Брызги жемчуга
Лоллия Паулина
дневник заведен 08-03-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
интересы [17]
антиресы [10]
[2] 29-09-2021 19:40
С Днём Атомщика!

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 25-08-2020 22:31
Орхидеи

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 22-10-2019 19:26
Праздник урожая

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 26-04-2019 13:34
33

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 28-02-2019 16:35
Spring is coming

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 22-12-2018 21:04
Да будет Свет!

[Print]
Лоллия Паулина
[4] 15-07-2018 18:57
26.04

[Print]
Лоллия Паулина
17-04-2018 00:43 Андрей Михайлович Курбский
На камне мшистом в час ночной,
Из милой родины изгнанник,
Сидел князь Курбский, вождь младой,
В Литве враждебной грустный странник.


Кондратий Фёдорович Рылеев


Поэт-декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев посвятил князю Курбскому романтические стихи, потому, вероятно, что видел в нём родственную душу, вынужденную страдать в неволе на Родине, не в силах противостоять царской власти. Что роднит этих двух диссидентов духа, так это то, что оба были приверженцами аристократической республики, либо конституционной монархии, что также предполагало участие благородного сословия в решении государственных вопросов. В советской школе декабристов нам подавали как революционеров, что отчасти верно, но почему-то забывали уточнить, что власти и свободы они хотели только для себя, для правящего класса утончённых аристократов-интеллигентов, а на всех прочих, типа быдло, им было просто наплевать с высокой колокольни. Победи они в своё время, всё равно бы пришлось делать революцию, теперь уже социалистическую. Собственно, ещё не факт что кружку вздорных дворян вообще удалось бы удержать империю. Беглый князь по своим убеждениям был им близок, с той только разницей, что декабристы не приводили домой врагов бить мирное население, а княже сподобился… Сиди он в Литве на попе ровно, пиши обличающие пасквили на царя и Отечество, занимайся богоугодными переводами, пой эмигрантские песни под гитару – сошёл бы за честного диссидента, однако князь участвовал в походе польско-литовского войска на Россию, за что все историки, от дореволюционных до советских и новых российских, даже сочувствующие ему, однозначно заклеймили Андрея Михайловича как предателя.

Тут стоит ещё уточнить, что изгнанником Андрей Михайлович не был, его никто не изгонял, Иван Васильевич вообще не практиковал изгнание как меру наказания строптивых бояр, и гражданства никого не лишал, князь сам уехал, так что он беглец чистой воды.


О жизни князя Курбского история доносит нам много чего интересного, тут уже не только сухие записи в разрядных книгах и краткие упоминания в летописях, тут в полный рост представлены и страсти, и характер, и личные мотивы с убеждениями, во многом благодаря дошедшей до наших дней язвительной переписки Троцкого с Каутским Курбского с Грозным, а также благодаря бурной жизни князя в ВКЛ (после Люблинской унии 1569 года – Речи Посполитой), которая также хорошо документирована благодаря постоянным судебным тяжбам князя с литовскими соседями. Говорить про беглого князя без иронии не получается, это был такой настоящий диссидент, мизогин, гомофоб и педофил, что дух захватывает.


Люблинская Уния 1569 года

Жизненному пути Андрея Михайловича и анализу его натуры посвящена замечательная книга А.И. Филюшкина «Андрей Михайлович Курбский. Просопографическое исследование и герменевтиеческий комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному». Научным редактором выступает знаток эпохи Р.Г. Скрынников.

В первой части книги рассказывается история жизни князя во всех её проялениях: как русского аристократа и воеводы, искателя истины, беглеца, литовский период, в том числе и бурная личная жизнь, а также приведён краткий обзор художественных литературных произведений, в которых Андрей Михайлович представлен в качестве главного героя. Да, образ беглого князя будоражил умы различных авторов на протяжении столетий и являлся отличным материалов для всяческих занимательных историй, которые были также далеки от реальности, как декабристы от народа, но это уже не документальные хроники, а поэтическое переосмысление.

Вторая часть книги содержит дословный анализ посланий князя Курбского Ивану Васильевичу, что тоже познавательно, понять, откуда ноги растут у тех или иных идиом светлейшего князя (и у всей эпистолярной традиции тех лет), ибо зачастую смысл использованных аллегорий от нас ускользает. Если переписывались два равных по образованности и эрудиции собеседника, хорошим тоном считалось письмо составлять из набора библейских и богословских цитат, применительно к смыслу послания, дабы подтвердить свою правоту со ссылкой на божественное откровение. И когда оппонент хотел уязвить другого, то не скупился на сравнение с ветхо- и новозаветными грешниками и самим Антихристом. Вот как если бы вам взять свой любимый фэндом и попробовать составить послание, целиком опираясь на его аналогии и аллегории, с точными цитатами и апелляциями к персонажам. Однако при этом надо быть твёрдо уверенным, что адресат подкован в этой теме не хуже, и без труда сумеет распознать авторский замысел. Но, поскольку, в те времена фэндом в христианском мире был один, знавшие его досконально авторы могли посоревноваться в знании богословия и эрудиции по этому вопросу.

Чем ещё ценна книга А.И. Филюшкина, так это тем, что автор собрал и обобщил как сообщения первоисточников о жизни князя, так и отдельные исследования его личности, что позволяет, не закапываясь в документах, увидеть цельную и не предвзятую картину его бурной жизни. Конечно, эльдарко пользовалась не только этой книгой, но и другими источниками.

