Кинофильм посмотрел при его выходе, в кинотеатре. Он вообще никакой. Из впечатлений остался один негатив. Но 9 часов киноматериала против 2-х пробудили чистое любопытство - а что же там ещё наворотили? Заинтересовала и реплика продюсера, что над кино- и теле- версиями работали даже разные сценаристы.
Сразу скажу - сериал сильно лучше. Кому-то могут показаться затянутыми сильно расширенные любовные линии. Но и плюсы для меня очевидны:
- более интересно и атмосферно показан быт тех дней;
- включено множество событий, имеющих историческую подоплёку, хотя и сильно драматизированных местами;
- акценты сдвинулись, местами довольно сильно. Тема белого террора раскрыта очень наглядно. Убеждения Колчака как фанатика войны выражены предельно четко;
- сюжет теперь не движется галопом по Европам, но сюжетная пружина закручивается мастерски и каждая серия оставляет неплохое послевкусие;
- актеры - это всё-таки несомненная удача сериала. Актерская игра у всех великолепна (ага, и у Боярской тоже, ругать которую стало хорошим тоном ).
Словом, вот такой вот вышел хороший сериал с титаническим бюджетом...
Основной недостаток всё тот же - романтизация образа Колчака мало имеет общего с реальностью. В сериале есть сцены его допроса в январе 1920-го. Из уст Хабенского звучат фразы, которые резко контрастируют с остальным сериалом. Это _другой_ Колчак. Я был не в курсах, но моё предположение оказалось верным - это фразы реального адмирала А.В.Колчака, которые стали нам известны благодаря стенограмме его допроса в течении нескольких дней, перед расстрелом.
Допрашивали его меньшевики и эсеры. Не большевики. В начале допроса складывается впечатление чуть ли не дружественного отношения комиссии к Колчаку. Наводящие вопросы так и предполагают политически "правильный" ответ. Но Колчак, в общем, ведет себя довольно откровенно, видимо уже не надеясь на снисхождение. И надо сказать, его исследовательский и балтийский период службы довольно интересен (вот про что надо было снимать фильм!), черноморский - познавателен (грустно было читать скрупулезное повествование о том, как разваливался флот). Потом пошли дальневосточные и сибирские марионеточные интриги...
Отношение комиссии резко меняется в последний день допроса. Иркутск под угрозой захвата силами Колчака, решено расстрелять его немедленно, без отправки на суд в Москву, чтобы не допустить возможности его освобождения. Комиссия, забив на хронологию рассказов-показаний адмирала, начинает допрашивать его по позднейшему периоду его "верховноправительства", буквально засыпав его неудобными вопросами. И в самом деле, фактов для обвинительного приговора более чем достаточно, объективно говоря.
Какое осталось впечатление?
Небесталанный исследователь, военный моряк, внедривший несколько технических инноваций на флоте и ещё больше новинок собиравшийся ввести. Блестяще организовавший минирование Балтики, разрабатывавший план взятия Константинополя. Не веривший (как и абсолютное большинство, впрочем) в бредни Временного правительства о "демократическом управлении в армии". Сохранявший относительную боеготовность Черноморского флота тогда, когда на Балтике всё начало сыпаться к чертям. Фанатик войны. Буквально одержим победой над Германией любой ценой. Когда большевики заключили мир с Германией, записал их в немецких прихвостней, Уральский фронт Гражданской войны расценивал как возобновление российско-германского фронта Первой мировой войны.
Казалось бы, сильный лидер?
Но вот незадача - вся история его после начала кризиса Черноморского флота - это история метаний от русских к иностранным союзникам, от одних очагов Белого движения через политические интриги к другим, вступление на посты и немедленное оставление их. И его террор на вверенных ему территориях в бытность Верховным правителем (от которых он, кстати, открещивается - "не знал я, мол!" - хотя факты говорили об обратном) лишь сильнее показывает его бессилие на посту, который требовал поистине грамотного политического и военного чутья. Ну и как он был взят в плен, даже в сериале показано довольно правдиво и, что называется, симптоматично.
Пожалуй, наиболее точно мои впечатления могут охарактеризовать слова зам.председателя следственной комиссии Попова:
"Как держался он на допросах? Держался, как военно-пленный командир проигравшей кампанию армии, и с этой точки зрения держался с полным достоинством. Этим он резко отличался от большинства своих министров
...
