Такие прекрасные индейцы Пираха
http://ostrovok.ru/blog/piraxa-samye-schastlivye-lyudi-planety-o-tom-kak-xristianskij-missioner-stal-ateistom-v-dzhunglyax-brazilskoj-amazonii/
Конечно, слишком придираться к примитивному племени бессмысленно и нелогично, но мне стало непонятно, почему их выставляют как что-то чудесное, а их образ жизни как более значительный, чем образ жизни в цивилизации. Нет, цивилизация безусловно грешит многими недостатками, но и образ жизни пираха меня не впечатлил.
Но не только жизненная философия Пираха пошатнула систему ценностей молодого учёного. Язык аборигенов оказался настолько непохожим на все остальные известные языковые группы, что буквально перевернул традиционное представление о фундаментальных основах лингвистики. «Их язык не столь сложен, сколь уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». По сравнению с остальными, язык этих людей кажется «более чем странным» — в нём всего семь согласных и три гласных. Зато на Пираха можно говорить, напевать, свистеть и даже общаться с птицами.
Примитивное племя, примитивный язык, подражающий звукам джунглей. Не вижу, чему восхищаться.
среди Пираха не принято спать подолгу — лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. Они убеждены, что длительный сон может менять человека, и, если много спать, есть риск потерять себя, став совсем другим. Режим дня у них отсутствует как факт, а регулярный восьмичасовой сон им просто не нужен. По этой причине они не спят по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость. Чтобы не спать, они натирают свои веки соком одного из тропических растений.
Депривация сна приводит к галлюцинациям, и чуть позже автор будет говорить, как дети пираха играют с духами, а взрослые разговаривают с ними. Так же скажет, что пираха не используют психотропных препаратов. Видимо, сок тропического растения, утоляющего потребность во сне, он не рассматривает как возможный галлюциноген и психоактивное вещество. А зачем, это же разрушит романтическую картину.
И дальше доказательства примитивности племени, которые почему-то выдаются за доказательства его развитости:
Чувства стыда, обиды, вины или сожаления им также чужды. Какдый вправе делать то, что хочет. Никто никого не воспитывает и не поучает. Невозможно представить, чтобы кто-то из них украл или убил.
Про "украл" занятно: если человек не пользуется тем или иным предметом, значит, он ему не нужен. А, следовательно такую вещь с лёгкостью можно позаимствовать. (вспомнился рассказ Шекли об удивительной планете, на которой не было преступлений. Когда герой посетил её, оказалось, что убийство, грабёж и прочее попросту не считаются преступлениями. Это я не к тому, что пираха убивают и не понимают, что делают зло, может и не убивают. А к тому, что если нет понятия собственности, то не будет и воровства. Про то, как пираха относятся к праву каждого на жизнь, у автора нет. Но ведь болеют же они, умирают. Об отношении к смерти тоже ни слова, кроме того, что пираха пополнят собой мир духов. Может, у них нет понятия жизни отдельно от смерти, и тогда понятия убийства тоже будет далеко не таким, как у нас).
Взаимоотношения детей джунглей с миром сновидений также выходят за привычные для нас рамки. «У них совсем иная концепция объективного и субъективного. Даже когда они видят сны, они не отделяют их от реальной жизни. Опыт, пережитый во сне, считается таким же важным, как опыт, полученный во время бодрствования. Таким образом, если мне снилось, будто я гулял по Луне, то с их точки зрения, я действительно совершил такую прогулку», — поясняет Дэн.
Любопытно, что чем примитивнее сообщество, тем больше в нем внимания уделяется снам. И да, никаких психотропов.
Вопреки опасениям Дэниела, связанным с возможным исчезновением племени в силу столкновения с Большим Миром, численность Пираха в наши дни возросла с 300 до 700 человек. Находясь в четырёх днях пути по реке, племя и сегодня живёт довольно обособленно. Здесь по-прежнему почти не строят домов и не обрабатывают почву для обеспечения своих нужд, полностью полагаясь на природу. Одежда — единственная уступка Пираха современной жизни. Они крайне неохотно воспринимают блага цивилизации. «Они соглашаются принять только определённые подарки. Им нужна ткань, инструменты, мачете, алюминиевая посуда, нитки, спички, иногда — фонарики и батарейки, крючки и леска.
Ну не диво ли, пришли эти "мозги-набекрень" со своими никчемными приспособлениями к правильным людям, живущим в полной гармонии с природой, и правильные люди удвоили свою численность. А все потому что правильные, духов слушают, считать не умеют и не спят.
Вряд ли у кого-то на этой Планете найдётся точное определение того, что такое счастье. Возможно, счастье — это жизнь без сожалений и страха перед будущим. Людям мегаполисов сложно понять, как вообще такое возможно. Зато, туземцы из племени Пираха, живущие «здесь и сейчас», по-другому просто не умеют. То, чего они не видят сами, для них не существует. Такие люди не нуждаются в Боге. «Нам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», — говорят самые счастливые люди на свете — люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка — индейцы Пираха.
Да, счастье в невежестве.
вообще нигде о себе не пишу...
[Print]
luna-ta