Андрей Михайлович Курбский принадлежал к роду ярославских князей Рюриковичей, служившим московским Калитичам с 1463-1473 гг. Князь Андрей родился в октябре или ноябре 1528 г. Эта датировка основывается исключительно на его собственном заявлении в своём обличительном творении «История Великого Князя Московского» (ИВКМ), что во время “Казанского взятия” 1552 г. ему было 24 года. Получается, что князь Андрей был на два года старше Ивана Васильевича, т.е. они были почти ровесники. Князь на заре юности был весьма романтическим молодым человеком, и свято верил, что Богом уготована ему роль воина Света и спасителя Отечества. Впрочем, такие настроения были не редкостью. Отправляясь на службу на южных и восточных рубежах, каждый благородный юноша полагал, что стоит за Святую Землю против коварных сарацин. Это было своего рода трендом того времени: Москва – Третий Рим, второй Иерусалим. В этом нет ничего плохого, князь верно служит и защищает родную землю от татарской напасти. В 1552 году он идёт в составе государева войска на Казань, что воспринималось практически как крестовый поход. В отличие от европейских крестовых походов, начатых от балды и от кризиса перепроизводства младших сыновей благородных фамилий на душу простого населения, в России борьба с татарскими ордами была насущной необходимостью, как с крымскими, так и с казанскими нашествиями надо что-то было делать. Тут стоит отметить, что с Казанью отношения были высокими. Были вполне мирные периоды, но, увы, так и не ставшие правилом. Могли б мирно сосуществовать и торговать, но у Казанского и Крымского ханства всё ещё сохранялись привычки Золотой Орды, и доходной статьёй бюджета были набеги на соседей с целью пограбить и захватить пленников для продажи в рабство, и от этой статьи отказываться в обозримом будущем южные соседи не собирались. Соответственно, у нас была расходная статья бюджета – выкуп христианских пленников из рабства и оборона южных рубежей. Целые огромные области плодородной земли на юге оставались Диким полем, где нельзя было развивать с/х, всё равно придут татары и сожгут. Так что казанские походы были обусловлены насущной экономической необходимостью навести хоть какой-нибудь порядок на востоке, поскольку Казань была ближе к России и дальше от Османской империи, с неё и начали. И дело тут вовсе не в религиозных противоречиях, в России умели мирно сосуществовать множество конфессий, а в нестыковке экономических моделей. Кроме того, Крымское ханство в то время было почти филиалом Османской империи, самого сильного военного государства той эпохи, и бросаться с голой пяткой на саблю было вовсе не резон.

Ну так вот, в составе царского войска князь Андрей пошёл к Казани, чувствуя, как за спиной вырастают ангельские крылья воина Света. Однако уже тут светлейший князь не удержался, чтоб впоследствии не приврать. О попытке срыва казанского похода крымским ханом в 1552 году см. замету о воеводе Михаиле Ивановиче Воротынском, о Андрее Михайловиче там даже не упоминалось. «Никто из непосредственных участников русско-крымского столкновения под Тулой летом 1552 г., кроме Курбского, не оставил записок об этом событии. Помимо ИВКМ, повествование о боях на окском рубеже содержится только в официальной летописи. И по своему идейному пафосу оно полностью совпадает с сочинением Курбского. Единственная разница — в ИВКМ ярко выражено личностное начало. Подвиги других воевод князь приписал себе, сделав свою персону главным героем отражения нападения Девлет-Гирея 1552 г. Хотя, если обратиться к летописному тексту, роль Курбского была гораздо скромнее. Он упоминается всего дважды, причем не при описании боевых действий, а при росписи назначений воевод по полкам». Впрочем, в писанине Курбского было много фактических неточностей, на чём историки его ловили. Также, по словам Курбского, он в этой стычке получил тяжёлое ранение в голову, которое, возможно, и повлияло на его дальнейшую жизнь не лучшим образом. :-/ Однако оно не помешало князю принять участие в Казанском походе.

Вернувшись из-под Казани с победой, Андрей Михайлович чувствовал себя триумфатором, к тому же он оказался в ближайшем окружении царя. По его же версии, чуть ли не близким другом. Начиналась заря реформ, и князь считал себя причастным к новым преобразованиям. Андрей Михайлович был дружен с Алексеем Адашевым и попом Сильвестром, и горько сожалел о них в эмиграции. Надо сказать, что термин «Избранной Рады», вводившей в заблуждение школяров и не только, был придуман именно им. Однако само существование данной Рады ставится под большое сомнение теми же А.И. Филюшкиным и Р.Г. Скрынниковым. Прочитай хотя бы несколько исследований по эпохе Ивана Грозного, так и не встретишь какого-нибудь мало-мальски полного списка её членов. И кем эта Рада была избрана? Хм, всенародным голосованием? Царём? Кроме самого Адашева и Сильвестра кого-то ещё с уверенностью записать в Раду не представлялось возможным. Также Андрей Михайлович негласно причислял к ней и себя, хотя никаких оснований на это не было. Поскольку Избранная Рада исчерпала свою «повестку дня», то 60-х годах существовать перестала, что вызвало большое разочарование князя, которому хотелось не только исполнять поручения царя по военной службе, а также принимать участие в государственном управлении. В боярскую Думу княже не входил, однако, со временем, мог и получить думский чин, однако ждать не было сил. Андрей Михайлович затаил обиду.

