Часть 4. Перевал La-ken-la (5190 м.) и озеро Намцо, Тибет. (3 мая 2013 года)
Путешествие на Озеро Намцо было навязано нам китайцами, чтобы прикрыть чем-то дыру, которая образовалась после того, как по неведомой причине они же вычеркнули из программы пару монастырей.
Сами мы, хотя и знали про красоты озера, в программу его не включали, потому что перевал в 5100 метров и само озеро на уровне 4700 метров, звучали страшно. У меня еще были свежи в памяти ночные приходы горной болезни в Эмейшане (а он находится чуть выше 3 тысяч над уровнем моря).
Но китайцы решили иначе и мы ни разу не пожалели.
Утром проснулись – первая ночь в горах всегда сложна, потому что именно тогда происходит диалог человека с горой и гора либо позволяет остаться, либо ты вынужден покинуть территорию. Первая ночь – это время больной головы, учащенных сердцебиений, полной фиксации, паники-паники-паники и снова головной боли и пульсации. А еще энергия гор волнами проходит сквозь тебя и ты такой лежишь и понимаешь, что Тибет и ты – это явления настолько разного порядка, что он тебя запросто раздавит и не заметит, потому что ты – всего лишь человек. Паника-паника-паника.
Впрочем, если эту панику обуздать, то бонусов можно вынести сколько угодно. Тибет щедр на бонусы.
Мы проснулись – и за то спасибо, и с самого утра выехали к озеру – оно находится в 112 километрах от города: горные трассы, гололед, перевал и пит-стопы – 4 часа в одну сторону.
Банк Китая
Банк Китая
в Лхасе – все названия дублируются.
Мы – первые пару десятков километров пространство обжито, мы не очень высоко и ещё бодримся, хотя Димас сразу же заснул.
Чуть отъехать и пейзажи уже .
Руины
Руины
и один из многочисленных ручьев
ручьев
, горное селение
горное селение
, еще ручей, пастбище и горы
.
Поднялись на 4 тысячи – на вершинах гор .
Еще чуть-чуть и снега стало более, чем достаточно
.
Здесь тоже . А мы .
Остановок на «размять ноги-попить чай-сбегать в туалет» не очень много, но каждая из них чем-то приметна
чем-то приметна
.
Едем дальше
Едем дальше
.
Поднялись чуть выше и плывем в густом облаке
в густом облаке
. Впрочем, это не мешает местным жителям выпасать яков
не мешает местным жителям выпасать яков
.
Проехали мимо скульптуры
скульптуры
и яков на самостоятельном выпасе
яков на самостоятельном выпасе
, каких-то построек
каких-то построек
, – впереди нас ждет путь вверх
путь вверх
.
(Damxung) нам подсуетили машину сопровождения
машину сопровождения
и дальше мы ехали под охраной – на всякий случай. Мальчики были ненавязчивы и практически незаметны, мы тоже вели себя прилично, если не считать Димасьей эскапады на обратном пути, когда ему стало тошно от такой жизни, и он заставил всех напрячься.
Мимо домов
домов
, ворот, стоящих посреди поля
ворот, стоящих посреди поля
, стадиона для проведения ячьих бегов
стадиона для проведения ячьих бегов
, мы доехали в заповедник
заповедник
.
На площади перед входом собралось множество машин и еще больше людей – внутрь не пускали по причине гололеда и все дружно медитировали на солнце – скорее бы вышло и растопило наледь. Полчаса и – вуаля. Мы .
Тибетские письмена на скалах
Тибетские письмена на скалах
(написана мантра "Ом мани падме хум", – мы перебрались через отметку в 5 тысяч над уровнем моря.
Перевал La-ken-la (lha-gen-lha)
Перевал La-ken-la (lha-gen-lha)
– 5190 м.
Собственно, когда выползаешь (ну, как же не выйти-то) из машины, чтобы походить ногами и потрогать пальцами, когда снег в лицо и дышать просто нечем – начинает разрывать на хомячков, часть из которых хочет немедленно обратно в машину и лежать, не двигаясь, другая часть хочет обратного – ходить и как можно больше, чтобы каждой клеткой организма прочувствовать. Правда, сколько ни хоти, долго там обывателю не выдержать. Высоко. Очень.
Мы вернулись в машину, откинулись на сидениях и сидели, смотрели в окно
смотрели в окно
.
Впереди замаячило озеро
замаячило озеро
.
Где-то снежная буря
снежная буря
, а где-то . Погода возле озера очень изменчива.
А мы уже доехали.
Священные камни-близнецы
Священные камни-близнецы
, увешанные ритуальными флажками, и – пирамидками из камней.
«Паломники останавливаются тут и начинают выкладывать на скалах пирамиды из камней. В Тибете существует их несколько видов. Пирамида из больших камней, сложенная на вершине горы, на перевале или в святом месте называется «латза» и посвящается местным божествам. Если пирамидка сложена из камней, которые паломник принес с собой, то назначение такое же, а имя – «доче». Пирамидальные кучки из небольших камней называются «обо» и служат домиком для души верующего, когда та посещает святые места во время молитвы хозяина. А вот плоские камни, поставленные на ребро зовутся «чедо» и значение их весьма простое: «Я здесь был».
Многие пилигримы приносят к святым местам большие, до 10 кг весом, плоские камни, на которых они, готовясь к паломничеству, год выбивали тексты священных мантр и молитв. Страницы таких каменных книг, лежат вдоль всего маршрута коры, напоминая странникам постулаты их веры. (А. Редько, С. Балалаев «Кайлас - мистика и реальность».)
Яки
Яки
, куда же без них.
Озеро Намцо
Озеро Намцо
– «Небесное Озеро» (с тибетского. Монгольское название Тэнгри-Нур. Озеро получило имя от главного божества тенгрианства (религия, обожествляющая небо)).
Расположенное в горах Ньенчен-Тангла, оно находится на высоте 4700 метров над уровнем моря. Это самое высокогорное бессточное соленое озеро в мире, и самое большое соленое озеро в Тибетском автономном регионе.
Намцо является одним из трех священных озер Тибета.
Чтобы получить божественное благословение надо обходить озеро по часовой стрелке. КОра занимает от 10 дней до месяца, в зависимости от скорости движения паломника и времени, которое он тратит на молитвы и медитации. Для тех, кто не может пройти такой маршрут, есть более короткий путь к благословению – обойти вокруг святого камня.
Об озере и горной гряде Ньенчен-Тангла сложено несколько легенд. Одна из них, говорит, что Дордже Гонгджамма, божество озера – невеста божества Ньенчен-Тангла, божества горы. Они были рождены в Год Овцы и теперь, летом в Год Овцы сюда стекается огромное количество паломников, потому что считается, что в этот год, один круг вокруг озера засчитывается за 10 тысяч кор в любой другой.
А мы к священному камню
священному камню
.
.
Птички
Птички
.
уже слежался, но еще не растаял.
Возле Священного камня тоже . Мы – паломники, поэтому в этой
в этой
остался лежать и мой камень
мой камень
.
Погуляли, подышали и .
И снова .
Дорогу нам перебегали совершенно разные зверики
разные зверики
.
Потихоньку .
БОльшую часть дороги назад мы с Димасом проспали, Пуш следил за отметками высоты по GPS-у. Приехали в отель и отрубились. После перевала, высота Лхасы была ниочем и как родная – акклиматизация состоялась.
Это был "Орешник" средней д...
[Print]
некто Пат