Заготовка статьи по соционике.
Понятное дело, нигде не могу найти вменяемую критику, есть много критики по поводу ненаучности, по поводу ошибок в типировании и проблем с психикой у тех, кто этим увлекается. Но нет критики самой концепции. Поэтому я взялась читать Аугустинавичуте (вы молодец, что прочитали, я же называю ее тетушка Ау-Ау))) и цепляться к каждой сомнительной фразе.
Кому не лень:
"Соционная природа человечества и асоционность общества"
Люди отличаются типом информационного метаболизма (ИМ). То есть тем, что при прочих равных условиях (интеллект, образование, ситуация), получают разную информацию. В основе явления лежит то, что информация, которую человек получает о разных аспектах мира, отличается степенью осознанности. Если, например, какой-то тип ИМ наиболее осознанно воспринимает информацию по аспекту А и Б, а наименее осознанно - по В и Г, то рассуждать и советы другим людям давать от тоже склонен по аспектам А и Б. А вот по аспектам В и Г он ожидает советов от других. Иначе в его контактах с окружающим миром появятся ошибки. Другой тип, наоборот, более сознательно воспринимает информацию по аспектам В и Г окружающей действительности, а советов ожидает по аспектам А и Б.
(что значит в данном контексте осознанность восприятия информации? Может, кто-то воспринимает информацию во сне? В состоянии транса? В данном случае нет уточнения по основополагающему аспекту)
Всего таких типов информационного метаболизма (ИМ) насчитываем шестнадцать. Все вместе взятые они образуют социон. Социон - шестнадцать друг друга дополняющих типов ИМ - наименьшая единица человечества или модель общества в миниатюре. Социону присущи все типы межчеловеческих отношений и все основные закономерности общества, в т.ч. закон социального прогресса.
(Допустим, книга для тех, кто уже знает соционику и понимает, откуда берутся эти 16 типов. Но даже при этом непонятно, откуда берутся типы, кроме как из исследований Юнга. Других исследований на эту тему просто нет. Ау-Ау берет разработки Юнга и Майерс-Бриггс, и принимает их за ключевую позицию, на которой строится вся ее система.
С какого перепугу вдруг социон стал моделью общества в миниатюре? Как он может быть моделью общества? Разве в каждой ячейке общества (семья, племя) есть все ТИМы сразу? Наименьшей единицей человечества? Разве наименьшая единица человечества не человек?)
В чем суть закона социального прогресса, благодаря какой пружине он действует? (неплохо сперва этот закон озвучить) Социон образован из четырех колец социального заказа, объединенных попарно в два кольца социального прогресса, и каждое отдельное звено, то есть каждый тип ИМ находится в такой ситуации, что не может удовлетвориться достигнутым и волей-неволей служит прогрессу. У каждого типа ИМ в соционе есть свой идеал подражания, называемый нами социальным заказчиком. И у каждого есть последователь-поклонник, называемый приемником. Это и есть внутренняя пружина развития социона и всего общества. (видимо, в других, более ранних книгах будет пояснение. Но я их пока не нашла)
В то же время социон образован из четырех бесконфликтных квадр. Каждая квадра - из активирующих друг друга диад. А каждая диада из дуализирующих, то есть дополняющих и уравновешивающих друг друга типов ИМ.
Диада - натуральное объединение, необходимое для психосоматического здоровья человека
(исследования проводились? Есть методики их проведения? Лишался человек диады, это приводило к нарушению психосоматического здоровья?)
Недуализированная психика не способна организовать удовлетворение даже насущных биологических потребностей индивида (даже поесть не может?)
Соционная природа человека в обществе проявляется лишь как тенденция, случайность или даже счастливые приключения человека, когда мелькнувшее чувство принадлежности к социону активизирует и наполняет чувством смысла жизни (Любопытно, как проявляется сектантская сущность соционики, вот уже есть один пункт: без системы или понятий, принадлежащих системе, нет смысла жизни).
Если люди относились бы лишь к одному типа ИМ, ни о каком социальном прогрессе не могло бы быть и речи. Не появился бы даже язык. То, что называется законом простой кооперации, когда совместный одинаковый труд большого количества людей дает более высокую производительность труда, по сравнению с трудом людей, действующих в одиночку, тоже является результатом соционных закономерностей. Поэтому, как нам удалось заметить, если работают люди лишь одного типа, закон простой кооперации не действует! (проводили эксперимент, заставили работать группу людей одного типа несколько десятков раз?) При попытке кооперировать появляется или расслабление (у интуитивных) или конкуренция и агрессивность (у сенсорных). Увеличения же производительности труда не замечается. (видимо, да, был эксперимент. А ссылки на него нет.)