Тут надо сказать пару слов о друзьях Курбского по «Избранной Раде», о которых он так глубоко сожалеет в своих посланиях. Эльдарко, в частности, убеждена, что проигрышем (ну, позорным миром) и затяжной Ливонской войной, измотавшей в конец и Россию, и Речь Посполитую (с большими жертвами с обеих сторон), не считая также участия других европейских государств, мы всецело обязаны Алексею Фёдоровичу Адашеву, которого с перепугу записали в герои России, хотя у эльдарки периодически возникали мысли о его «засланности». Однако они не подтвердились, Алёшка просто маху дал. Нет, с его участием были проведены полезные реформы, однако впоследствии его поведение всё перечеркнуло. Алёшка Адашев, младореформатор (точный год его рождения истории доподлинно неизвестен, по одной версии он был почти ровесник царя, по другим – несколько старше и опытнее, из-за чего молодой царь попал под его влияние), сродни Немцову, полёт авторской мысли которого зачастую не вписывается в реалии современности. После блистательных побед в Ливонии на конец 1558 года, вместо того, чтобы добиться окончания войны, вдруг делаем какой-то бессмысленный финт ушами и с подачи Алёшки вдруг заключаем перемирие и нападаем на Крым в 1558 - 1559 гг. Я не военный стратег и не полководец от слова «совсем», но такой поворот даже неискушённому в военном деле кажется более чем странным… Попереть против Крыма в то время означало отвесить звонкую пощёчину всей Османской империи, которая была в на тот момент самым сильным военным государством на континенте, и Крымское ханство было под его опекой. Сойдись один на один Россия и Османская империя в XVI веке (попытки стравить нас были и после Алёшки), результат был бы далеко не предсказуем… А связываться с османами при нерешённых проблемах на Западе это вообще было, как то странно. И всё потому, что Лёшке дачку в Крыму захотелось? Ну, так обращайся через 200+ лет, к Екатерине Великой. В общем, ничего из этой дурацкой затеи не вышло, однако Ливонии за это время удалось перегруппировать силы, заключить международные договора с Польшей и Литвой, что и привело впоследствии к 30-летней Ливонской войне. Вот так одна стратегическая ошибка тянет за собой тяжёлые последствия. Царь Алёшке доверял, однако после провала крымской кампании и потерей преимущества в Ливонии сильно засомневался, а нужен ли ему такой советничек? Не знаю, чем была вызвана эта авантюра с Крымом, либо элементарной глупостью, после побед в Ливонии Алёшка совсем берега потерял и решил, что нам любое море по колено, либо был тут какой-то тайный умысел, и у него были далеко идущие планы, однако, эльдарко полагает, что скорее первое, так как счастье ему это не принесло. После неудачи в Крыму и осложнении положения в Ливонии, в 1560 году Иван Васильевич отправил бывшего фаворита в почётную отставку, назначив воеводой в столицу Ордена Феллин, а после он был направлен в Юрьеве (Дерпт, современный Тарту), где Алёшка впал в депрессию из-за отстранения от большой политики и отсутствия значительных назначений, подцепил простуду в сыром балтийском климате, которая его и доконала, в отсутствии антибиотиков.

Примерно в это же время получил отставку и поп Сильвестр, автор «Домостроя» (на самом деле – под редакцией, он лишь собрал, обобщил и литературно обработал более старые материалы и дописал свою главу в этом литературном памятнике XVI века), враг № 1 всех феминисток России (и не только, всех русскоязычных феминисток), ибо если где-либо возникает спор «леди vs джентльмены», то тут же всплывает проснопамятный «Домострой». Эльдарко не исключение, и долгое время, не вникая в суть, радостно потирала ручки при мысли, что автор сего одиозного творения Высочайшим повелением был отправлен в ссылку на Соловки, где во время длинной полярной ночи мог всласть править свой опус, и длинными полярными днями читать выдержки из него тюленям на берегу Белого моря, а те крутили головами и не соглашались. Однако, как оказалось, сие есть байка, запущенная всё тем же князем Курбским в его первом послании Ивану Грозному, и после растиражированная сотнями псевдоисторических сайтов. В реальности же поп Сильвестр НИКОГДА не был в Соловецком монастыре.


Соловецкий монастырь

После своей «отставки» Сильвестр был также разочарован, как и Алёшка Адашев, и, будучи человеком уже не молодым, решил искать спасения души в стенах Кирилло-Белозерского монастыря, это решение было принято сугубо добровольно. Царь просто удалил его от двора, но ни на чём таком не настаивал, решение уйти в монастырь он принял самостоятельно. Кирилло-Белозерского монастырь - это совсем не то, что строгий Соловецкий, заведение на Белом озере было привилегированным боярским монастырём, куда отправлялись строптивые бояре, по царскому поведению или по своему собственному хотению, подумать над своим поведением, покаяться и замолить грехи, и там к столу нередко подавали сёмгу и лимонные пироги под рейнские вина. Ещё Иван Васильевич писал в своём послании к отцам настоятелям, что не мне, грешному, псу смердящему, указывать вам, святые отцы, но вы уж определитесь, у вас там монастырь или пятизвёздочный отель класса De Luxe?

Сам царь также пожертвовал монастырю сумму для обустройства келий для себя и своих сыновей, была у него мечта на пенсии пожить тихой монастырской жизнью на Белом Озере, которой, к сожалению, не удалось осуществиться. Царь не дожил до пенсионного возраста, так и сгорел на службе.

Сильвестр имел возможность увезти в Кириллов свою библиотеку, а также имущество и казну. В одно время он пожертвовал в Соловецкий монастырь шестьдесят шесть своих книг и более двухсот рублей денег, что, возможно, и дало повод думать, что он лично там побывал. Но Сильвестр до Соловков не доехал (только не на Магадан! Это мне не по годам!), в Кириллове монастыре прожил много спокойных лет и почил в мире.

Ну вот, как всегда, эльдарко собиралась написать краткую заметку с интересными подробностями о князе Курбском, но растеклась мысью по древу в смежные темы. ))


После отставки своих приятелей князь был назначен в Юрьев наместником всей Ливонии, назначение более чем высокое, однако Курбский загрустил и принял предложение короля Сигизмунда II Августа, последнего из династии Ягеллонов, соблазнившись обещаниями богатых денежных и земельных пожалований, а также вольностями, которыми пользовалась польско-литовская знать, по доходившим до него слухам. В этом князь сильно ошибся, как показала практика. Чем было вызвано бегство Курбского, доподлинно неизвестно. Его сторонники склоняются к тому, что князь спасался от репрессий Грозного, уносил голову от расправы. Но большинство профессиональных историков, в том числе авторитетный Скрынников, с ними не согласны. Даже после двух подряд неудач на ливонском фронте царь вовсе не рассматривал Курбского, как предателя, и не намеревался расстрелять его перед строем. По мнению Скрынникова, Курбский мог передать сведения о передвижении русской армии, что способствовало поражению русских войск в сражении 25 января 1564 года под Улой, когда превосходящее по численности русское войско было позорно разбито малыми силами поляков к большому недоумению обеих сторон, в этой битве также принимал участие Курбский. Эльдарку терзают смутные сомнения, что бегство Курбского было вызвано паническим страхом после того, как светлейший князь вступил в отношения с польским королём, заинтересовавшись выгодными предложениями, и с тех пор дрожал каждую ночь от неизвестности, что именно известно Ивану Васильевичу о его тайных переговорах, и, возможно, вот прямо сейчас за ним уже выслан отряд стрельцов, доставить предателя перед царские очи по обвинению в гос. измене. Дабы заслужить королевскую милость, князь сдал противнику все пароли и явки в Ливонии, агентов в Польше и Литве.

