"Мне кажется, мою музыку никогда не воспринимают просто как музыку. Тут всегда играет роль отношение к самому Дэвиду Боуи. [...] Я пытаюсь превратить самого себя в сообщение, такая форма коммуникации в духе XX века".
(Дэвид Боуи)
Около месяца назад стала обладателем этой классной книги - "David Bowie: Встречи и интервью" Шона Игана, одной из немногих на русском языке. Конечно, последнее не играет первостепенной роли, но мне всегда приятно, когда в России выходит что-то, связанное с мистером ДБ.
По сути это подборка интервью разных лет, разных изданий. Но тем не менее я в восторге от этой книги, поскольку она заставляет меня о стольком задуматься! А ведь я ее, обожемой, ее еще не дочитала до конца.
И это, кстати, одна из первых удивительных вещей. Обычно книги, которые мне нравятся, я читаю очень быстро - два-три дня, максимум неделя. Но тут я смакую каждый разговор. Потом еще переслушиваю песни, о которых они говорят. Или упомянутые концерты. Не говоря уже о том, что каждое рождает много мыслей, которые надо переварить и обдумать.
Первое, на что я обратила внимание - читать интервью это совсем не то, что их слушать. Голос Дэвида сам по себе воспринимается моим мозгом как музыка, поэтому теряется и я не всегда улавливаю смысл. Когда же он еще начинал
(прошедшее время, чтоб его!) улыбаться и шутить... Все, мозг отключается сразу и я просто таю как мороженое на солнце. Ну, и о каком понимании смысла тут может идти речь? В письменном виде все по-другому. Не только из-за отсутствия отвлекающих факторов, но и из-за того, что каждое высказывание можно перечитать, повертеть, осмыслить и все не торопясь.
Я не знаю, почему раньше не читала его интервью. Если мне попадалось что-то, я читала с удовольствием, но никогда не искала сама. Тут же собраны очень интересные и в одном месте. Мой скептицизм касательно этой книги исчез после первой статьи.
Еще один момент, который меня удивил - я не думала, что могу восхищаться Боуи
еще больше. Могу и еще как! Его творчество, его личность и снова его музыка засияли для меня еще большими яркими гранями. На некоторое альбомы (Aladdin Sane, Heroes, Outside) я посмотрела совершенно другими глазами, после того, как прочитала, как сам Дэвид их воспринимал
(прошедшее время, чтоб его!) Обращаешь внимание на какие-то нюансы, видишь то, чего не замечала ранее. Просто потрясающе.
И еще я не смогла пройти мимо цитаты, которую вынесла в эпиграф. Она была в одном из первых интервью начала 70-х, и я была поражена, насколько точно она отображает то, что я сама думала о Дэвиде, теперь и когда только начинала его слушать. А ведь это было уже, чего уж там, почти в конце его пути.