В Италии мы очень много ходили по музеям и церквям, которые в этой прекрасной стране зачастую заменяют музеи - в одну зайдешь, там фрески Мазаччо, Джотто или Филиппо Липпи, в другой Тициан в алтаре, третья украшена скульптурами Донателло, в четвертой Бернини, в пятой Беллини, и так далее, и так далее. Не говоря уж о роскошных византийских мозаиках, вычурном барокко, яркой или сдержанной готике, суровой простоте с летящими полосатыми "во флорентийском стиле" арками, витражах и так далее, и так далее.
Мы видели своими глазами так много прекрасного, что невозможно - да и странно немного - сейчас перечислить все, что запомнилось.
О, как много картин моего любимого Ренессанса мы видели в оригиналах! И Высокое Возрождение: Леонардо, Тициан, Микеланджело, Джампиетрино, Ботичелли - и не менее, а порой и более, цепляющее меня треченто - фра Беата Анджелика, Филиппо Липпи, Джотто, Симоне Мартине, Мазаччо, Джованни Беллини.
Мы провели почти час, разглядывая завороженно Сикстинскую капеллу и стремительно пролетевшие 15 минут, на которые нас пустили к Тайной вечери руки Леонардо.
Я сейчас с трудом удерживаюсь от того, чтобы начать, захлебываясь словами, расписывать свои впечатления от такого множества прекрасных и любимых еще по репродукциям работ - встреча с некоторыми из них поражала до глубины души: одни представали во всем своем великолепии, в очередной раз заставляя убедиться, что репродукции лишь их бледная тень, намёк, контур, а другие оказывались совсем не такими, скажем, леонардовская "Мадонна в гроте" - тела богоматери, младенца и прочих персонажей светятся бронзово, словно сияя изнутри, а скал почти не видно.
Мы даже начали собирать своего рода коллекции виденного.
Нет, про мертвецов и гробницы отдельный пост
Скажем, я видела своими глазами три своих самых любимых Благовещенья. Вообще внезапно оказалось, что у меня довольно много любимых Благовещений, и я за эту поездку обзавелась еще парочкой, но эти три самые любимые.
Их я вам даже покажу, и помните - оригиналы гораздо прекрасней!
3. Фра Филиппо Липпи, Благовещение - в одной из капелл в базилике Сан-Лоренцо, семейной усыпальнице Медичи, во Флоренции.
Мне тут необъяснимо нравится все: продуманность и уравновешенность (на самой грани с математической нарочитостью) композиции; ясность, гармоничность, легкая прохлада колорита; изящность и эмоциональность поз - пусть пока несколько статичная, и эта почти кокетливость жеста Богородицы; несколько искажённые лица ангелов нравятся тоже всё равно; и то, как выстроена перспектива, как вторят арки и линии колонн фигурам центральных персонажей, и как образуют круг внутри квадратов красные одежды ангелов...
2. Сандро Ботичелли, Благовещение, Галереея Уфицци во Флоренции.
Тут меня до писка восхищает динамичность сцены - сколько мы видели попыток передать стремительность этого момента, но Ботичелли справился лучше всех! Ангел влетел - а Мария отпрыгнула! - и, кажется, еще звучит шелест его крыльев и их одежд, и чуть глуховатый звук, когда его колено при приземлении коснулось пола, и ее "ахххххх!" - и этот жест, защитно-испуганный, и лицо, которое еще не решило, какое выражение ему принять, как в первый миг растерянности, все слишком внезапно, и написанное на его лице "я не хотел напугать тебя", и "Радуйся, Дева!", которое прозвучит через секунду.
Ну и я не буду распинаться про цвета, композицию, тонкость деталировки пейзажа, лиц и одежд, общую нежность и воздушность, и ту чудесную почти намагниченость их рук, обращенных друг другу - между ними словно тот свет и связь, которую любили изображать в виде луча света, протянувшегося с небес, от Самого - Мария словно одновременно и отпрянывает от внезапного вестника и невольно тянется к нему.
1. Симоне Мартини, Благовещение, Галерея Уфицци во Флоренции.
Вот тут с репродукцией совсем беда - потому что я перерыла весь интернет, но цвета совершенно не те, Катечка не даст соврать.
Она - большая, больше, чем я ожидала, и просто сияет: золотом фона, яркостью и насыщенностью красок, глубоким синим, пылающим алым, чистым белым. Господи, я просто не могла отвести от нее глаз! Эта еще готическая и чисто мартиновская одухотворенная изящность, грациозность, почти манерность, эта выразительная плавность линий, уравновешнность цветов, это чисто тречентовское смешение декоративной условности и реализма в изображении. В радостном оптимизме грядущего Ренессанса - нотка готической тоски.
В жесте и выражении лица Мадонны чудится с первого взгляда что-то вроде брезгливости, но, вглядевшись, понимаешь: смущение и скорбь - заранее, предвидя, она словно смотрит на ветвь, а видит - крест. И ангел - словно не слетевший, а соткавшийся из золотого сияния фона, чуть напряженный, со взметнувшимся за спиной плащом, тоже все знающий наперёд, но протягивающий ей ветвь и весть. Кстати, ветвь, вопреки традиции, не лилии, а оливковая, хотя без лилий и не обошлось. И эти арки, и эти шпили, и эти святые, замершие, чуть выступив вперед, словно в почетном карауле, и эти линии ее фигуры, изгибы складок ее плаща, скользить взглядом по которым - почти физическое наслаждение.
Господи, да просто чтобы увидеть ее воочию стоило отстоять те два с чем-то часа в очереди в Уфицци.
А ведь там было еще столько прекрасного, что барокко мы даже не смотрели, просто кидали беглый взгляд, пробегая мимо, потому что было не до него. И много треченто, я столько в одном месте сразу никогда прежде не видела и была как ребенок в конфетной лавке. И Ботичелли, и Леонардо, и фра Филиппо Липпи (не удержусь покажу вам
, которое там), и Кранах старший, и много чудесных голландцев, и вообще, мы даже не все успели посмотреть, потому как должны были успеть на поезд в Рим.
*мучительным усилием ставит точку в своем монологе и убирает обратно картинки*