30 апреля 1564 года, прихватив богатую казну и несколько дворян из свиты, ибо негоже князю, как вору в ночи, в одиночку скитаться, Андрей Михайлович тайно перешёл литовскую границу. Было ему тогда от роду 36 лет, ещё молодой по нашим меркам, однако зрелый муж, ветеран Казанской и Ливонской войн. И первым делом был ограблен литовскими пограничниками. Отобрали всё, и деньги, и лошадей, и мобильные телефоны даже сорвали лисью шапку. Бедным пограничникам надо также на что-то жить и кормить семьи. Так что в эмиграцию князь прибыл, обобранный до нитки. Однако король, как и обещал, вскоре всё возместил, хоть и не задаром, за что Андрей Михайлович должен быть не в обиде.

Надо сказать, что Литва в XVI веке, куда направился на ПМЖ князь Курбский, была не то, что сейчас, область в Северной Европе с коренным населением, восходящим к балтским племенам жемайты и аукшайты, которые принадлежат к балтийской языковой группе индоевропейской семьи. В то время ВКЛ обладало большими территориями, в том числе и русскими областями, которые позже вошли в состав Российской Империи, с русскоязычным населением. На довольно большой территории были единый с Московским государством язык, единая вера, так что у князя не возникало трудностей с пониманием. Однако были различия в менталитете западных и восточных областей, уже сказывалось сильное влияние Польши, которых князь не учёл, и по приезде в Литву вдруг решил, что можно жить там сдуру, как у нас.

Первым делом князь в гневе садиться за обличительное письмо своему оппоненту Ивану Васильевичу, которое дойдёт до нашего времени в составе одних из ярких литературных памятников XVI века переписки Курбского с Грозным. К сожалению, у Андрея и Ивана не было интернетов и соц. сетей, где они могли бы оперативно обмениваться «любезностями», и переписка была б куда более полной и информативной. В XVI веке из-за перебоев с работой литовской почты и почты России она быстро прервалась, весьма вероятно, что третье послание Курбского Грозному до царя не дошло.

После, отрабатывая политический заказ, Андрей Михайлович наваял «Историю о великом князе Московском», окончательная редакция которой, по оценкам историков, сложилась в 1573 году. Из этого источника черпали вдохновение и прочие обличители царя, успешно переписывая из неё фрагменты, как ныне поступают Ctrl+С и Ctrl+V в этих ваших интернетах.

Свою Историю князь начал с того, что сделал во всём виноватыми… баб! Ну да, куда ж без них, нарожали дураков… Видимо, у князя процветала навязчивая мизогиния, и был он зол на обеих цариц, или ещё более – на их братьев, царских шуринов, которые блокировали доступ князю к Его Величеству и стояли выше него не по праву рождения, а исключительно благодаря родственным связям с царской семьёй.

И отвѣщахъ имъ: «Аще бы из начала и по ряду рѣхъ, много бы о том писати, яко в предобрый рускихъ князей род всѣял диявол злые нравы, наипаче же женами ихъ злыми и чародѣицами. Яко и во исраилтескихъ царехъ, паче же которых поимовали от иноплеменниковъ».


Тут имеется намёк на вторую жену Ивана III, племянницу византийского императора Константина XI Софью Палеолог и жену Василия III, мать Ивана Грозного, литвинку с сербскими корнями Елену Глинскую. А также, не исключено, что и на вторую жену самого Ивана Васильевича, царицу Марию Темрюковну Кученей, которая была по национальности кабардинка и происходила с Кавказа. У Андрея Михайловича, кроме мизогинии, ещё и кухонный национализм взыграл.

Марии Темрюковне, кстати, установлен памятник в Нальчике.



Далее он об этом прямо говорит:

Но не послушал он совета мудрых своих воевод, послушал совета шуринов своих, а они нашептывали ему в уши, чтобы спешил к своей царице, их сестре, и других льстецов с попами подослали к нему.

Ну просто классическое: нас на бабу променял! Здесь уже речь идёт про первую царицу Анастасию Романовну, которая в Москве пользовалась большим уважением и любовью за свою доброту и благотворительность, однако не была угодна т.н. «Избранной раде», к которой отчасти причислял себя и князь Курбский, верный ученик женоненавистника попа Сильвестра. Впрочем, князь как предчувствовал, что пострадает от женщин… но об этом ниже.

Об этом также говорит Иван Васильевич в своём ответе Курбскому. Да там целый клуб мизогинов, во главе с попом Сильвестром!

…а же и на нашу царицу Анастасию ненависть зѣлну воздвигше и уподобляюще ко всѣмъ нечестивымъ царицамъ; чадъ же нашихъ ниже помянути могоша.

Сам князь ничтоже сумняшися оставил дома жену с маленьким сыном, даже не подумав, как вывезти семью, если решил бежать. Зато потом писал, что царские репрессии обрушились на его семейство.

“Изгнанну ми бывшу без правды от земли Божии и в странстве пребывающу... И мне же нещасливому что въздал? Матерь ми, у жену, и отрочка единаго сына моего, в заточению затворенных, троскою (польск. горестью. — А. Ф.) поморил; братию мою единоколенных княжат Ярославских, различными смертьми поморил, служащих ему верне, имения мои и их разграбил, и над то все горчайшего: от любимаго отечества изгнал, от другов прелюбезных разлучил!” (Предисловие к “Новому Маргариту”).