Но в одном он близко подходит к своим гражданским соратникам, разделявшим с ним пребывание в одиночном корпусе иркутской тюрьмы. Все они, как на подбор, были совершеннейшими политическими ничтожествами. Ничтожеством в политическом отношении был и их глава — Колчак. Его показания обнаруживают и это с достаточною ясностью. Он — политически безличная фигура. Он — простая игрушка в руках держав Антанты. У него, с его голой идеей военной диктатуры и скрытой мыслью восстановления монархии, нет никакой политики, кроме той, которая диктуется ему противоречивыми влияниями и этих держав, и окружающих его групп и группочек военщины и торгово-промышленных кругов, с их сомнительного качества политическими руководителями. В этих противоречивых влияниях он безнадежно путается и запутывается тем больше, чем сильнее становится напор наступающей Красной армии, пока, наконец, не предается своими же вчерашними союзниками".
И надо сказать, его исследовательский и балтийский период службы довольно интересен (вот про что надо было снимать фильм!), черноморский - познавателен (грустно было читать скрупулезное повествование о том, как разваливался флот). Потом пошли дальневосточные и сибирские марионеточные интриги...
Фильм о его раннем периоде службы был бы превосходной чёрной комедией с обилием тех самых марионеточных интриг, которые упорно тянут наверх казалось бы случайного человека.
Внимание - многабукафнопаделу.
...Началась служба Колчака в Порт-Артуре ни шатко-ни валко.
Степан Осипович Макаров почему-то длительное время отказывался дать перспективному офицеру корабль и сплавил его на крейсер Аскольд вахтенным офицером.
Стоит задуматься - Макаров ведь славился своим "орлиным глазом", сразу выделял инициативных и способных командиров, брал над ними шефство и давал путёвку в жизнь. Например, Фон Эссен.
А тут молодой вроде бы талантливый офицер, но Макаров его ссылает от греха подальше.
Причём в своё время Макаров не взял Колчака с собой в экспидицию на "Ермаке", видимо уже тогда он видел, кому стоит доверять, а кому нет.
Однако короткое присутствие в распоряжении Макарова дало повод примазать впоследствии Колчака к Макарову - мол, приметил он талант. Хотя люди, которым действительно симпатизировал Макаров, хорошо известны, и Колчак в их рядах никогда не числился.
Вскоре Макаров погибает, и как по мановению волшебной палочки Колчак покидает "Аскольд" и тразнитом через минзаг "Амур" (где прослужил всего ЧЕТЫРЕ дня) оказывается командиром собственного долгожданного эсминца. Наводит на размышления, особенно зная о конфликте Макарова с остальным флотским командованием и лично Наместником, когда Макаров гнул свою линию в отношении назначений офицеров, никчёмных "протеже", при этом выделяя деятельных людей из низов, вопреки интересам всё той же верхушки.
Хотя отслужил Колчак аж целых 4 дня, сам факт службы на "Амуре" дал затем повод примазать Колчака к уничтожению двух японских броненосцев месяц спустя - мол, при его участии. Несмотря на то, что это целиком и полностью заслуга капитана 2-го ранга Иванова, причём действовал он вопреки прямому приказу командования флота. Иванов, в отличие от Колчака действительно был новатором и мастером минных дел, проходивший перед войной и всю войну на минном транспорте "Гайдамак" и заградителе "Амур", перетопивший кучу японских кораблей самых разных сортов и заваливший минами все окрестные воды.
Зря Колчак так стремительно пролетел транзитом. Задержался бы хоть на месяц - мог действительно хотя бы формально примазаться к самому громкому успеху нашего флота.
Но Колчак оказался там, где хотел - на мостике собственного эсминца. Эсминцем он командует так, что сказать о командовании просто нечего. Серая незаметная служба безо всяких подвигов.
В конце войны он, как и большинство офицеров и тысячи матросов, переводится на берег, на сектор Скалистых гор, под командование капитана 2-го ранга Хоменко.
Этот самый Хоменко персонаж крайне интересный.
Первую свою награду он получил из рук лично Наместника Алексеева, и всю дальнейшую службу был обласкан орденами, служа на таких боевых должностях, как командир учебного судна, комендант Кронштадта, или вообще начальник грузоперевозок Черноморского флота (где получил мечи к ордену св. Анны 1-й степени, видать за перевозку). Будучи комендантом Кронштадта, он умудрился получить даже командорский крест Почётного легиона.
