Понравилась мне
мысль про то, как произошла переоценка дэвов и асуров. Простая победа власти военачальника. Далее делается идеологическая подкладка (так же потом поступали очень многие власти): главным делается бог-каратель, громовержец. Он приходит вместо более древнего справедливого владыки, отвечающего за всё мироустройство.
У прото-индоиранцев к началу второго тысячелетия появляется пантеон, руководимый Индрой-громовержцем, с которым работают дэвы. Они приводят к порядку не в меру расшалившихся асуров (Сурья - Солнце, то есть асуры, скорее всего, - солнцепоклонники). Об этом с 18 века до н.э. начинают повествовать прото-индийские Веды.
И тут, конечно, появляется "реакционное" прото-иранское крыло, которое хочет сохранить прежние традиции. К началу 1 тысячелетия до н.э. появляется контр-манифест: Авеста - произведение с той же структурой и названием, но в нём верховный владыка - солнечного типа, Ахурамазда, а дэвы - отвратительные демоны. Можно вспомнить, что в более древней религии ассирийцев верховным богом был Ашшур, а у славян после (но до Владимира) одним из главных богов был Хорс ("хур" - Солнце по-персидски).
В конце концов "
дэвы" одолели: в Греции верховным богом оказался
Зевс, а опосля нарицательным "бог" стало слово "
тэос".
Забавно звучит сочетание "Бага-Тэос" - "Бог" по-гречески и по-ирански - оно созвучно, и неспроста, сочетанию "Бог-Отец". Силовое единоначалие в религиях начало побеждать, поддерживая патриархат и культы вождей.
Цитата из книги Л. Клейна:
"Бог неба Уран (небо, ουρανός ) и богиня земли Гея рожают Крона и титанов. Крон оскопляет своего отца и из вытекшей крови рождаются эринии и Афродита, а Крон с Реей порождают богов, и Крон (время,
χρόνος ) их проглатывает всех, кроме
Зевса. Тот заставляет Крона (
χρόνος ) выплюнуть всех богов, которые затем бьются с титанами и одолевают их.
Зевс становится отцом богов." Какая-то параллель с "
хур" и "
дэв" чудится.
Из автоэпиграфа к странице ...
[Print]
Yurate