Человечество соционно. Соционно по своей природе. Но, к сожалению, этого нельзя сказать о реальном обществе, реальном социуме. (все верно, оно соционно, но не в реальности)
Человечество - организм, который наиболее оптимально действует, когда каждый человек - функционирующая составная часть социона. Чем больше людей, активность которых вплетается в активность общества не через социон, тем больше "лишних" и "полулишних". Так они себя и чувствуют. (второй признак сектантства – деление на избранных и быдло: мы, понимающие ценность социона, не лишние, а остальные все лишние)
Общество пока не обеспечивает человека необходимыми ему соционными связями или обеспечивает не всех, а только "удачников", людей, о которых говорят, что "им повезло", что они у них есть выбор, с кем жить и с кем работать. Остальные - большинство - не чувствуют этой живительной силы соционного водоворота. (давайте нести им свет истины)
Человек соционен по своей природе и хочет эту свою соционность чувствовать на деле - иметь вокруг себя нужных ему людей и тех, кому он нужен - и справа и слева. ... Не в любом механизме, а в таком, в котором чувствуют настоящую свою нужность, то есть в соционном механизме. Свою нужность легче всего почувствовать в объединениях, которые появляются добровольно и как бы стихийно, на что всегда есть условия при ломке старых форм жизни. Такие новые коллективы тем и привлекают, что в них объединяются, во всяком случае в первую пору, лишь подходящие типы ИМ. Человек не пойдет к тем, кому он не нужен. ... Добровольно и как бы стихийно образующиеся объединения существенно отличаются от искусственно образованных, организуемых не по выбору участников, а "сверху". А "сверху" организуются все трудовые коллективы. При таком положении вещей соционная природа человека, его психика постоянно травмируются. (поэтому все должны стремиться познать свой ТИМ, ясное дело)
Если бы соционной природе человечества хоть в определенной мере соответствовала бы соционная структурированность общества, развитие мировой культуры шло бы гораздо более быстрыми темпами, без потрясающих это развитие мировых катаклизмов. (а если бы был матриархат, то вкупе с соционикой человечество уже перешло бы в чистую энергию и покоряло галактики))) Не, ну все же, кроме шуток, а хоть какие-то доказательства?) И человечество избавилось бы от большинства психосоматических хронических заболеваний, как оно уже избавилось от эпидемий. (и от эпидемий избавилось с помощью типирования?)
Отдельный человек является как бы самостоятельным и отличным от других "винтиком" социона. Но если его "вкручивают" не на положенное ему по его соционной природе место, а на любое другое - случайное, он используется не по назначению и скоро выходит из строя. Становится злым, нервным, больным. (все очень логично. Ты злой, нервый и больной? Потому что не знаешь свой ТИМ и не стремишься найти окружение, подходящее тебе. Попробуй опровергни)
Несомненно, какие-то противоречия и проблемы остались бы и соционно-структурированном обществе. Но что это за противоречия мы пока не знаем. Отчетливо известно лишь то, что они поведут к гораздо более непосредственному и быстрому развитию личности и общества, чем теперь, что это даст возможность избежать и психосоматических заболеваний и социальных смут. Как одно, так и другое, имеет свои причины в соционно не структурированном обществе. (откуда такая отчетливость? Похоже на рассуждения феминисток – в матриархальном обществе будет куда лучше, без войн и насилия. А при просьбе привести пример реального матриархального общества говорят об Атлантиде и примитивных племенах. Если бы матриархальный строй был более эффективен, он так или иначе задержался бы хотя бы в какой-то цивилизации. Если бы эффективнее были сообщества, построенные по принципам соционики, они так или иначе выигрывали бы у прочих даже при том, что никто в них не знал бы свой ТИМ)
То, в какой степени человеку удается отстаивать "свою линию", то есть, насколько открыто он может реализовать свой тип ИМ, определяется типами ИМ окружающих его людей и его социальным положением. Чем более подходящие типы его окружают и чем более высокое положение в обществе он занимает, тем в его поведении более открыто проявляется присущий ему тип ИМ, тем меньше человек насилует свою природу, делая уступки окружающим. С этой точки зрения самым высоким положением в обществе пользовался глава патриархальной семьи, который всегда был прав и который безоговорочно требовал от других членов семьи подчиниться диктату поведения той диады ИМ, к которой принадлежал сам. Несомненно, члены семьи, которые, относились к диаде или хотя бы квадре главы семьи, находились в гораздо лучших или даже прекрасных условиях самореализации, чем те, что относились к другим квадрам и информационно-энергетические проявления которых в одной или другой степени порицались и осуждались то с логической, то с моральной, то с эстетической точки зрения. Первые жили с чувством, что они полны разных добродетелей, а в других скапливалась агрессия. (но хоть кто-то из последователей тетушки Ау понимает, что это ничем не подтвержденные предпосылки?)
Одной из существенных причин того, почему человек в нашем обществе стремится "на верх", есть надежда на возможность лучше себя реализовать (прежде всего, свой тип ИМ) и за счет возможностей проявления своей воли и за счет возможности окружения себя "приятными людьми", т.е. людьми с определенными типами ИМ. (но конечно не ради улучшения жизни для себя и своих потомков)
продолжение в комментариях позже
вообще нигде о себе не пишу...
[Print]
luna-ta