Не так давно улица Малая Коммунистическая сменила свое название и стала называться улицей Станиславского. Объясняется все это очень просто: улицы Большая и Малая Коммунистические тесно связаны с именем купцов Алексеевых и ранее именовались Алексеевскими. Но Алексеевы здесь ни при чем, совпадение это чисто случайное. Свое имя улицы получили от сохранившейся до наших дней церкви Святителя Алексея, митрополита Московского. Так вот, Станиславский и был последним из рода купцов Алексеевых, руководивший, и притом очень успешно, кабельным заводом на Малой Алексеевской улице. (с)
"Энергополис"
Дом, являющийся родовым гнездом купцов Алексеевых, где 17 января 1863 года родился Константин Сергеевич Алексеев, будущий директор промышленно-торгового товарищества "Владимир Алексеев" и великий режиссер, ставший известным под псевдонимом Станиславский, находится в Москве по адресу: Большая Коммунистическая, 29. Раньше эта улица называлась Большой Алексеевской. В 1816 году хозяином этого владения стал Семен Алексеевич Алексеев, купец второй гильдии. Вскоре рядом с домом начала действовать и золотоканительная фабрика, в 1849 году перешедшая к сыну С. А. Алексеева Владимиру Семеновичу, человеку энергичному и чрезвычайно предприимчивому, много способствовавшему развитию золотоканительного производства в России. В начале 1850-х годов он приобрел на Малой Алексеевской улице заброшенные участки земли с разрушенными войной 1812 года строениями и перенес сюда с Большой Якиманки свое предприятие, границы которого соответствовали расположению ныне существующего завода "Электропровод".
В течение нескольких десятилетий этот дом являлся собственностью семьи Алексеевых. В 1862 году после смерти В. С. Алексеева наследники золотоканительного дела назвали фирму его именем. Семья переехала в купленное у Красных Ворот здание, а особняк на Большой Алексеевской пожертвовала под дом призрения для купеческих вдов и сирот. К сожалению, силуэт особняка оказался несколько искажен достройкой третьего этажа по обе стороны портика, но тем не менее он и сейчас производит внушительное впечатление, подчеркнутое сильным отступом от красной линии. Через десять лет фабрика Алексеевых первой среди золотоканительных предприятий России ввела машинное производство. С помощью паровой энергии приводились в действие паровой молот, волочильные машины, плющильные станки. Подобная технология на тот момент существовала только во Франции, в Лионе.
О Станиславском - режиссере и реформаторе театра - знают все. Гораздо менее известна его инженерно-организаторская деятельность на московской золотоканительной фабрике "Владимир Алексеев", куда девятнадцатилетний Константин Алексеев (Станиславский - псевдоним, взятый в 1885 году) поступил после окончания шестого класса гимназии.
Первые годы работы, прошедшие в конторе, показались скучными и даже никчемными молодому человеку, которого влекла техника. Положение изменилось только с назначением его директором фирмы. К началу 1890-х годов Станиславский вполне сформировался как специалист. Он настойчиво работает над планом-проектом реорганизации производства и в начале 1893 года представляет его правлению товарищества, а уже в августе того же года подает в Московскую городскую управу прошение разрешить слом ряда старых строений и возведение новых. На состоявшейся в 1900 году Всемирной промышленной выставке в Париже фабрика экспонировала новый вид золотошвейных нитей исключительной тонкости и мягкости. Эта продукция не имела мировых аналогов. Для ее изготовления Станиславскому пришлось создать собственный алмазный волочильный инструмент.
В связи с растущими потребностями России в электрических проводах и кабелях в 1906 году на фабрике организуется дополнительное отделение изолированных проводников - благо здесь уже имелись современные проволочно-волочильные машины, цех по производству алмазных волок, прядильные машины для обмотки проволоки хлопчатобумажной тканью и шелком и многое другое. Объемы и ассортимент заказываемой продукции быстро росли. Было принято решение снести главные здания фабрики, выходившие на Малую Алексеевскую улицу, и на их месте возвести новый кабельный корпус. Немедля приступили к строительству: сначала установили и пустили оборудование на первом этаже, в то время как на втором и третьем продолжались отделочные работы. А в конце 1912 года весь корпус вступил в строй.
К 1898 году, когда открылся созданный К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко Московский Художественно-общественный театр, на фабрике уже существовал свой театр, организованный по инициативе ее директора: в 1895 году в одном из фабричных помещений оборудовали сцену и небольшой зрительный зал. Режиссером фабричного театра стал старейший мастер золотоканительного дела Михаил Николаевич Николаев. Вскоре началось и строительство настоящего театра: решение об этом приняло собрание пайщиков Товарищества, проходившее в апреле 1902 года под председательством К. С. Станиславского. Театр открылся 24 апреля 1904 года.
