Архитектура - застывшая музыка. Музыка - живая архитектура. Композитор - это архитектор, который проектирует разворачивающиеся во времени структуры.
Как однажды подметил Густав Флобер, архитекторы, проектируя дом, имеют склонность забывать о лестнице. Если мы уподобим музыкальное произведение проектируемому дому, то лестницей будет то, что позволяет нам войти и выйти. "Войти" значит приблизиться к пониманию структуры, а выйти - значит сформировать по возможности яркое впечатление и приятное воспоминание.
Артур Шопенгауер утверждал, что музыка - это, с одной стороны, прямая объективация воли. С другой стороны, музыка - способ познания воли как первоосновы бытия. Уникальность музыки - это способность к выражению самой себя посредством самой себя. В произведениях живописи, к примеру, выражаются какие-либо идеи, которые уходят корнями в культуру и мировоззрение. В музыке же всё не так: там нет ничего привнесённого извне.
Музыка - это прежде всего акустическое переживание. На опредёлённой ступени усложнения структуры, произведение перестаёт быть исключительно акустическим переживанием, и превращается в психическое. Простым примером может быть сравниение обычного минорного аккорда и минорного септаккорда. Первый будет более однозначным, "плоским" и понятным. Второй будет более красочным и эмоционально наполненным.
Если бы наш мир не существовал, музыка могла бы существовать несмотря на это. Музыка не нуждается в нас. Её не интересует наша культура и её символы. Она есть вещь в себе. Бесспорно, музыке нередко придаётся некое содержание, но разве оно становится частью музыки? Такое связывание музыки с иным содержанием скорее следует сравнить с навязыванием нам идеи о том, что музыка такого содержательного произведения, пытается "подражать изображаемому являению".
(с)
Солнечные дни, октябрь 2023.
[Print]
Yurate