Впрочем, не ясно, что конкретно случилось с его женой и сыном, какие такие горести имеются в виду? Наиболее вероятным было то, что имения князя были конфискованы, а жене выделен небольшой «вдовий» удел на пропитание, или её взяли на содержание родственники, или она ушла в монастырь. Что стало с сыном князя, никаких сведений нет. Были ли гонения на князей Ярославских и связаны ли они с отъездом самого Курбского точно тоже неизвестно, по крайней мере, в других источниках об их судьбе мне ничего не попадалось. В художественной литературе (роман Б.М. Фёдорова “Князь Курбский”, 1843 года) есть сюжет, что жену Курбского никто не преследовал, и она скиталась по Ливонии. Для нее ударом было известие из Литвы о новой женитьбе её мужа и о том, что он “вооружается на Россию”. Несчастной ничего не оставалось, как постричься в монахини и уйти из этого грешного мира. Вот странно, двоеженец муж, а позор почему-то жене.

В книге Филюшкина также говориться, что по справедливой оценке Р.Г. Скрынникова, в первые дни после побега сам князь расценивал свою эмиграцию как жизненную катастрофу. Она исторгла у Курбского невольные слова сожаления о земле Божьей — покинутом Отечестве. И тогда князь “встал в позу защитника всех обиженных и угнетенных на Руси, в позу критика и обличителя общественных пороков”.

Однако одними общественными пороками князь Андрей не ограничивается и критикует также нравы царя и его окружения. Есть в первом послании Курбского один скользкий момент, которого наивная эльдарко не поняла бы ни за что, а именно:

паче же наругаешися, попирающи аггелский образ, согласующим ти ласкателем и товарыщем трапезы, бесогласным твоим боляром и губителемъ души твоей и тѣлу, и детми своими паче же Кроновых жерцов дѣйствуют.

Однако в пояснении сказано, что так князь изящно намекнул на противоестественную связь царя с красавчиком Федькой Басмановым, которого уже традиционно слэшат с Васильевичем все, кому не лень. В фильмах Федьку изображают волооким красавцем с роскошными волосами и в украшениях. Однако, у того же Д.М. Володихина в книге «Воеводы Ивана Грозного», Фёдор Алексеевич Басманов упоминается как один из главных опричных воевод, стоявших на верхушке военной иерархии. Военные заслуги Фёдора значительно скромнее, и не идут ни в какое сравнение с талантом Дмитрия Ивановича Хворостинина или Семёна Ивановича Микулинского, однако много времени он проводил в действующей армии, в том числе и на посту командующего, что как-то не вяжется с образом «девочки-девочки». А в 1564 г. отец и сын Басмановы отстояли Рязань, оказавшуюся под ударом крымцев. Так что Федька был горазд не только перед царём в женском платье плясать, как ему приписывают. Хотя о его моральных качествах у современников было негативное мнение, Федька мог и оклеветать, и донос настрочить, это за ним водится.

Тут бы царю проявить иронию и ответить князю:
- Что, Курбский, не с тобой, вот и бесишься?
Однако Иван Васильевич юмора не оценил, и как нормальный гетеросексуальный мужик, которого обозвали лицом нетрадиционной ориентации, вовсе не изящно сравнил князя с брехливым псом:

От Кроновыхъ же убо жерцехъ реклъ еси — еже подобно псу лая иль ядъ ехиднинъ отрыгая, сие неподобно писалъ еси: еже убо родителемъ своимъ чадомъ како сицевая неудобствия творити, паче же и намъ, царемъ, разумъ имущимъ, како уклонитися на сие, безлѣпие творити? Сия убо вся злобеснымъ своимъ собацкимъ умышлениемъ писалъ еси.

Справедливости ради надо отметить, что кроме ядовитой полемики с царём, Андрей Михайлович в Литве сделался авторитетом в богословии и поборником Православия, выучил латынь и засел за переводы богоугодных книг.

Вообще же список приписываемых Курбскому и его кружку переводов впечатляет: два отрывка из Цицероновых парадоксов, “Источник знания” Иоанна Дамаскина, “Слово Иоанна Златоуста на пентикостие о святом Дусе”, 44-47-я беседы Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна, “От другие диалектики Иона Спакинбергера о силлогизме вытолковано”, “Диалог” патриарха Геннадия Схолария, творения Симеона Метафраста, отрывки из хроники Никифора Каллиста Ксанфопула, отрывки из хроники Евсевия Кесарийского, “Повесть о Варлааме и Иоасафе”, “Епифания, епископа Кипрского о восстании из мертвых свидетельство”, послание Игнатия Богородице и ответ ему Богородицы, произведения Василия Великого, Григория Богослова, Дионисия Ареопагита.

Авторство Курбского в переводе некоторых из них спорно, но, тем не менее, список приличный. И это при том, что у князя не было PROMT'a.

Ну и всё бы ничего, если бы князь не пошёл в составе польско-литовской армии на Российские земли, мог бы сойти и за «мученика за свободу». Отчасти это было платой за королевскую милость.

Уже в 1564 г. он воевал под Полоцком во главе отряда из московских перебежчиков и 200 человек наемной конницы. Только после данного похода он смог вступить в права держателя пожалованного ему Ковельского имения. В том же 1564 г. Курбский командовал войском, громившим область вокруг Великих Лук. Ретивость Курбского в боях против былых соотечественников вызвала в Великом княжестве Литовском появление легенд о его подвигах.

