Библиотека
Библиотека
клуб заведен 03-11-2004
постоянные читатели [247]
3 CaHuTaPa, 3EHUT4UK, A1ien, abbath Buzoni, Abess, Actress, afamik, afyna, Aiz, Amba, Amelli, Anthrax, Aquarius Moon, ariadna, Arraen, Arris, AsukaLangley, AuguStudio, Bart SiM, Be HaPPy, Beijing, Ben Gann, blackpuma_lara, Blaze, Boreg, Brig, Charmer, Chocolate, chron, Churchill, croix, Daina, Dark Night, DeadMorozz, Death_Moroz, dodo, Duff, Elger, Elkin, Elrion, Ely, Emilie, ESPOIRA, Estell, fali, Fantasy and Sci-fi, Faye Valentine, Fox104, Fragil, GibajD, Gioia, Gloria, Grace, Grimble, Hameleon, Hank_Moody, homo ludens, Htotam, Iggy, In fanta, Indigo girl, iona, isk, KillerQueen, k_enia, Lady Xerra, lapickas, Lasto4ka, LEG, Lesnik, levit ll, libertine, Listuvalka, llama, love_me_tender, Lyn, ma6er, mad hat, Madness, Mamihlapinatapei, Mariyska, Markovna, Martin Riggs, maya, Mechanic, MeW, Mikki Okkolo, Mishgun, MitakaAS, monona, Mouette, mrkokoff, mSniff, my ra, Myrddin, Natali, Nessy, Night Lynx, No limit, nobuddhy, Ocean, Offline, Ophelia, Paint It Black, Peresmeshnik, pittore, pi_lulia, PolMuadDib, pomponaz, Prikolist, Psi Inside, psyKKe, Queen Margo, Rainy day, Randall Flagg, red-kassandra, Remnanta, ripper, Roy Nelson, sa-mann, Sappho, say, shamora, Shprotov, Silvia, Sjurr, Sky-blue, Sleeping Sun, some_voice, Soul, StarFfocker, SuNnY BuNnY, Svetlika, Swan, TainT, Tajutka, Tashetann, The Grey Owl, Toyka, twilight_cat, UmLeMa, Valoo, veled, Veternaya osoba, Veyrd, vrd, wellis, Wertain, Whale, Wildberry, WildMarchCat, wirken, Wohltat, xlly, Yargo, yell, zappa, Адыг, Айуну, АКУНА МАТАТА, Ангел Волков, Антея, батарейка, Белокурая Бестия, Буквы иллюзий, Варшавянка, вдохотворение, вот блин, Всего поНЕМнОГУ, Вук Мрнявчевич, Вэлин, просто Вэлин, Глупый Мышонок, Гонза Кандибобер, Дейдара Роджерс, Джей, Джесси, Дикий Варвар, Духовные происки, Дядя Федор, Ёлочка, Жиробасс, ЗазнобА, Змейса-пиявса, Изнакурнож, Инга, Инквизитор, Ирвин, Йакалка, Йенна, Клуб КИНОпередвижка, Клуб меломанов, Клуб Серфенгистов, Компьютерный мир, Кристиночка, Лайшалас, Леопардик, Летучий Мыш, Лохматая, ЛюБИмаЯ, Любящая, Май, майор Пыч, Маленькая Злючка, Меломори, Мой Секрет, МЯУт, Обаяшка, ОГОНЬиЯ, Орешка, Паранормальный клуб, Повелитель Мух, Потерявшаяся, Путник, Раль, Родни де Маниак, Роман В.С., Руда_Мыша, Рыжий Ангел, сазан, сама такая, Святополк Гласов, Святослав, Скромняга-2, Смешная девчонка, ТАРЗАНКА, Ташка, театр теней, Тейя, Тетушка Адамс, Тихий океан, тлеющий_уголек, Томми, Троевредие, Фай Родис, Фелли, хемуль_, Царевна, Центральный Комитет, Шива, Штиль, Щепка, Элоди, Эль, ЮГ, Юджико, Юкка, Юльчатай
хранители [4]
abbath Buzoni, Arris, Tajutka, Калифрики
участники [143]
3 CaHuTaPa, A1ien, abbath Buzoni, afyna, Aiz, Amaeth, amankin73, Amba, Amelli, Anthrax, Aquarius Moon, Argos, ariadna, Arris, Bart SiM, BellZ, Ben Gann, beshenayalisica, blackpuma_lara, Brig, Chandr, Charmer, Cherry_Dashik, Cymepku, Daina, Dark Night, Daylight dancer, DeadMorozz, Draco_Malfoy, Dreamtiger, Duff, Estell, EvolutionError, fali, Faye Valentine, Feng, forgetenot, Fox104, Fucktura, glv12 Marla Zinger, Grace, Grimble, Hamaan, Hank_Moody, hijsi, In fanta, InDifferent, iona, Ivan G, iWery, Jack_universal, Javded, KidA, KillerQueen, Koveras, LA3APb, lapickas, levit ll, Little Zee, littleBe, llama, mad hat, Mamihlapinatapei, Maria Bishop, Mechanic, mihafilm, Mikki Okkolo, MitakaAS, mr X, mrkokoff, my ra, nicotina, ogan loya okelly, Orange Submarine, pakt, Philushka, PolMuadDib, Prikolist, Provisor, Psi Inside, psyKKe, Ra OLD, Rainy day, ripper, Sad_Devil, She, Shprotov, Sirin, Tajutka, Tamarrion, Tashetann, Toyka, Veternaya osoba, Vine, Wertain, Weterok, Wildberry, Yargo, yell, yuyuyu13, Zadira, АпрельскаяВедьма_арх, Барсук, Блудный Филолог, Бумагус, Варшавянка, вдохотворение, Влюбленная в жизнь, вот блин, Всего поНЕМнОГУ, Вук Мрнявчевич, Глупый Мышонок, Гонза Кандибобер, Грустные глазки, Дикий Варвар, Жиробасс, Змейса-пиявса, Йакалка, Калифрики, кошка_у_окошка, Кристиночка, Лайш, Лайшалас, Ленивый Книжный Бар, Летучий Мыш, Маленькая язычница, Меломори, ОГОНЬиЯ, РЖУНИМАГУ, Родни де Маниак, Роман В.С., Ру, Руда_Мыша, Святополк Гласов, Святослав, синоптик, Смешная девчонка, Солнце за мной, Ташка, Тетушка Адамс, Хельг, Чертенка, Юджико
закладки:
цитатник:
клуб:
01-07-2007 17:39 levit ll » Горан Петрович
"Осада церкви Святого Спаса"

