Американцы завершили проектирование своего нового корабля - «Орион». На нем они собираются снова штурмовать спутник Земли. А что же мы?
Мы увязли в Международной космической станции по самые солнечные батареи.
Еще когда чуть меньше десяти лет назад на орбиту запускали первый (российского производства, между прочим) модуль этого околоземного монстра, умные люди пожимали плечами:
- По второму разу проходим то, что было сделано для «Мира» в 80-х!
И «сердце» МКС - базовый блок «Звезда», и функционально-грузовой модуль «Заря» - просто доделанные «бочки», которые готовили для «Мира-2». Но тогда мы не могли выбирать. Российской космонавтике нужны были деньги, чтобы последние оставшиеся головастые инженеры и умелые токари не разбежались с заводов и КБ на рынки и «шабашки». А американцы убивали двух зайцев. Во-первых, осуществляли свою давнюю мечту - строительство большой орбитальной станции. В 80-х они пытались создать конкурент «Мира» - «Фридом». Не получилось. А во-вторых, получали за копейки доступ ко всем советским (российским) технологиям. И главное - созданию конструкций, которые могут долго находиться в космосе, и системам сохранения работоспособности экипажа во время длительной невесомости. Такого опыта у американцев не было. А без него неосуществимы амбициозные планы по колонизации Луны и полетам на Марс.
И вот МКС в основном построена. Задачи, которые ставило перед собой НАСА, выполнены. Что дальше? Какая реальная отдача от такой махины? Эксперименты на борту по созданию новых материалов, лекарств и медицинские испытания не окупают многомиллиардные расходы. Мало того, станция настолько сложна, что рабочее время одного из трех членов постоянного экипажа занято текущим ремонтом, отладкой систем и проч. И оставить ее без присмотра страшно. Случись что, и МКС свалится на Землю, разрушения могут быть похлеще, чем после Тунгусского метеорита.
В последние годы американцы явно охладели к МКС. Во-первых, нужно тратить сотни миллионов долларов на запуск шаттлов и каждый раз переживать - не отвалится ли от них очередная теплозащитная плиточка. А деньги, между прочим, можно было потратить на «Орион»! Во-вторых, нужно вести утомительные переговоры с младшими партнерами по МКС - канадцами, европейцами, японцами. Им было обещано, что после окончания основного этапа американцы доставят на орбиту их грузовые и научные модули, а граждане из этих стран смогут отправиться в длительные экспедиции на орбиту (опытные, «облетанные» астронавты - это перспективно). Обещания нужно выполнять. А как и когда, если каждый новый запуск шаттла то отменяют, то переносят.
И вообще... В своих мечтах НАСА уже на Луне.
Зачем нам это нужно?
В 60-х полет и высадка на Луну были делом национального престижа. Америке нужно было поквитаться с Советским Союзом, запустившим первого человека в космос. Теперь аргументы освоения спутника прагматичны.
- Самым дорогим становится энергия. Запасы углеводородов на Земле конечны. Значит, нужны ее новые источники, - объясняет глава ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай СЕВАСТЬЯНОВ. - Добыча гелия на Луне может на первый взгляд показаться утопией. Но, разобравшись, понимаешь - технически это уже сейчас можно реализовать.
Одна тонна гелия-3 эквивалентна 20 миллионам тонн нефти. Да и кроме гелия на Луне достаточно всяких полезных веществ. В общем, овчинка стоит выделки. Американцы, описывая свою будущую лунную программу, честно пишут: сначала корабли облетят спутник, чтобы определить места, наиболее перспективные с точки зрения разработок полезных ископаемых. И только потом в намеченные районы высадятся десанты астронавтов.
К 2020 году мы наконец войдем в эпоху утилитарного использования космоса. И тот, кто первым научится использовать блага Луны, сможет рассчитывать, что и на Земле у него дела пойдут значительно лучше, чем у соседей.
На Луне будут действовать законы Дикого Запада:
кто первым колышек вбил, тот участок и получил.
Таковы международные законы по поводу неоткрытых
территорий до сих пор. Не получится ли так,
что американцы просто застолбят весь спутник?