Стало быть, продался честный человек и свободолюбец Андрей Михайлович за тридцать серебренников. На что царь писал - разозлился на человека, а пошёл против Бога:

He мни праведно быти: возъярився на человѣка и Богу приразитися; ино бо человѣческо есть, аще перфиру носитъ, ино же Божествено есть. Или мниши, окаянне, како уберечися того? Никако же! Аще ти с ними воеватися, тогда ти и церкви разоряти, и иконы попирати и крестияны погубляти; аще и руками гдѣ не дерзнеши, но мыслию яда своего смертоноснаго много сия злобы сотвориши.


В 1579 году князь начал собирать отряд для участия в большом походе против Москвы в войске Стефана Батория. Однако скоро Курбскому разонравилось быть вассалом короля, который даже не может сам командовать своим отрядом, даже в России такого не было, так где же обещанные свобода и вольности?

Баторий в 1579 г. на Варшавском сейме провел закон о найме во всех королевских имениях Киевского, Брацлавского и Волынского воеводств гайдуков для армии. Набор проводили не местные помещики, а королевские ротмистры. Тем самым роль местной шляхты была резко принижена и свелась к поставкам живой силы, которой она больше не распоряжалась: ее мобилизовывали в любое время, в любом количестве, по королевскому усмотрению.


Курбский расценил появление в его владениях ротмистра Ляшевского как удар по своему княжескому самолюбию. Его, носителя титулов (правда, самозваных) “князя Ковельского” и “князя Ярославского”, ни в грош не ставили. Князь со своими людьми пинками выставил слуг государевых за порог и велел больше в его владениях не появляться. На что король весьма резко дал понять гордому князю, за что его тут кормят, после чего князь уже не возникал. В Псковском походе Батория князь Андрей не участвовал, то ли по болезни, то ли совесть замучила, хотя отряд по королевскому повелению собрал.

Однако панских вольностей князь Курбский тоже вкусил по самое горло. Вдруг оказалось, что в своём имении каждый пан – царь и князь, как и мечтал Андрей Михайлович, однако на соседей это тоже распространялось. Каждый пан считал себя вправе оттяпать часть земель у соседа, если был в силе это сделать, так что рейдерские захваты процветали, которые в Московском государстве были уже ликвидированы в прошлом веке. Не гнушались паны и откровенным грабежом чужих крестьян. Герой Казани и Ливонии в долгу не остался.

Иван Келемет и Постник Вижевский в мае 1566 г. командовали отрядом ковельских крестьян, громивших соседнюю Смединскую землю, принадлежавшую князю Александру Федоровичу Чарторыйскому. По этому поводу вышел даже специальный королевский указ, в котором ответчиком за бесчинства объявлялся Курбский как господин Келемета и Вижевского. Князь, выслушав указ, полностью поддержал действия своих урядников (вплоть до грабежа ими скота у крестьян) и заявил, что они защищали его имущество.

20 августа 1566 г. датирован другой королевский указ, предписывавший Курбскому вернуть сено, похищенное его людьми из-под Крево, из местечек Донневичи и Михалевичи. В ноябре 1567 г. уже сам Курбский подавал в суд на соседей из-за похищения сена и угона скота из его с. Порыдубы.


Вот так то, боевой воевода и герой Казани гонял по кочкам чужих крестьян и крал скот и сено у соседей. Как, однако, низко пал секам! Именно из высоких отношений между благородными панами появилась известная пословица: «Паны дерутся, у холопов чубы трещат». Если царь Московский вынужден был тратить время, разбирая местнические споры между своими боярами на предмет, чей род благородней, что он со временем успешно спихнул на И.Ф. Мстиславского и Ф.М. Трубецкого, то бедный король польский замаялся большей частью заниматься тем, что разбирал иски панов друг к другу по поводу разбойных нападений. Когда королевский указ был вынесен в пользу какого-либо пана, дело на этом не заканчивалось, ещё нужно было собрать отряд из шляхты, дабы силой принудить проигравшего суд пана подчиниться, ибо каждый из них содержал свою армию, и чихать хотел на какие-то там указы.

Князь погряз в судебных тяжбах со строптивыми соседями, и даже если королевский суд решал в его пользу, результат был не гарантирован. Так, в 1582 году произошла совсем уж фееричная история с паном Василием Красенским и его женой пани Ганной. По указу Стефана Батория, Курбский мог в уплату долга потребовать с него имение Красное. Однако тут же выяснилось, что имение заложено Василием... своей жене, пани Ганне Красенской (урождённой княжне Сокольской), и поэтому средством выплаты долга Курбскому быть не может, и предложил ограничится выплатой 420 злотых. Князь Андрей обиделся и от денег отказался, однако люди Красенских ни Курбского, ни судебных приставов в имение не пустили и выгнали с применением огнестрельного оружия. Даже победитель Грозного, король Стефан Баторий, не в силах был справиться со строптивым паном. Красенский и его боевая подруга (настоящая амазонка!) разделили свое войско по всем правилам военного искусства на три отряда, в каждом из которых были конница, пехота и артиллерия, и перекрыли все подходы к имению. Представители властей были встречены орудийным огнем, после чего бежали. Герой Казани скрипел зубами от злости и бросил гиблое дело добиваться уплаты долга от этой сладкой парочки. ))) Так не зря князь опасался женщин.

И таких тяжб в послужном списке бывшего московского воеводы не мало.
Комментарии:
Камрад

Кроме того, в списке деяний благородного князя также оказалась жестокая история с ковельскими евреями (Юской Шмойловичем, Аврамом Яковичем, Агроновой Богданой), которых ковельский урядник Иван Келемет, требуя от них выплаты долга в 500 коп грошей перекрещенцу Лаврину, мещанину Ковельскому, 9 июля 1569 г. посадил в яму с пиявками во дворе замка (однако какая выдумка!). Вопли несчастных раздавались на всю округу. Власти приказали прекратить измывательство, а Келемет недоумевал, что он не так сделал? Жертв финансовых сделок Курбский выпустил из-под ареста только 23 августа 1569 г., после именного королевского указа.

Ну так чем был лучше Андрей Михайлович своего оппонента Ивана Васильевича? Тот хоть за благо царства радел, как мог, а Курбский из несчастных бабки выколачивал.

