Стёр пост в сомнениях, а зря, это меня онлайновый переводчик смутил. Восстанавливаю, проверив данные по учебникам литовского и латышского языков.
В русском, литовском, латышском и готском окончания существительных в дательном множественного числа имеют звук "М".
В немецком (и английском) много слов родственных словам готского языка (например, "день", "путь", "слово", местоимения), но падежей нет. Так бывает, когда язык импортирует чужие слова, сохраняя морфологию родного языка. Как мы, к примеру, импортировав слово "компьютер", склоняем его на свой манер (англичане-то его вовсе не склоняют). То есть готский язык для племён на территории нынешней Германии был чужим, хотя и дально-родственным, такая вот мысль. А для балтийских языков - совсем близко-родственным. Для славянских, наверное, чуть подальше родство.
Еще замечу, что в готском много слов, близких санскриту, латыни и греческому - то есть готы, вопреки культивируемому на основе Иордана мнению, изначально пришли не из Скандинавии, а с юго-востока Европы. Скорее всего - родня фракийцам-гетам, чей этноним у Иордана применяется к готам даже в заглавии его исторического труда: "О происхождении и деяниях гетов". Кроме того мои сомнения выражены ещё и такой
не моей фразой:
"
В то время как от готов (как скандинавской нации) можно было ожидать живучести в крови мореходных традиций, следует отметить, что инициатива в серии морских экспедиций третьего столетия на Черном море принадлежала не готам, а боранам. В 256 г. множество малых судов боранов, плывущих от устья Дона, пересекло Азовское море и появилось в Керченском проливе."
Не знакомы готы с морем были, да и слово
море у них с немецким морем не связано (у немцев
Moor - болото, а
море - See): оно у готов
marei - как у прибалтов, славян и романцев.
Какой же язык для германских племён был базовым? В округе к первому упоминанию о германцах были только скандинавские языки и кельтские. По набору главных слов немецкий явно ближе к скандинавским (по словам "мужчина", "вода", "ветер", "племя", "люди"), чем к кельтским. Есть сходные и с кельтскими, например, "отец", "мать", скорее всего, потому что эти слова более древние и родня почти всем языкам.
Вырисовывается такая картина. Готы, придя с юга на север Европы в 1 веке нашей эры*, частично перемешались со древнескандинавскими племенами (получились геаты из "Беовульфа", они же гауты-гёты** и свеи?), сформировав зародыш германской нации. К западу от этой территории была римская провинция Нижняя Германия, заселённая значительно романизированными кельтскими племенами, в контакте с которыми развивались будущие настоящие германцы. Историки говорят, что германцы заимствовали из кельтских языков слова, касающиеся управления. А мифология развивалась на базе скандинавской.
*По данным погребений, приход готов в область Вислы следует относить
к I веку до н. э.
** Начать следует с классических положений известнейшего английского исследователя «Беовульфа» Р.В. Чеймберса, кратко изложенных в его «Введении» в изучении поэмы1. Чеймберс исходил из того, что геаты (др.-англ. geatas), о которых говорится в тексте, не кто иные, как гауты (др.-исл. gautar; др.-шв. g0tar), южные соседи шведов. К сожалению, о гаутах мы знаем еще меньше, чем о шведах, а геаты нигде, кроме «Беовульфа» и «Видсида», не упоминаются. Ситуация, однако, не столь безнадежна, как кажется поначалу. Мы вполне можем признать, что фрагменты, где говорится о распре между шведами и гаутами, выдержанные в том же высоком и трагическом стиле, в каком повествуется о походе Хигелака во Фризию
(север нынешней Германии), воспринимались сведущими и понимающими слушателями как правдивый рассказ о совершенных деяниях и свершившейся судьбе.
Гёты (ёты, гауты; швед. götar, göter, древнеисл. gautar) — германское племя, в период
с II в. до н. э по рубеж I и II тысячелетия населяли южную часть Скандинавии, в районе озёр Венерн и Веттерн. Вместе со свеями сформировали шведскую нацию.
Из автоэпиграфа к странице ...
[Print]
Yurate