Брызги жемчуга
Лоллия Паулина
дневник заведен 08-03-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
интересы [17]
антиресы [10]
[2] 29-09-2021 19:40
С Днём Атомщика!

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 25-08-2020 22:31
Орхидеи

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 22-10-2019 19:26
Праздник урожая

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 26-04-2019 13:34
33

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 28-02-2019 16:35
Spring is coming

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 22-12-2018 21:04
Да будет Свет!

[Print]
Лоллия Паулина
[4] 15-07-2018 18:57
26.04

[Print]
Лоллия Паулина
02-12-2012 01:18 Масада
Посмотрела одноимённый мини-сериал (всего 4 серии, так что я уложилась за три вечера) о крепости Масада, впечатлилась. Фильм действительно замечательный, давно так не цепляло от просмотра. Замечательные съёмки, замечательные актёры, великолепная игра, костюмы и характеры. За просто так на "Золотой глобус" не номинируют и "Эмми" не дают. Что ненавижу в кино, и вообще в искусстве, это однозначности и разделения на хороших и плохих, когда на протяжении всего повествования навязывают восхищение первыми (часто совершенно надуманное, как Гогой в "Москва слезам не верит", тьфу, млин) и отвращение ко вторым (Империя в ЗВ). Здесь же режиссёр не тянет одеяло только в одну сторону, оба противника, и римляне, и восставшие иудеи, поданы довольно объективно и неоднозначно, нет абсолютно "хороших" и "плохих". В общем, рекомендую посмотреть и подумать.


Повесть о свободе и выборе

Во-первых, места съёмок - та же крепость Масада, на побережье Мёртвого моря, уже вызвали бурю восторга и узнавания: "ааа, вот с этой горы именно такой вид!", "а вот сюда автобусы подъезжают!", "да, это древняя синангога, на ступенях которой я сидела", "а это та самая сторожевая башня", "Змеиную тропу не показывают, ибо там фуникулёр, в 1981 году ещё не научились лишние детали пейзажа на компьютере подчищать!", "Римский дозор, скорее всего, находился на горе Элеазара, ибо по-соседству нет других гор, с которых бы хорошо просматривалась крепость", "умели римляне строить, насыпь до сих пор как новая", "а вот и Мёртвое море блестит на горизонте" и т.п. Реконструкция самой крепости тоже впечатляет, даже сейчас по развалинам видно, что это был целый городок на вершине горы, в восстановленном состоянии видно, как это могло выглядеть в "жилом" варианте.

Актёры также не разочаровали. Были сомнения по поводу Питера О’Тула, которого я знаю по комедии "Как украсть миллион", где он откровенно дурака валяет (что весело, но не эпично), и вдруг такая роль римского полководца. Но Луций Флавий Сильва получился великолепно! Настоящий полковник! Хотя О’Тул в своей манере, иногда любит подурачиться, но это придаёт только живости персонажу, не всё же ему командовать и пафосные речи толкать. Элеазар бен-Яир тоже вышел неплохо, но... на мой взгляд не достаёт харизмы, которая должна быть присуща такому фанатику. В общем, выглядит он не достаточно фанатично, скорее ближе к нормальному человеку, однако поступает... согласно истории, но тут уже каждому судить самому, прав ли был Элеазар. Римляне и Иосиф Флавий отзывались о нём с восхищением. По фильму выходит, что все находящиеся в Масаде люди, включая женщин и детей, приняли решение умереть, но не сдаваться добровольно, под впечатлением от убедительной речи Элеазара, красочно описавшем все ужасы римского рабства. Однако в исторических источниках просвечивает такая мысль, что вот женщин и детей как раз таки и не спрашивали, чего они выбирают... их просто зарезали мужья, отцы и братья. Собственно, что там произошло, рассказала женщина, укрывшаяся с детьми в водяном резервуаре. Вопрос в том, от кого она там пряталась? Если от римлян, то её всё равно бы нашли, сама бы вышла, не вечно же им там сидеть, стало быть, в первую очередь - от своих.

