Английский писатель Йэн Бэнкс нам пока что не очень известен, хотя на русском языке вышли едва ли не все его книги, и только что «Эксмо» выпустило еще одну — «Бизнес» (1999). Между тем в Англии он — чуть ли не национальный символ. По данным опроса BBC, который состоялся пару лет назад, Бэнкс угодил в первую десятку главнейших писателей всех времен и народов (опередив, между прочим, Джойса и Достоевского). На остальных своих коллег из этой десятки (Диккенса, Джейн Остин, Шекспира и прочих) Бэнкс мало походит, совершенно не соответствуя всем традиционным представлениям о голосе нации, великом писателе земли английской, сочинителе многотомных саг или заковыристых тысячестраничных метафор. Он — давний и общепризнанный лидер современной английской sci-fi, с наслаждением посещающий слеты и собрания коллег-фантастов, в литературных предках числящий Джона Уиндема и Брайана Олдисса. При всей неканоничности своего литературного облика Бэнкс лишь окончательно оформил давно вызревавшую литературную тенденцию: фантастика вылупляется из бумажных обложек и проникает в область литературной элиты.
Йэн Бэнкс — особенно яркий пример сочетания двух недавно еще столь далеких друг от друга подвидов литературы. Первый прославивший его роман — «Осиная фабрика» (1984) — по сути сентиментальный хоррор, страшная и трогательная история о юном бесполом существе, страдающем от выдуманного телесного недостатка и пытающемся победить окружающий его хаос с помощью магических ритуалов. Хотя фантастики здесь вроде бы нет ни на грош, она пропитывает всю ткань повествования: реальность здесь максимально искажена, все герои обитают в больном мире собственного безумия. Полностью этот мир выходит наружу в фантастических романах Бэнкса «Выбор оружия» и «Помни о Флебе», которые он подписывает как Йэн М. Бэнкс. Здесь вообще происходит черт-те что: галактические войны, миллиарды погибших, позаимствованные у Стругацких прогрессоры, психически нездоровые герои решают свои внутренние проблемы, по ходу дела переворачивая с ног на голову галактику. Максимально успешно Бэнкс соединяет обе линии своего творчества в «Шагах по стеклу» (1985). Здесь, собственно, три сюжета: юный художник страдает от несчастной любви; параноик пытается выжить во враждебном мире, представляя себя Космическим Воином; два представителя неизвестных цивилизаций исследуют внутренности загадочного Замка, в который их поместили неведомые силы. Сюжеты сливаются в финале, образуя странную, расширенную в иное измерение картину мироздания.
(с) не помню откуда...
отредактировано: 24-06-2009 11:54 - Ice-covered
Волчата Амэ и Юки / Okami k...
[Print]
Wida Winter