Вы наверняка играли в паззл. Картинка такая, разбитая на много маленьких кусочков, которые нужно собрать, чтобы получить цельный рисунок. Лошадку какую, автомобиль красивый, или того - вид на красоту неписанную. Такое, знаете ли, занимательно собирать. А как насчёт того, чтобы выпотрошить все кусочки и собрать историю жизни? Как вам? По-моему, ещё интереснее. Именно на этом принципе построен фильм "21 грамм". То есть ты приходишь в кино в надежде, что тебе покажут цельный фильм с обыкновенным цикличным повествованием событий. Ну все вроде как привыкли, что зритель это независимый участник всех главных (читай - нужных) событий фильма, в ходе которых раскрывается вся фабула фильма. А тут вот, понимаешь ли, всё совсем не так. Иньяритта поделил фильм на десятки паззлов, но сделал это настолько мастерски, что первую часть фильма ты просто смотришь, напрягая все свои извилины. Потом на середине, у тебя вроде как получается собрать основу конструкции калейдоскопа событий, а ближе к концу уже вся их хронология становится ясна. Такой способ демонстрации фильма заставляет голову думать... причём именно не о фильме и его впечатлениях, а о смысле случившихся событий и тех или иных кусочков. Будто подчёркивая цену каждого жизненного элемента, каждой жизненной мелочи и события. Это задача, которая так или иначе решается - вот, что можно сказать ближе к концу фильма. Сюжет по большому счёту вообще не так уж и примудрён, наверное, потому что типичен для жизни: вдова-наркоманка (Наоми Уоттс); бывший зэк, упёрто верующий в Иисуса (Бенисио Дель Торо), и странноватый математик, которому нужно новое донорское сердце (Шон Пенн). Стандартный набор, можно сказать... покрайней мере для американской жизни. И вот все эти три жизни, три истории и три несчастия сводятся в одно событие - мини-автокатастрофу. Злую шутку судьбы, которая в очередной раз играет с нелепым предназначением людей и их никчёмными жизнями.
После просмотра фильма может быть два впечатления. Одно, будто вам показали интересную историю про трудную жизнь преподанную совсем нестандартным способом и игрой хороших актёров. Другое, просто заставит вас задуматься.. о жизни, Судьбе, её жестокости и несправедливости, о смысле бытия и математике главного героя: "21 грамм... вес, который теряет человек во время смерти... 21 грамм - именно столько весит ваша душа... 21 грамм - вес пяти монет и одного шоколадного батончика... 21 грамм покинет нас рано или поздно, а мы так и не поймём для чего жили и для чего умрём..."
На мой взгляд, "21 грамм" - это отличная почва для мыслей и прекрасный повод, чтобы задуматься над своей жизнью. Фильм поворачивает зрителя в нужную сторону, так и не ответив на главные вопросы.
"21 грамм" - это история Судьбы, и беспомощности человека перед ней. Хотя, безусловно, каждый после просмотра фильма сделает
свои выводы... а может и вообще их не сделает.
Если же разбирать фильм не как смысловую историю, а как производство Голливуда и режиссёра в частности, то я должен выразить определённую долю скепсиса. Многое мне в фильме не понравилось. Первое, что ощутимо режет моё сознание это звук. А точнее, его составляющее - саундтрек. Недостаток заключается в том, что его попросту нет. Пару различных вариантов нойза и один постоянно повторяющийся мотивчик. Стыдно! Сюда бы великолепные, гармоничные, душевные темы из "28 дней спустя" и фильм бы совсем иначе слышался. Второй негативный момент фильма - это навязанная Голливудом история любви и секса, как прилагающегося элемента по канонам жанра. Ну вот что бы мне не говорили, но этому фильму, с
таким смыслом, вся эта романтическая шушара (с вытекающими) никак не к лицу. Иначе говоря, те сцены можно было попросту вырезать и фильм бы ровным счётом ничего потерял... по крайней мере, для меня. Третьей же ложкой дёгтя является некая пресность фильма. Знаете, возникает лёгкое чувство сырости и недоделанности. Будто сняли материал, склеили и... забыли. Вот и продукт в итоге получается худой и бедный, который держится только лишь на истории и общем смысле. Обидно.
В остальном, всё на уровне: актёры, как я уже заметил ранее, великолепно отыгравшие роль игрушек в руках её величества Судьбы; мастер-режиссёр великолепно преподавший не менее захватывающую историю о том... что жизнь наша всего лишь 21 грамм; и смысл, который ещё надолго осядет в голове...