего — светлая пигментация, низкое по монголоидным масштабам и — опять-таки по монголоидным масштабам — относительно профилированное лицо) признаков, восходящее, по-видимому, к древнейшему неспециализированному типу населения севера Евразии, который можно называть древнеуральской расой. Следует полагать, что ещё с неолитического времени происходила постепенная метисация носителей древнеуральского типа с северными европеоидами на западе, в Прибалтике и на территории Европейской России, и с континентальными (в основном — байкальскими) монголоидами на востоке, в Средней и Западной Сибири и на Урале. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на западе у саамов (лапоноидная раса), а на востоке у манси (уральская раса). Очевидно, сохранение столь архаичного антропологического типа на севере Фенноскандии связано с тем, что местное население развивалось в условиях относительной изоляции, что находит себе подтверждение и в данных палеобиогеографии и археологии.
По всей видимости, саамы являются прямыми потомками древнейшего (по крайней мере — неолитического) населения Северной Европы. Не исключено, что население это первоначально говорило не на финно-угорском, а на так называемом палеоевропейском языке неизвестной генетической принадлежности: в саамском языке обнаруживается достаточно мощный пласт слов (в том числе и относящихся к т.н. базовой лексике: , например ‘вода’, ‘земля’, ‘дерево’, ‘камень’, ‘ветер’ и др.), не имеющих надёжных параллелей в уральских языках, да и в языках каких-либо других семей. Возможно, что переход живших в Фенноскандии палеоевропейских предков саамов на финно-угорский язык, близкий раннему прибалтийско-финскому происходил в течение I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. вследствие усиливающегося влияния с востока...
... У другой части саамов, издревле населявшей морское побережье Норвегии и представляющей собою, возможно, потомков создателей ещё мезолитических прибрежных культур Фосна и Комса, крупное оленеводство не получило распространения, и сохранился хозяйственный уклад, базирующийся на морском рыболовстве — это так называемые ‘морские’ или ‘береговые саамы’ Норвегии, составляющие сегодня самую крупную (более 15 тыс. человек) культурно-хозяйственную группу в составе саамов".
Правда Севера:
"На Соловецких островах построили берестяную лодку по образцу тех, на которых, возможно (у археологов все «возможно» и все гипотетически), уже шесть тысяч лет назад древний народ саамы совершали свои таинственные переходы по Белому морю между материком и Соловецким архипелагом.
...И творил этот народ на Соловках совершенно непонятные вещи - втыкал ритуальные топоры в кострища, покидая стоянку; строил в разные времена лабиринты разных размеров и разного предназначения; сооружали на малых островах (здесь их называют кузовами) исполинские сейды - гигантские каменные глыбы на низеньких валунах-подпорках - по одной из версий, эти исполины сродни каменным идолам на острове Пасхи."
Из отчёта кельтолога Т. Михайловой о конференции Сelto-Slavica 2, 2006 г.
"Сообщение В. Напольских (Ижевск) было посвящено протосаамам, в языке которых наблюдается множество лексем, не имеющих надежных уральских этимологий, а также не идентифицирующихся как заимствования из индоевропейских языков, с которыми протосаамский контактировал. Характер этой лексики позволяет с уверенностью предположить, что она восходит к досаамскому субстрату. Рассмотрев раннюю археологическую историю Европы, докладчик осторожно предположил, что тот же субстрат можно постулировать и для Британских островов."
Самые древние обитатели севера, не похожие на других европейцев, говорящие "не по-нашему", занимающиеся морским промыслом (правда, сколько известно, исторические саамы ходили только по Белому морю, но, как оказалось, исследователей это не пугает), стали смешиваться с другими только в позднем каменном веке - чем не фоморы ирландского мифа?
Из автоэпиграфа к странице ...
[Print]
Yurate