Кукри– многоцелевой меч горцев Непала, особенно магаров и гурунгов на западе, раев и лимба на востоке. Эти четыре племени и образуют гуркскую народность.
Короткий изогнутый меч кукри (военный стандарт Министерства обороны Непала – 15 дюймов длины с рукоятью, вес 600 г) продолжает верно служить и сегодня, в отличие от многих других образцов холодного оружия, ставших достоянием истории. Им можно сражаться, прорубать тропу в джунглях и даже бриться. Но всё-таки, историки чаще всего пишут о кукри как о боевом оружии, известны многочисленные достоверные истории о том, как гурки перерубали человека надвое одним ударом.
1. Греческое происхождение. Клинок кукри имеет характерный профиль «крыла сокола» с заточкой по вогнутой грани (то есть это нож с т. н. «обратным изгибом»). Считается, что кукри происходит от греческого кописа, имеющего похожий изгиб, и попал в Непал с армией Александра Македонского в IV веке до н. э., хотя, скорее всего, эта форма клинка пришла из Индии, где в последствии была вытеснена более эффективными формами.
2. Каждый характерный элемент кукри имеет не только практическое, но и символическое значение.
В сечении лезвие имеет треугольную форму, символизирующую триединство богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Так, например, дол у обуха носит название «Меч Шивы» и даёт кукри силу оружия бога Шивы.
Кольца на рукояти обеспечивают уверенное удержание кукри во влажной руке и символизируют собой уровни мироздания.
Лезвие с переменным углом заточки дает максимальную эффективность в рубящих, режущих и колющих ударах, и символизирует Солнце и Луну – традиционные символы Непала.
Выемка на лезвии у рукояти называется чо и бывает различной формы. Она, как правило, обозначает трезубец Шивы – основной атрибут и символ силы этого бога. Другая форма чо – «след коровы», является символом богини Кали (корова является священным животным в индуизме). Кукри с чо находятся под защитой богов, это знак, что нож наделён магической силой. Практический смысл чо – препятствовать образованию трещин и сколу клинка у рукояти. Для кукри, не имеющих чо, наиболее частым дефектом является отлом лезвия у рукояти (на эту область клинка приходится максимальная нагрузка при рубящем ударе по твердой цели). «Боги злятся» – говорят гурки, когда происходит такое.
Металлическое навершие на головке рукояти символизирует всевидящее око бога, а в практическом плане закрывает кончик хвостовика лезвия, проходящего через всю рукоять, и позволяет использовать рукоять кукри в качестве молотка.
Характерно, что настоящий боевой кукри имеет в комплекте еще от двух до шести «младших братьев». Эти маленькие ножики тоже, помимо практического, имеют скрытый, сакральный смысл.
3. Этот нож гурки считают «живым», не любящим определённых действий. Так, если вращать кисть с ножом, нож непременно вырвется из руки и отлетит в сторону. Неудобен кукри и для колющего удара. Фехтовать и парировать удары таким оружием также должно быть очень сложно. Поэтому и владеть этим ножом мальчиков учат с детства.
4. Извлеченный из ножен кукри должен почувствовать «вкус крови», прежде чем будет засунут обратно. Поэтому гурки никогда не вынимают кукри из ножен без веской причины. А перед тем, как вложить нож обратно в ножны, делают себе небольшой надрез на пальце, чтобы выступила капелька крови.
5. Кроме того, гурки с малых лет изучают боевое искусство, называемое… «кукри»! Это целый набор приёмов боя, охоты и ритуалов с использованием одноимённого ножа. Кроме того, философский подтекст этого искусства в том, что если нет достаточных оснований, лучше убежать или уклониться от боя. Гурки никогда не выясняют, кто из них сильнее. Но если основания есть, и противник не раскаивается в содеянном, гурк наносит молниеносный удар ножом. Убив противника, он спокоен, ни о чём не жалеет. Так учили его с самого раннего детства. Так поступали его предки. Таков закон, которому он подчиняется.
6. Гурки-охотники настолько верили в силу, которую даёт обладание кукри, что не боялись нападать в одиночку на тигра – демона в зверином обличье. Происходило это следующим образом. Подкравшись поближе к хищнику, охотник ударял его по лапе, почти отрубая ее или, по крайней мере, перерезая сухожилия. После этого тигр почти терял подвижность и начинал слабеть от потери крови. Убедившись, что с поврежденной лапой он почти не мог двигаться, гурк наносил завершающий удар в шею или в горло.
Аццкий флешмоб)))
[Print]
Sar