Та самая сложная тема… Точно, такие программы есть, точно они от одного шаблона, но уловить его уверенно не удаётся.
Излагаю пока вчерне, чтоб была затравка.
Очень много явлений есть, в которых участвуют потенциальные источники изменений, но самих изменений при этом не обнаружить:
- элементарные частицы одного вида принципиально неразличимы, какая из нескольких где чего натворила, узнать невозможно;
- частица с точно известной скоростью (например, покоящаяся) может быть с равной вероятностью обнаружена в любой точке Вселенной, настолько не определено её положение;
- области полей с одной и той же величиной потенциала, например, гладкая горизонтальная поверхность в поле тяжести;
- поверхность воды на разных уровнях высот (пример, родственный предыдущему);
- области с постоянным давлением воздуха или растворы с установившейся концентрацией (точнее, системы с установившимся химическим равновесием), или области с установившейся температурой (точнее, системы в термодинамическом равновесии), или биоценозы (территории с установившимся экологическим равновесием);
- климат;
- фон событий, в плане ощущений органов чувств;
- фон событий смысловой (контекст).
Во всех приведённых примерах имеет место безразличное равновесие (или просто безразличие, если по-человечески):
- природе безразлично, какая частица где находится, все для неё равны;
- частице "безразлично" её положение во Вселенной;
- в области с одним и тем же потенциалом поля на заряды не действуют никакие силы, и они сохраняют свои положения и/или движения — им безразлично в какой части эквипотенциальной области находиться;
- шарик на горизонтальной поверхности никуда не катится, ему всё равно, где лежать;
- суда по разные стороны от шлюза ходят одинаково, не замечая перепада высот;
- в областях с установившимся равновесием изменений (ветра, диффузии, теплопередачи) не происходит — безразлично, где там находиться;
- мы адаптированы к климату и замечаем лишь изменения погоды — в разные годы всё выглядит одинаковым;
- фигуро-фоновые отношения психологии фокусируют внимание органов чувств на чём-то выделяющемся, всё остальное "пропадает" в фоне;
- общаясь друг с другом на понятном языке, мы часто забываем, что сказанное может быть понято адекватно только на одном и том же смысловом фоне, когда общающиеся находятся в одном и том же контексте.
Частицы (которые могут оказаться в любом месте Вселенной) производят такие эффекты, как:
- туннельный эффект – способность проходить сквозь преграды, не возмущая их, не тратя энергию (это, как я думаю, прообраз магии),
- спутанные квантовые состояния – синхронизацию состояний квантовых объектов одной системы, находящихся в разных местах (многие считают, что это явление ответственно за телепатию),
- интерференцию – способность "знать" об обстановке вокруг, не взаимодействуя с её деталями (своеобразное "ясновидение").
Фигуро-фоновыми свойствами внимания пользуются живые существа для маскировки, совершают обманные манёвры, прибегают к мимикрии - обращают внимание на сходство с чем-то несъедобным или опасным, благодаря чему их пищевая привлекательность "уходит в фон". Иллюзионисты и лжецы пользуются ими для сокрытия части своих действий, отвлекая внимание заметным манёвром от скрываемого, показывая то, что считают нужным показать.
Сокрытием истинного контекста часто пользуются манипуляторы: при подмене контекстов смысл одних и тех же слов можно изменить в выгодную им сторону.
Ещё одним неочевидным примером безразличия являются экологические ниши. Они заселяются какими-то существами — и всё равно, какие конкретно звери и растения там окажутся и что с ними там будет происходить. И как всё это будет догадываться, кому быть, кому нет – не ясно. Про естественный отбор писали, что на переборы возможных вариантов природе не хватило бы времени от рождения Солнечной системы. А дело-то в том, что природа и не перебирала, кидая кости, её части всё время "дрейфовали" в одном контексте. "Мы с тобой одной крови, ты и я", - пароль киплинговских зверей из "Маугли", он на ту же тему.
Безразличие к себе характерно для людей, теряющих индивидуальность (как элементарные частицы): для святых, пьяных, медитирующих, стариков, а в некоторых случаях — для жертвующих собой.
Общим для всего вышеизложенного является невмешательство, недеяние, непроявление, растворение в фоне, информационная неопределённость - преодолеваемая интуитивно, покой. Невозможность ни в чём убедиться методом проверок, с помощью логики. Только интуитивное доверие, видение без органов чувств, позволяет оставаться адекватным. Иначе волна имитаций захлестнёт, подменит истину.
Умение прятаться, дезориентировать потенциальных врагов – а также интуитивно обнаруживать искомое, находить правду, – умение чувствовать контекст, в котором происходят явные события, не совершать излишних возмущений вокруг себя – эти навыки очень важны для жизни. Готовностью пользоваться этими навыками мы обладаем в той или иной или иной степени от рождения – дети начинают лукавить в раннем возрасте, хотя этому их никто не учит. Или затихают, когда им приходит в голову заняться чем-то предосудительным, но интересным. Про игру в прятки можно сказать, что ей можно научиться, а про искусство утаивания – вряд ли. На этом архетипе построена философия буддизма и родственные ей.
Поскольку я ищу связь врождённых программ с наиболее общими физическими свойствами, то архетип обращения с фоном я назвал Архетипом Безразличного Равновесия.
море в Кронштадте
[Print]
Yurate