20 января 1567 г. король Сигизмунд издал указ о неподсудности князя и его людей волынским властям, а в распоряжении от 25 февраля 1567 г. монарх более четко обозначил статус Ковельского имения, как принадлежащего короне, и права Курбского, как временного держателя с обязанностью несения военной службы. Таким образом, князь стал чем-то вроде арендатора, а не полноправного хозяина. Однако 8 сентября 1567 г. князь получил право передавать жене свои земельные владения, что резко подняло его шансы как потенциального жениха. Ибо без денег и земли он никому там не сдался.

Осенью 1570 г. князь женился на княгине Марии Юрьевне Козинской, урожденной Гольшанской. Для литовской пани это был уже третий брак, и каждый из них был выгодный, так как приносил молодой вдове дополнительные владения. Поначалу всё шло хорошо, князь помог своей благородной супруге отсудить ещё земель у её родни, что в сумме сделало их счастливую семью очень богатой. Продолжай князь в том же духе и не ссорься с богатой женой, вошёл бы в число польско-литовских земельных магнатов, став ясновельможным паном. Для закрепления статуса им также нужен был общий ребёнок. Однако после двух браков и троих детей у княгини уже исчерпались силы к воспроизводству, так что ребёнка не получилось. А, может, просто растратили силы в судебных тяжбах и плохо старались?

Однако вскоре князь Андрей разругался вдрызг со своей литовской женой. Захар Захарович Опоков полагает, что Курбский пытался обращаться со своей новой женой в стиле пословицы: “Люби жену, как душу, а тряси, как грушу”. С гордыми княгинями это не проходило, отсюда — конфликты, завершившиеся для Курбского плачевно. Так мизогиния Андрея Михайловича сыграла с ним дурную шутку. Уже в “Новом Маргарите” Курбский посвятил несколько пассажей рассуждениям о вражде мужчин и женщин, стало быть, был у него пунктик на этот счёт. Влияние попа Сильвестра даром не прошло.

Однако наиболее частым камнем преткновения между супругами служат деньги, так что князь и его жена тоже повздорили из-за дележа имущества. В 1576 году по завещанию Мария оставляла все Курбскому, выделив своим детям лишь одно незаложенное село (Болтеники) и два заложенных (Орловнишки и Жирмоны), которые еще предстояло выкупить. Остальная доля сыновей состояла в дюжине серебряных ложек, посуде, старых доспехах и 19 лошадях. Таким странным завещанием мать, по сути, лишала своих детей наследства и всё передавала невесть откуда взявшемуся мужу-эмигранту. С чего бы вдруг? Дети вовсе не собирались мириться с таким положением дел.

В августе 1577 года в имение Миляновичи приехали возный Луцкого повета Григорий Вербский и возный Владимирского повета Оранский Тихонович по доносу сына Марии Андрея Монтолта, будто бы князь Курбский избил свою жену, посадил её в заточение, и неизвестно, выжила ли она после этих надругательств. Что как бы намекает на то, что завещание у княгини было вырвано силой. К Курбскому разрешили пройти только Вербскому. Он застал князя в постели, больным. Мария сидела рядом. Она подтвердила факт своей свободы и добровольного нахождения в доме князя, но была немногословна. Курбский обвинил в попытках “извести” Марию её сыновей, которые ждут-не-дождутся наследства. Супруга эти слова не подтвердила, но и не опровергла. После чего возные уехали, сделав вывод, что жалоба не подтвердилась. Скорее всего, Мария затеяла свою игру, завещание было дано больному князю, возможно, с целью подольстится и получить от него ответную любезность, и теперь весёлая вдова сидела и вздыхала у постели болящего в ожидании, когда Андрей Михайлович отойдёт в мир иной, чтобы наложить руки на его наследство. А он возьми да и поправься, живучий оказался князь. И этим расстроил все планы богатой вдовы. Однако дама, приятная во всех отношениях, отступаться не собиралась. 25 августа 1577 года Курбский подал в Луцкий уряд жалобу об обнаружении похищения важных документов на имения. По словам князя, бумаги выкрала Мария и передала своим сыновьям.

Весной 1578 г. проблема Марии, видимо, заключалась в том, что у нее на руках были не все нужные бумаги. 4 мая 1578 г. она подослала в Ковельское имение свою служанку Раину и её брата Матвея (уже имевшего опыт обворовывания своего господина — долноского урядника Кирилла Невзорова). Брат с сестрой взломали окно и проникли в кладовую. Мария приказала им найти и принести документы на Ковель и Дубровину. Все деньги, которые воры при этом могли найти, им дозволялось забрать себе в качестве награды. Кража оказалась неудачной: бумаги уцелели, зато получился большой скандал.


Вот так ясновельможный князь стал жертвой брачной аферистки. Далее последовал бракоразводный процесс, сопровождаемый, как это водится, всеми мыслимыми и немыслимыми грязными обвинениями бывших супругов в отношении друг друга: в колдовстве, в бесплодии, в прелюбодеянии, грубом обращении, подделке документов и прочее.

Слухи о скандале в благородном семействе дошли до короля, который вызвал Курбского во Львов в июле 1578 г. и принял решение о разводе князя с Гольшанской и принудительном разделе имущества с помощью третейского суда, дабы они сраму не имали. Однако раздел проходил тяжело. После того, как Мария уехала от бывшего, её родственник сплотились против общего врага и на князя посыпались все шишки, в результате которого больше пострадали слуги Курбского. Он сам пострадал разве что репутационно. Дошло это громкое дело и до Ивана Васильевича, которому послы докладывали о скандальном разводе его бывшего воеводы, на что, надо полагать, царь тихо фигел.