В Артуре же он быстро скакнул из командира миноносца (как и Колчак) до командира ажно трёх батарей морских орудий сухопутного фронта. Умел, в общем, товарищ находить нужные знакомства и ходить по хлебным должностям, регулярно получая вознаграждение за свои тыловые геройства. Ещё в Артуре.
С момента, как Колчак оказался на батарее Хоменко, он сразу попёр вверх.
На него посыпались награды, причём даже тогда, когда война уже не велась. Например, на Колчака записали уничтожение японского крейсера Такасаго, который подорвался на одной из мин в Артурских водах уже в самом конце, на том лишь основании, что его миноносец несколько месяцев (!) назад ставил наряду с другими в этом районе мины. Самое интересное, что в тот самый выход Колчак две недели лежал в госпитале, и на минную постановку ходили без его участия. Опять же не по его плану, и не только его миноносец.
Сразу после войны Колчак внезапно возник и сразу прописался уже в Морском Генеральном Штабе - ничего себе карьера, практически за 2 года из грязи в князи. Уже тогда активно якшается с Думой - что также наталкивает на размышления. Причём не просто якшается - а является советником Думы по морским вопросам. Что такое Дума, полагаю, не секрет. Те самые будущие "Временные правители", с хорошими связями с заграницей (вспоминаем начало "Верховного правления" Колчака) и крайне влиятельные люди, в том числе на самом высшем уровне.
Не берусь судить о его арктических экспедициях, поэтому перейду сразу к балтийскому этапу его карьеры.
Сперва служил при Эссене, что впоследствии опять же дало повод примазать его к созданию минно-артиллерийских позиций, более того - по мере нагнетания культа от примазывания к чужому делу его уже стали называть автором всех планов и на его мины записали все немецкие потери.
Конечно же, план разрабатывал Фон Эссен с обширным коллективом своего штаба, а не Колчак, и не Колчак все эти мины ставил.
Тут Колчаку опять не повезло - те мины, на которых подрывались немецкие корабли, ставила другая минная дивизия не в его секторе.
Колчак то командует частными минными постановками, то берётся воевать со шведскими конвоями.
Воюет с ними так, что хоть плачь - одна немецкая конвойная развалюха отгоняет соединение из нескольких крейсеров во главе с новейшим крейсером "Рюрик-2", вместо охоты на конвоев получается ловля мух руками - все ускользают между пальцами. Итог конвойной борьбы - полный провал.
За этот провал Колчак внезапно получает очередное повышение и становится командиром минной дивизии, опять же без особых успехов, а вскоре становится ажно начальником всей обороны Рижского залива. И командует мол так успешно, что немцы никуда не прорвались. Немудрено успешно и ярко командовать обороной, которую никто и не собирается прорывать.
Немцам вообще было плевать на Балтику, и поэтому с самого начала войны они оставили там совершенно негодную к современной войне рухлядь выпуска конца 19-го века да пару крейсеров с эсминцами. В результате, имея полное господство на Балтике, русский флот блестяще просидел в обороне, а попытки действовать активно были провальными (см. Колчак, конвои).
Колчаку повезло, что вскоре он съехал с очередным грандиозным повышением на Чёрное море - потому как в 1917-м немцы решили всерьёз взяться за русский фронт и перегнали на Балтику несколько дредноутов, быстро и эффектно прорвав всю систему обороны.
Здесь следует заметить, что авторитет Колчака рос не по дням а по часам. Немалое влияние на его судьбу оказал некто Распутин, пробивший его назначение на Черноморский флот (вспоминаем тесные контакты с думцами и весь ход его карьеры).
И это повышение Колчака крайне дурно попахивает, даже в сравнении с предыдущим.
Адмирал Эбергард, командующий Черноморским флотом, в начале войны оказался в непростой ситуации: немцы пригнали туркам дредноут "Гебен", а русский флот подобных кораблей ещё не имел. Тем не менее, после некоторого периода немецкой наглости, русский флот вытеснил "Гебен" и прочно завоевал господство на море, имея только пять старых броненосцев. В 1915-м году со вступлением в строй первого дредноута, русский флот стал полноправным хояином положения и стал гонять "Гебен" как таракана вилкой. Устраивались разгромы Зунгулдака, блокада Босфора и свободная поддержка сухопутного фронта. Идёт подготовка к высадке уже у самого Константинополя, оборудуются специализированные десантные суда - впервые в мире - собираются многочисленные запасы, высаживаются частные десанты в поддержку сухопутного фронта.
И вдруг Эбергарда снимают.
