Подумал я ещё мысль про родину асов, и не срасталось вот что: от предполагаемого ухода асов в Скандинавию до проявления чувашского народа получалось полторы тысячи лет. Уж больно много для сохранения в точности имени верховного божества, с тех пор уж сколько влияний было, главное из которых - скифско-сарматское длительностью почти в тысячу лет.
А сегодня продолжил чтение "Круга Земного" ("Сага об Инглингах") и смотрю, а там чёрным по кремовому написано, что Один пошёл на север, когда римляне завоёвывали мир. Рим появился в 8 веке до н.э., то есть искать следы Одина надо во второй половине 1 тысячелетия до н.э. Ко 2 в н.э. Тацит отмечает, что власть у свионов в Скандинавии – крепкая централизованная, в отличие от власти на территории, где проживали германцы. Тем не менее, свионов Тацит отнёс до кучи к германцам, - потому что тоже восточнее Рейна жили. Балтийское море называлось Mare Suebicum – по имени другого племени, свебов, которые жили между германцами и сарматами, как пишет Тацит.
Упоминания о свебах появились ещё в 1 в. до н.э. Страбон писал о свебах, живущих к северу от Карпат по соседству с гетами. Этимология имён этих племён (свебов и свионов), как говорят, общеиндоевропейская: "свебы-свионы" - это "свои, свободные".
Вспомнил я и то, что за две с лишком тысячи лет до этого в Скандинавию вломились "Боевые Топоры" и жестко, за одно поколение, подчинили себе местное древнее население. А эти "топоры" - из той же культурной общности, что и балто-славяне, осваивавшие Восточную Европу, доложу я вам.
Читаю "Сагу" дальше и узнаю, что прежний король Швеции мирно уступил власть Одину и его асам-азовцам, говорящим на "дОнской тунге". И правда, во время римской экспансии в Швеции заварушек не было.
А теперь пора догадываться, кто такие асы. Во время Геродота места за Доном принадлежали сарматам и тиссагетам. Сарматы потеснили тиссагетов к северу, к середине Волги (там, в аккурат, где потом чуваши оказались). Долго меня маяло, как так получилось, что в названии "тиссагеты" присутствует слово "геты", хотя геты жили во Фракии, а тиссагетов за древних финнов все считают! А ведь в "Малой Эдде" написано, что предки Одина жили во Фракии. Значит, тиссагеты - не финны, а самые геты в прошлом.
Подолью масла в огонь. Геородот, помимо своего описания околоскифских племён, пересказывает слухи, пущенные неким А..., что к востоку от скифов живут аримаспы – "одноглазые", по-скифски. Геородот категорически отверг эти слухи, потому что они не сходились с данными, которые он получил сам от скифов. Но если догадаться, что А..., излагая свои данные, привёл перевод самоназвания племени, ведущего род от одноглазого вождя, а Геродот привёл перевод скифской характеристики того же племени, то разница в показаниях перестанет порочить кого-либо из историков. Просто один имел дело с эндоэтнонимом, а второй с экзоэтнонимом того же племени. То есть тиссагеты – это аримаспы, "одноглазые".
Но и это не всё. На закуску - мысль Владимира Репина, над которой я долго подхихикивал, а щас стыдно. Было у нас мощное племя кривичей во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Вот смотрим: радимичи вели свою историю от вождя Радима, вятичи - от Вятко (так в летописи написано), а кривичи - от кого? От Кривого? А кривым-одноглазым был, в аккурат, Один.
И умер он от болезни, и возвели его в боги возлюбившие его соплеменники. Кстати, Один принёс в Скандинавию грамотность и поэзию. То есть асы-азовцы, по происхождению, не из простых были. А ведь то же и про гетов говорили.
Получается, что геродотовские тиссагеты под давлением угров и сарматов мигрировали в 5 веке до н.э. на запад (через Гардарику, как пишет Стурлуссон), потом засветились в истории как свебы, расселившиеся от страны гетов до Балтийского-Свебского моря, а при Таците выяснилось, что они уже долго правили Скандинавией-Швецией.
В геродотовские времена будины и тиссагеты жили рядом. Что будины - это вундины-венды-кандидаты в будущие вятичи, писано ещё у Брокгауза и Эфрона. Теперь и тиссагеты прояснились - кривичи, родня дунайским гетам. И ясно, почему в те времена и ещё лет так тысячу язык норвежский и шведский назывался "мол", а не "шпрак", как сейчас. Ясно, что варяги говорили на каком-то наречии, близком к древнеславянскому. Ясно и то, почему в летописи "Повесть временных лет" варяги-русь выступают в качестве элиты по отношению к славянам: история у варягов-русов покруче оказалась.
Кстати, "норвежский" и "шведский" по-ихнему до сих пор не "нордихь" и "шведихь", а "норска" и "свенска". А в Исландии "датского" звучит и сейчас как "донске" (может, гласную в окончании попутал, но сути это не меняет).
О как. Как бы ещё не оказалось, что геты и тиссагеты - потомки Трипольской цивилизации, разлучённые киммерийско-скифским нашествием.
Из автоэпиграфа к странице ...
[Print]
Yurate