Второй сезон британского современного "Шерлока", также состоящий из трех полуторачасовых серий, честно говоря, несколько разочаровал.
Сериал претерпел несколько достаточно характерных изменений. О подоплеке их могу только догадываться, но они вполне заметны.
Во-первых, то ли под влиянием мнения зрителей, то ли просто в рамках "развития образа" образ самого Шерлока как раз начал как-то выходить за рамки. В первом сезоне это был угрюмый социопат, замкнутый в себе и мало подверженный влиянию эмоций. Теперь же он местами напоминает не социопата, а самого натурального психопата - тут и истерики, и метания, и ошибки, и неловкости, и пылкие признания в дружбе и любви... Не вяжется это с его образом. Думаю, всё же сказались пожелания юных барышень-поклонниц "ну что он как неживой, пусть почеловечней будет". Почеловечней - это покарикатурней видимо. Помультяшней.
С карикатурностью связана и вторая претензия. Тут уж стопудово не обошлось без влияния ричивского "Шерлока Холмса-2". Перебор с комичными моментами. Уотсон из сдержанного военного врача превратился в записного дурачка. Холмс постоянно попадает в неловкие ситуации. Мориарти отчаянно косит под смесь Джокера и Джека Воробья. Миссис Хадсон органично дополняет это детсадовское сборище. Иногда ощущение, что смотришь не "Шерлока", а "Ледниковый период" какой-нить.
В третьих - что отличало произведения Конан-Дойля и что отчасти сохранили создатели первого сезона - любовь к деталям. Только так можно убедить зрителя в реалистичности и возможности происходящих событий. Во втором сезоне на это забили. В первой серии как Шерлок, так и Ирен Адлер соревнуются в предположении далеко не очевидных выводов, в третьей серии, несмотря на эффектное противостояние с Мориарти, общая канва сюжета такова, что поневоле задаёшься вопросом "Как такое могло быть??"
Словом, в целом работает закон кинотворчества, исключений из которого я пока не нашёл: то, что поначалу предлагается зрителям как очень логичное, сдержанное и жизненное повествование, с ходом событий волею сценаристов превращается в такую безудержную феерию
идиотизма фантазии, что оторопь берет.
Но фееричней всего вторая серия.
Она построена на переложении "Собаки Баскервилей". Впрочем, забудьте про неё, сюжет там не имеет ничего общего со стройностью мотиваций и возможностей персонажей в повести сэра Артура. В фильме: в условиях сверхсекретной британской военной базы некий рядовой, но вполне сумасшедший ученый, работавший прежде в США на секретном проекте (о чём никто не догадывается), ставит свои эксперименты (о чём никто не догадывается) и производит в промышленных масштабах галлюциногенный газ (о чем никто не догадывается). Периодически через некую трубу выпускает его в овраг около близлежащей деревеньки (о чем никто не догадывается) и даже убивает неугодных ему сотрудников (о чем никто не догадывается). Где система охраны базы? где проверки отчетностей? Ну... там есть видеонаблюдение, бравые ребята с автоматами и строжайший пропускной режим в каждое помещение, но кому ж это помешает, верно? Что касается внешней охраны базы, то... зоны отчуждения? внешние блокпосты? глухие места?.. Да вы что, ребята! Там просто без всякой ограды между базой и ближайшей деревенькой проложено минное поле, только и всего. И да, когда Холмс с Уотсоном по чужим удостоверениям проникли на базу и из-за нарушения секретного режима сработала тревога, то... оказалось достаточно одного слова ученого "А блин, да это же мои кореша, я их знаю!", чтобы комендант базы успокоился и отменил всю тревогу.
Словом, иногда хочется, чтобы всех этих гуманитариев-сценаристов-эльфов взяли военные консультанты за шкирку и потыкали носом в реалии функционирования режимного объекта.
А так - ну старые фишки на месте - Холмс всё также поражает остальных дедукцией и активно использует современные гаджеты. Только... это сейчас встретишь в любом современном шпионском сериале. Что-то потеряли вы, ребята... что-то потеряли.
Удивительное рядом
[Print]
Тарантул