Формальная причина - за то, что никак не могут поймать "Гебен". Весомая причина? Допустим, что да.
Что же делает новоприбывший Колчак? Конечно же, первым делом упускает "Гебен", но не получает никакого взыскания. Да что там вообще "Гебен"! Если Эбергарда сняли только за то, что он никак не мог поймать немца, то у Колчака в собственном порту гибнет только вошедший в строй дредноут! Драгоценный корабль, да ещё после посещения высшими чинами! Но снова по непонятным причинам никаких взысканий.
Тем не менее Колчака опять же примазывают к тому, что "Гебен", мол, был загнан в угол - хотя случилось это ещё в 1915-м, и Колчак только пользовался плодами деятельности Эбергарда, в куда лучших условиях - например, имея два дредноута и новейшие эсминцы.
Причём примазали Колчака также к поставленным Эбергардом минным заграждениям у Босфора, на которых "Гебен" таки подорвался под конец войны - причём просто игнорируя то, что в первый раз "Гебен" подорвался там ещё в 1914-м, и с тех пор минные постаноки продолжались.
Вот так вот лейтенант Колчак за 10 лет превратился в адмирала, командующего Черноморским флотом. Не имея по сути никаких боевых заслуг, урвал долю славы от каждого дела, которым занимались другие люди и даже несмотря на откровенные свои провалы забирался всё выше и выше, проталкиваемый окружением высших лиц государства.
Ни один из истинных героев Порт-Артура не достиг даже близко подобных высот - ни Иванов, настоящий новатор минного дела, опытнейший минёр и автор самого громкого успеха русского флота - ни кто-либо ещё.
Кроме, пожалуй, Фон Эссена, который в то время как Колчак не мог выбить себе эсминец несколько лет командовал крейсером "Новик", был на самом хорошем счету у Макарова, который ему покровительствовал, и готовился им для занятия должности командира крейсерской эскадры.
Конец истории.
Небесталанный исследователь, военный моряк, внедривший несколько технических инноваций на флоте и ещё больше новинок собиравшийся ввести.
Вот хоть убей - ни одной его инновации я не знаю.
Почему-то работы Макарова широко известны, а от Колчака никих новшеств не обнаруживается. Неужто придуманную Степановым с минзага "Енисей" систему автоматической постановки мин тоже ему приписали?..
Блестяще организовавший минирование Балтики
Под псевдонимом Фон Эссен.
разрабатывавший план взятия Константинополя.
На самом деле разрабатывавшийся с 1915-го года при Эбергарде, когда Колчаком на Чёрном море и не пахло. Даже имущество подготовили многие тонны - но к моменту прибытия Колчака уже растащили для ликвидации частных кризисов на фронтах от Румынского до Кавказского.
Не веривший (как и абсолютное большинство, впрочем) в бредни Временного правительства о "демократическом управлении в армии".
И, как полагается опытному кулуарному интригану, сразу же взялся играть в эти демократические игры. В отличие от Брусилова, который, кстати, поддержал инициативу о демократии в армии, не смог сдержать под контролем и вскорости отбыл с разваливающегося флота нафиг.
Когда большевики заключили мир с Германией, записал их в немецких прихвостней, Уральский фронт Гражданской войны расценивал как возобновление российско-германского фронта Первой мировой войны.
Интересная история, реально. Где можно почитать об этом?
Нет какой-то одной книги.
Информация разбросана по разным источникам. Приходится складывать по кусочкам.
По Колчаку лучший гид - какая-нибудь восторженная биография. Написано: назначен туда-то, сделал то-то. Поднимаешь литературу по указанному периоду и смотришь, что же там происходило и каким боком там Колчак.
Например, по роли Колчака на Черноморском флоте достаточно просто просмотреть историю войны на Чёрном море в 1914-1915 годах, бо она очень богато описана, дефицита никакого нет. Сразу чётко видно, что было до Колчака, и что при нём. Одну фактологию, без трактовок.
То же самое по Русско-японской, давно есть подробнейшие работы вплоть до отдельных кораблей в войне, как наши так и японские, включая даты минных постановок, кто где и когда, кто командовал кораблями в выходах и т.п.
По новаторским идеям Колчака книг в принципе нет и быть не может - бо нет указанных новаторств. Проблема огромная что-то конкретное о них найти, кроме "делал, хотел, желал" и приписывания чужих заслуг.
Если интересуют конкретные истории, могу развёрнутее написать, со ссылками на первоисточники.
Удивительное рядом
[Print]
Тарантул