ИМХО, Сильва и его доводы показались мне разумней и целесообразней, чем оголтелый фанатизм Элеазара, но убеждения Сильвы ближе таки к нашему цинично-прагматичному времени (несмотря на рабовладельческий строй и позднюю античность, Рим времён Империи уже подошёл практически к капиталистическому строю, а развитие общества накладывает отпечаток на психологию его представителей). Элеазар же живёт в своём легендарном времени крайностей и не приемлемости компромиссов (впрочем, возможно, евреи живут в этом мире до сих пор, их Моссад не ведёт переговоров с террористами даже ради спасения жизни заложников, иногда это эффективно, надо признать. Желания захватывать заложников отпадает само, если знать, что на их жизни ничего не купишь). В фильме все по-своему хороши, и римляне и повстанцы. Замечательный получился Рубрий Галл - специалист по осаде и взятию крепостей. Всё время он проводил, разрабатывая план штурма, проект насыпи и изготовлением мега-тарана. Он чем-то напоминал Рогала Дорна, скорее инженер, чем воин. Великий Цезарь aka Тит Флавий Веспасиан на удивление не пафосен и прост в общении, и вполне вменяем, в отличие от предшественников. Эдакий добродушный толстяк в пиру и рассудительный политик в делах.

Удивило, что премию Эмми за лучшую мужскую роль второго плана получил Дэвид Уорнер за роль Фалько - политического противника Сильвы. Ну, подсиживал товарища, ну, говорил гадости перед Цезарем, однако ничего выдающегося я там не заметила. Да, красив в тоге, ну и что? А вот военное обмундирования ему не идёт, ибо штатский. Пусти штатского армией командовать, порушит всё. Лучше бы наградили Этони Куэйла за роль Рубрия Галла или Барбару Карреру за женскую роль иудеянки Шевы, но о ней ниже. И за Цезаря наградить можно, замечательный Веспасиан! Жаль, что мало появлялся.

Несколько надуманной показалась нехватка воды в римском лагере. Эйн Геди и радоновые источники рядом с Масадой, ничего не мешало наладить регулярные поставки воды, чтобы на всех хватало хотя бы напиться. Тем более, при низкой влажности воздуха в том регионе рекомендуется больше пить, иначе и рабы не смогли бы работать, и легионеры потеряли боеспособность (но вот как ни странно, пить мне там хотелось мало...). Собственно, так и было, римляне возили воду из Эйн Геди, так что это скорее придумано режиссёром, чтобы подчеркнуть тяготы осады. А также Сильва не скупился на вино для легионеров, ибо и сам уважал это дело. Осада крепости продолжалась три года, в условиях дефицита воды римляне так долго не продержались бы.