Причем за полезные ископаемые Луны нам придется соперничать не только с США, но и с Китаем, который уже освоил полеты в околоземном пространстве и объявил своим космическим приоритетом все тот же соблазнительный спутник. Судя по нынешнему развитию техники в этой стране, еще через несколько лет Поднебесной окажется вполне по силам конкурировать и в межпланетных перелетах.
Понимая это, американцы уже заявили: «Орион» будут разрабатывать сами, без привлечения иностранных партнеров, даже дружественного Европейского космического агентства. Новый космический корабль - штука стратегическая, обеспечивающая безопасность (в данным случае энергетическую и технологическую) страны.
То, как развивается китайская пилотируемая программа, и вовсе тайна за семью замками. И только Россия приглашает к участию в создании своей транспортной космической системы всех.
Сейчас РКК «Энергия», понимая насколько важно не отстать от конкурентов, предлагает первые облеты Луны совершать на модернизированных «Союзах» (по началу ведь и они проектировались «под Луну»). А уж потом «подтянуть» «Клипер».
ЦИТАТА
- Это будет «Аполлон», накачанный стероидами, - признал глава НАСА Майкл ГРИФФИН. - Новый корабль способен принять на борт больше грузов и позволит большему числу людей оставаться на Луне на более длительное время.
Крылатый «Клипер» будет доставлять людей с Земли на МКС.
А его бескрылая модификация предназначена для полетов на
окололунную орбиту. На «Клипере» смогут летать в командировку
и непрофессионалы - геологи, инженеры, техники.
Их не нужно будет специально готовить к полету.
А перегрузки при посадке по сравнению с «Союзом»
будут меньше в два раза.
РОССИЯ РУЛИТ!
Пять лет судьба МКС будет зависеть только от нас
Но вот хорошо ли это?
В 2010-м полеты шаттлов должны быть прекращены. Только спустя пять лет (если дело пойдет без неприятностей) у американцев появится новый корабль. Получается, что все эти годы возить экипажи на МКС, обеспечивать их продуктами, водой, техникой для экспериментов, чистыми майками и запасами кислорода будет Россия. Нам-то не привыкать - после гибели «Колумбии» мы три года тянули на себе всю программу МКС. Но в 2010-м ситуация будет совсем другой. Во-первых, к этому времени по планам на станции должны постоянно работать не три человека, как сейчас, а шесть. Значит, и пилотируемых кораблей, и грузовиков понадобится вдвое больше. Наверняка американцы нам будут компенсировать затраты. Но дело не только в них. Мощности наших цехов окажутся загружены производством старых добрых «Союзов» и «Прогрессов».
В это же время НАСА спокойно, не отвлекаясь на другие работы, займется доводкой «Ориона».
«Орион» - это «Аполлон», накачанный стероидами
Некоторые характеристики «Клипер» и «Орион» соответственно:
Диаметр: 3,06 м - 5 м
Объем кабины экипажа: 20 м3 - 11 м3
Общий вес : 13 тонн - 14 тонн
Вес спускового аппарата: 8800 кг - 7337 кг
Экипаж: 6 человек - 6 человек, при полете на Луну 4 человека
На сколько стартов рассчитан: Система многоразовая. После необходимого ремонта можно будет запускать снова. - Корабль одноразовый. Лишь некоторые системы будут снимать с приземлившегося аппарата и переставлять на новый.
ЦЕНА ВОПРОСА
Флот из пяти «Клиперов», по прикидкам РКК «Энергия», обойдется бюджету России в 2 млрд. долларов.
НАСА на разработку нового корабля намерено потратить 8 млрд.
Для США новый корабль в списке национальных приоритетов. В России официальное решение по новой системе так и не принято. Его разрабатывают в РКК «Энергия» энтузиасты, грубо говоря - на коленке. Нет в Федеральной космической программе, разработанной до 2015 года, и полетов на Луну.
адрес статьи
Дополнительные фото:
отредактировано: 05-06-2007 04:16 - Дядя Федор
Это блок управления, хранен...
[Print]
Дядя Федор