Все же, по моему скромному мнению, мистицизм европейских писателей, от Кафки и Майринка, до Павича и Петровича, интересная вещь - эдакий лукавый сатанизм, как трактовал бы это ученый-каббалист, не понаслышке знакомый с архонтами, демонами нашего сознания, который истово и рьяно прикрывается магическим реализмом по восточно-европейски православного мировоззрения.

Как отметил неизвестный мне острослов: Петрович - это Милорад Павич в детстве. Пожалуй, я соглашусь с этим утверждением. На уровне стиля повествования, выразительных средств, языка они если не близнецы-братья, то отец и сын наверняка. В этом есть некоторая традиционность, что само по себе не хорошо и не плохо. Некоторая, абстрактная "балканская литературная традиция".

Как литературу не крути - она есть и будет чистой воды алхимией, мистической, умозрительной практикой постижения окружающих нас времени и пространства. В сфере ирреального, частично агностического, волшебного, это утверждение оправдывает существование любого текста, безотносительно прикладной, литературоведческой оценки его качества и особенностей. Автор в описанной модели приглашает нас разделить его путешествие по ту сторону рационального, делится опытом познания "высших" сфер.

В области же прикладного, взятого индивидуально читательского сознания, всплывают на поверхность всякие "но" и так далее. Например, понимаемый номинативно "мистический реализм" предполагает некий сверчувственный, порой откровенно визионерский взгляд автора на некие высшие эмпирии. Решив поделиться таким опытом с читателем, автор должен предполагать, что читатель прибывает с ним на одном уровне понимание мифологем и скрытых во вторичных планах и подтекстах метафор и аллюзий. Иначе первая же, интуитивная характеристика его, автора, а не читателя, будет - полный бред. Причем, в силу природы интуиции, это "бредовость" не помешает нам с удовольствием прочитать произведение, и даже наградить его некоторым количеством положительных откликов.

По своему обыкновению, я не буду делать спойлеров, пересказывая содержание "Осады". Книгу можно и, наверное, нужно прочитать хотя бы ради пресловутой стилистики "магических реалистов": язык вкусный, но на любителя, ритм повествования медитативный. Читаю Петровича медленно именно в силу свойственной тексту динамики - неуклонно тянет в сон, но не от пресности повествования, а за счет метафизической компоненты в связке "сюжет-язык".

Именно европейские писатели-мистики рельефно и четко показывают нам языческие стороны православия, здесь их знание предмета и умение подавать материал дадут очков 1000 форы любому эпигону из российских авторов, подвизающихся на этой ниве. Апокрифический характер православия на примерах Павича и Петровича (да-да, практически партийно-программный дуэт получается), постоянное взаимопроникновение пластов реальности - насущного и энергетического - показывают синкретическую, искусственную природу религии, "придуманной" в Византии в качестве инструмента воздействия на вассальные народы. Вряд ли создание такого впечатления входит в круг целей, которые ставят перед собой писатели. Скорее всего. это мой личный взгляд на проблему, основанный на изучении данного вопроса: историографии религии. Тем не менее, когда у того же Павича я встретил пассаж о Сатане, рисующим иконы в церкви, невольно по спине пробежали мурашки, хоть и я знаю, что никакого Сатаны нет (речь не об атеизме, его нет в реалиях). Петрович пока не обладает необходимой степенью внутренней свободы, чтобы, сознательно или нет, постулировать такие, весьма, на мой взгляд, своеобразные конструкции, но имманентный православию дух язычества виден невооруженным взглядом.

Я хочу особо отметить тот факт, что не оцениваю ни автора, ни его произведение, с позиции религии, о которой здесь много говорю. "Осада" - не манифест, а нормальное, при прочих равных, произведение литературы. Я говорю об особенностях стиля, присущих автору и его тексту.

Возвращаясь к "Осаде" как к художественному тексту, скажу, что, все таки, ее жанровый язык ядовит до чрезмерности, как пища, при приготовлении которой злоупотребили пряностями. Здесь за деревьями с трудом различается лес. В итоге читателю предлагается совершить некоторое сверхусилие, чтобы вписаться в мифологемы и криптоисторию авторского взгляда, либо же полагаться исключительно на чувственную сторону своего сознания. В этом случае, без некоторой подготовки, мы или не почувствуем соль текста, либо будем трактовать его букву, а затем и дух, совершенно конкретным образом.

Выводом может служить следующая рекомендация: если вы "фанатеете" от жанра, книга. без сомнения, вам понравится; если к магическому реализму вы относитесь с известной долей осторожности, постарайтесь не читать "Осаду" рационально, обратите бОльшее внимание на сенсорную сторону произведения.

Ваш Levit L.L.

отредактировано: 01-07-2007 17:45 - levit ll

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий (виден автору записи)
Закрыть