В японском языке различаются два вида веера: утива и сэнсу.
Утива представляет собой веер-лепесток (опахало), сделанный из цельного куска дерева или из проволочного каркаса, обтянутого шелком (сейчас встречаются утива и из картона). Веер утива считается чисто японским изобретением, в отличие от сэнсу.
Сэнсу имеет китайское происхождение. Он состоит из нескольких пластин, которые могут складываться и разворачиваться. Сэнсу в Японии использовался в основном в боевых искусствах. Таким веером в свернутом состоянии можно было наносить удары по голове, а в развернутом – по горлу, поскольку кромки таких вееров затачивались как можно острее.
Считается, что изначально веера пришли в Японию из Китая. Скорей всего, японцы увидели их у заезжих китайских принцев, которые часто посещали японские острова. В VI–VII веках шелковые и бумажные веера приобрели огромную популярность в Японии. Изначально они ввозились из Китая, но постепенно приобретали новые формы и со временем стали появляться истинно японские веера, которые были совсем не похожи своих китайских предшественников.
Плоский нескладывающийся веер утива возник в период Хэйан (794-1185). Изначально его изготавливали из тонких бамбуковых прутиков, которых по правилам должно было быть 45, 64 или 80 штук. Из этих прутиков создавалась основа, к которой крепилась специальная бумага – васи. На эту бумагу с обеих сторон наносился красивый рисунок. Сюжеты рисунков были разные и зависели от традиций региона Японии, в котором веер был сделан. Форма утива могла быть овальной, напоминающей квадрат с закругленными углами или подобна полной луне. Веер был оснащен ручкой, сделанной из отдельного куска дерева.
Веер утива стал прототипом боевого веера гумбай (в переводе с японского «веер полководца»). Гумбай утива делали целиком из дерева или металла и покрывали лаком и специальным водоотталкивающим составом. Гумбай был очень серьезным оружием и часто применялся в бою, о чем свидетельствуют многочисленные исторические факты.
Однако чаще на поле боя или в личных сражениях использовался другой тип складного боевого веера – тэссен. Его носили при себе не только высокопоставленные военачальники, а и обычные самураи. Техника его применения была настолько разнообразна, что со временем превратилась в отдельное искусство – тэссен-дзюцу.
Все же основным предназначением военного веера (в частности, именно гумбая) было отдание приказаний на поле боя. Такой веер украшался красным кругом на желтом фоне, который символизировал солнце. На обратной стороне изображался такой же круг, но желтым цветом на красном фоне.
В период Эдо, когда образ жизни японцев стал более мирным, утива стали распространены среди артистов, актеров, гейш, борцов сумо да и просто людей среднего класса. В это время появляются новые мотивы изображений, которыми разрисовывался веер.
В VIII веке приобретает популярность еще одна разновидность вееров – сэнсу. Ребра таких вееров изготавливали из ценных пород дерева (сандала, японского кедра, иногда бамбука) и оклеивались японским пергаментом. В ХII веке сэнсу стали неотъемлемым аксессуаром образа придворных дам. Многие аристократки того времени, устав от светской жизни и уходя в монастырь Миэйдо, уносили с собой свой веер, который не запрещалось хранить в монастыре. Отсюда возникла еще одна разновидность веера – миэйдо.
Одновременно с возникновением в Японии зонтиков от солнца, появился еще один вид веера – оги. Сейчас так называют и все остальные веера. Оги также называют «Солнечным веером», поскольку он очень легкий и своим внешним видом напоминает часть солнечного диска, от которого расходятся лучики. Оги, как раньше, так и сейчас применяется танцорами в своих выступлениях. Популярен он и среди гейш.
Веера являются неотъемлемой частью традиционного японского костюма, принадлежностью японского обихода и интерьера, удобным и красивым аксессуаром. Европейские моряки, побывав в Японии, стали привозить восточные веера в западные страны.
Источник
С Днем Рождения!!!..
[Print]
The Grey Owl