Когда золотоканительная фабрика начинала выпуск проводов и кабелей, потребовались дополнительные производственные площади. Правление Товарищества поставило перед К. С. Станиславским вопрос о ликвидации фабричного театра. После долгих споров Константин Сергеевич вынужден был согласиться с мнением правления, поставив условием предоставления рабочим за счет фабрики необходимого количества мест в МХТ. Театр разделили на два этажа. В нижнем разместили кабельную мастерскую, а в верхнем - зал заседаний и общих собраний. Здание это, надстроенное в 1965 году небольшим третьим этажом, в таком виде сохранилось до нашего времени.
На фото.1 здание на Николоямской 54 с интересной историей. В конце XVIII века это был жилой дом, в середине ХIХ столетия его перестроили с целью размещения там полицейской части. Тогда-то и появилась местная достопримечательность - деревянная пожарная каланча.
До нас дошли одни фундаменты. В 1990-ы годы здание было полностью восстановлено архитекторами В. Е. Громовым и В. Ф. Пальцевым. Работа стала лауреатом ежегодного Московского конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию и новое строительство. Силуэт, характер, физиономические особенности здания бережно сохранены, но абсолютно новая функциональность, планировочная структура, строительные материалы придали ему современное звучание. Перед архитекторами стояла проблема: на какой исторический период ориентироваться? Чтобы убедить заказчика в необходимости восстановления башни, Громов и Пальцев начинили ее инженерными коммуникациями и устроили смотровую площадку, тем самым высвободив под офисы максимум площадей.
* ~1909: здание Рогожский полицейской части на Николо-Ямской улице. Дом относится к эпохе застройки Москвы времён строгого классицизма. Сначала это был просто жилой дом, позже перестроенный для нужд полиции. С 1818 здесь помещалась Рогожская полицейская часть. В 1830 во дворе выстроен большой 2-этажный служебный корпус, несколько позже – типовой арестный дом – узкое 2-этажное здание с цилиндрическими сводами. На крыше - деревянная пожарная башня-каланча. На Николо-Ямской видна трамвайная линия с контактными опорами (трамвай начал тут своё движение VII/1909).
* V.2005: бывшая Рогожская полицейская часть на Николоямской, 54 - хорошо сохранивший наружное архитектурное оформление городской особняк XVIII-XIX в.в. Дом во дворе (слева) не сохранился, там торчит какая-то труба. В середине 1990х по заказу фирмы-арендатора архитекторами была произведена реконструкция здания - снаружи отреставрированы фасады, внутри произведена перепланировка, восстановлена снесённая пожарная каланча со смотровой площадкой, нашпигованная современными комуникациями. Трамвая на Николоямской (при СССР - Ульяновская) давно нет - вместо него ходит троллейбус (с 1955).
"Покушение на самоубийство"
"Проживающая в доме Гайдукова, по Николо-Ямской улице, московская мещанка Авдотья Шумилина, 24 лет, покушалась на самоубийство: приняла раствор фосфорных спичек, почему её тотчас отправили в приемный покой Рогожского полицейского дома. Жизнь Шумилиной по заключению врача находится в опасности. Причину покушения на самоубийство Шумилина объяснить не пожелала".
"Русский Курьер", ноябрь 1885
"Хороша шутка"
"Вчера служащий у подрядчика плотничных работ Филиппова, в доме Грачёва, на Гончарной улице, кр. сын Василий Хромов, 15 лет, приготовлял обед; к нему подбежал сын Филиппова, Егор, 13 лет, и "ради шутки" ударил Хромова топором по левой руке, надрубив ему два пальца. Мальчика отправили в приемный покой Рогожской части".
"Московский Листок", 18 (5 - по ст.стилю) октября 1902
"Съ Новымъ годомъ!"
"Ночью 1 января крест-н Айзетулла Давыдов, проезжая в нетрезвом виде по Устинскому переулку, затеял с извозчиком из-за денежных расчётов ссору и произвел буйство. Буяна отправили в Рогожский полицейский дом. Находясь в камере, Давыдов начал снова буйствовать, причем разворотил кирпичи печки, разрушил печные решётки, отбил штукатурку, поломал форточки, сломал висячий замок у двери и разбил в окнах 12 стекол, после чего успокоился и заснул".
"Московский Листок", 16 (3) января 1903
"Доигрался"
"Вчера к берегу Москвы-реки близ Краснохолмского моста течением прибит труп неизвестного молодого человека. Судя по костюму, покойный приличный горожанин. Он был обыскан полицией, но кроме 5 карточных тузов, из которых два были пиковой масти, обнаружить ничего не удалось. Труп помещен при часовне Рогожского полицейского дома. Жаль человека!"
"Новости дня", 26 апреля 1903
"Угрюмый утёс"
"Угрюмым утёсом высится дом N 54, это бывшая Рогожская полицейская часть, ранее венчавшаяся каланчой, — образец архитектурной казёнщины времен Николая I".
из советского путеводителя
(с) http://www.retromoscow.narod.ru/
утром по дороге в офис чуть...
[Print]
elpis