Ярких женских образов в фильме мало, ибо в истории нет их от слова совсем, поскольку война-с, и своей Жанны д'Арк там не нашлось. Роль жены Элеазара Мариам заключалась в том, чтобы говорить: "Я тебя люблю", и всячески подчёркивать их семейное счастье и любовь к сыну (красивому восточному мальчику с тёмными бархатными глазами), чтобы в конце было понятно, как страдал Элеазар, вынужденный их зарезать. Куда более неоднозначна Шева, но у неё и жизнь выдалась куда более тяжёлая. Она родилась в Александрии, отец выдал её замуж за еврея из Иудеи, и они уехали из более свободного в моральной плане Египта. Видимо, Шеве не особо хорошо удавалась роль правильной иудейской жены, ибо в фильме отец (или муж?) вдруг предлагает её легионерам в качестве шлюхи для развлечений, без малейшего на то повода с её стороны. Тогда она предпочла сдаться трибуну, дабы не достаться всему легиону... а после его гибели перешла "по наследству" Сильве... Конечно, все эти персонажи исключительно авторские, навскидку поискала, но история умалчивает, были ли жена и сын у Элеазара, а если и были, не погибли ли они ранее при штурме Иерусалима, к примеру, или жили где-нибудь в Галилее, пока он воевал, и присутствовали ли в Масаде при осаде? Но раз он потребовал жертвы от соратников, автору показалось справедливым, чтобы и сам принёс её, на общих основаниях. Равно как история умалчивает, была ли у Сильвы иудейская любовница Шева, и действительно его римская жена погибла от рака гортани (или туберкулёза? Но Италия - не сырой Питер, так что больше склоняюсь к раку). Как бы то ни было, Шева прекрасно играет свою роль покорной восточной женщины и рабыни (хотя не была рождена в рабстве), тщательно скрывая свой внутренний мир. Так или иначе, Сильва таки влюбляется в неё и собирается жениться и увезти в Рим... до половины фильма мне казалось, что Шеве лавры Юдифи покоя не дают, и она попытается прирезать Сильву во сне, тем более, что эту притчу она по ходу рассказывает. Ну а что, погибни Сильва, и восставшие продержались бы дольше. Но а)это не исторично, известно, что после взятия крепости Сильва вернулся в Рим и стал консулом, так что не судьба ему погибнуть под стенами Масады, б) слишком было бы просто и избито. Поэтому, хвала сценаристам и режиссёру, мои опасения не оправдались. Фильм, в общем-то, не о любви, и даже не о войне, а о свободе, так что история Шевы хорошо вписывается в главную тему. Шева впервые поднимает голос и заявляет, что её мнением здесь никто не поинтересовался, на что Сильва сильно удивляется: что ещё, собаке, надо? Её завалили подарками по самую шею, замуж зовут и т.п. Или хочет уйти в неопределённость, и быть презираемой на родине? Причём Сильва вовсе не тиран, не насильник и не солдафон-мужлан, а вполне культурный, добрый и справедливый человек, не чуждый ума, чести и совести, и достойный любви, и Шева это признаёт, что также любит его. (А что, джентльмены, легко любить красивую, умную и покорную женщину, которая говорит, когда её хотят слушать, и то, что хотят от неё слышать, и молчит, когда нет желания с ней общаться? Обрезать её социальные связи и сделать полностью от себя зависимой, дать ей то, что по вашему мнению, она желает: дом, достаток, ребёнка, социальный статус? И быть уверенным, что она сама желает того же, что и вы? Вы и вправду думаете, что если вы хороши собой и успешны, то достаточно обеспечить девушке материальное благосостояние, удовлетворять её физиологические и материальные потребности, задарить нарядами и украшениями, то она будет абсолютно счастлива? Т.е. даже не возникнет мысли, что всё может быть иначе? А потом удивляетесь, чегой-то у вас рога отрасли или девушка ушла даже не к любовнику, а в никуда, т.е. к самой себе?) Удивлённый "бунтом на корабле" Сильва даёт Шеве свободу и предлагает решить самой, чего она хочет, мало сомневаясь в её выборе. Как он мало сомневается в том, что защитники Масады в итоге сдадутся, осознав безнадёжность своего положения. Шева также с нетерпением ждёт сдачи крепости, ибо в этом случае и её совесть будет чиста.

В последнюю ночь перед решающим штурмом крепости, Мариам украшает себя и надевает лучшее платье, чтобы её запомнили такой. А Шева уходит от полководца Сильвы... Эти дамы не совершили ничего героического, однако образы получились яркими и живыми, ничем не уступающими главным героям Элеазару и Сильве.

Резюмируя, можно сказать, что история неоднозначная и лишённая компромиссов, практически в двоичном коде, либо да, либо нет. И никаких оговорок и скидок. каждый сам должен решить за себя, что ему ближе. А сделаю я голосовалку, ибо интересно мнение современного кибер-человека (а мы все здесь такие, раз юзаем интернет), что бы вы выбрали. Промежуточных третьих вариантов также не будет, исключительно да или нет. Я не буду спрашивать, что предпочтительней: смерть или рабство, ибо вполне возможно, что Элеазар был прав, лучше уж умереть по-быстрому, чем сгнить на "урановых рудниках" для мужчин или в борделе для женщин. А вот неоднозначность выбора Шевы куда более сложна, и, если не лень, то ткните на вариант, который считаете с вашей точки зрения более правильным.
Тайное голосование (не ограничено по времени и количеству проголосовавших)
Как вы оцениваете выбор Шевы?
• Шева впервые почувствовала себя человеком, способным принимать собственные решения и распоряжаться своей жизнью. Поступи она иначе, перестала бы себя уважать.
1
100.00%
• Шева - дура, ей следовало остаться с любимым человеком, любить его и жить его жизнь. Кому стало лучше от этого её мазохизма?
0
0%
Всего проголосовало: 1.
Заведено: 02-12-2012 01:19
Комментарии:
spaceartist
честно говоря даже и не знаю за что тут голосовать........
Камрад
Снежный рассвет.
Я тоже не знаю. Вот поэтому интересно.
Голосование тайное, можно даже не отмечать в каментах, за что, собственно, голосовали, исключительно личное мнение.
Закрыть