Однако неудачный брак не смутил женоненавистника Курбского, и в 1579 году, на 51 году жизни, он женился на молоденькой панночке Александре Петровне Семашке. Бедной, но зато не столь скандальной, как знатная Мария Гольшанская (ох уж эти финансово независимые бабы!). Приданое её было ничтожным: 800 коп грошей. Чтобы не позориться браком со столь бедной невестой, Курбский пошел на подлог и объявил, что получил приданого 6000 коп. Со своей молодой женой князь Андрей прожил почти три года, однако успел завести двоих детей – дочь Марию и сына Дмитрия.

Однако бывшая жена, Мария Гольшанская, не привыкшая выходить замуж себе в убыток и рассчитывавшая на наследование Ковельским имением, увидела, что оно буквально ускользает из рук в связи с новой женитьбой Курбского. Не будь дурой, Мария подала в суд на признание развода недействительным, а детей от третьего брака – бастардами. И всё покатилось по новой, со взаимными грязными обвинениями и свидетельствами, сопровождающими скандальные разводы. Эльдарский цЫник ржот в голос. Князь то ли сказался больным, то ли действительно занемог от всего этого скандала, и на суды не являлся. Однако в отсутствие князя 15 февраля 1582 года митрополит принял решение в пользу Марии Гольшанской. Князь, как явствует из признания Марии Гольшанской в Новгородском суде 27 августа 1582 г., выплатил бывшей жене большие денежные суммы, и, видимо, это несколько её успокоило. В завещании Курбского от 24 апреля 1583 г. сказано, что он заключил с Марией мировую сделку на вечные времена, поэтому она не может больше предъявлять прав на его имущество. Таким образом, неукротимая княгиня зело потрепала Андрея Михайловича и выдрала у него много самых пышных перьев из хвоста. Кроме того, претензий к Курбскому накопилось достаточно и у соседей, практически до своего конца он был вынужден судиться из-за различных имущественных споров, что потом не лучшим образом сказалось на его вдове и наследниках.

Курбский умер между 3 и 23 мая 1583 года в Ковеле, в возрасте 55 лет и был погребен в монастыре Св. Троицы в Вербке, таким образом, его главный оппонент Иван Васильевич почти на год пережил своего беглого воеводу.

Вдова Курбского, Александра Семашка, не смогла удержать за собой Ковельское имение, 5 мая 1590 г. вышел декрет Сигизмунда III о возврате имения в казну. Оскорбительно звучали слова: “Подсудимая сторона не может доказать, что покойник был принят обывателем Великого княжества Литовского, напротив того, пожалованная князю Курбскому грамота потому оказывается противозаконною, что дана ему, как чужеземцу, без согласия сейма и без дозволения сословий княжества Литовского”. Таким образом, после смерти Курбскому было отказано в принадлежности к литовскому обществу. Пока шла Ливонская война, его переезд из Московии был нужен для пропагандистских целей. Такова судьба всех предателей, пытавшихся купить себе место потеплее, и да будет так. Аминь!

На рассвете 15 июня 1590 г. гайдуки ворвались в Ковель, разогнали дворню, убили несколько слуг княгини Курбской. Саму вдову выгнали со двора, посадив на подводу, за которой в одних ночных рубашках бежали избитые слуги. А 2 июля 1590 г. королевский дворянин Щасный Дремлик сообщил об аресте Александры Курбской по обвинению в хищении из Ковеля оружия и церковной казны.

Бедную девушку за что так!

Однако смертью князя Курбского его история не заканчивается. Внезапно, по прошествии веков, образ беглого князя становится популярен в художественной литературе. И если в XVII веке образ Курбского не был особенно востребован, зато были востребованы его сочинения, особенно переписка Михалыча с Василичем, что не удивительно. Светской литературы почти не было, а их прения настолько захватывающи, что читаются, как детектив. Вся переписка дошла до нашего времени не в оригиналах, а в списках XVII века. Однако в XIX – XX веках начинается взлёт популярности Курбского, образ князя получает романтический ореол отца русской демократии вне зависимости от отношения к нему авторов. О творчестве декабристов выше уже было сказано. Традицию продолжил ни кто иной, как сам А.С. Пушкин в своей знаменитой поэме «Борис Годунов». Один из героев – сын князя Курбского, который помогает Гришке Отрепьеву, однако и об Андрее Михайловиче упоминается, причём с сочувствием, как о тоскующем по родине беглеце. А. К. Толстой в поэме “Василий Шибанов” продолжает тему князя, однако уже не в романтическом тоне, а наоборот, в обличительном, в противоположность слуге Курбского, Василию Шибанову, пожертвовавшему жизнью ради своего князя (вот не стоило от слова «совсем»). Толстой пересказывает легенду о Шибанове и Иване Грозном, согласно которой Василий привёз первое послание Курбского царю, тот пронзил его ногу посохом и не отпускал, пока не дочитал всего письма. После чего отправил Шибанова в застенок, где тот и был казнён. Однако это полностью миф, хотя Василий Шибанов реально существовал и действительно был казнён за пособничество князю, в своём первом послании Курбскому царь противопоставляет его верность и мужество трусливой манере князя лаять из-за бугра.

По Скрынникову, из-за рубежа Курбский послал в Юрьев верного холопа Ваську Шибанова с наказом вынуть из-под печи в воеводской избе его «писания» и передать их царю или печерским старцам. После многих лет унижений и молчания Курбский жаждал бросить в лицо бывшему другу гневное обличение. Кроме того, Шибанов должен был также испросить заём у властей Печерского монастыря. Но он не успел осуществить своей миссии. Его поймали и в оковах увезли в Москву. Предание о подвиге Шибанова, вручившего царю «досадительное» письмо на Красном крыльце в Кремле, легендарно.

В 1843 г. Б.М. Федоров издал роман “Князь Курбский”, где изобразил Андрея Михайловича страдальцем за правду. Однако образ князя далеко не однозначен, в нём показано падение борца за свободу до предателя с последующими муками совести и раскаянием. Когда границы Российской империи распространились до Ковеля, князь оказывается, как бы прощён, он снова на родной земле:

“Уже протекает третий век... изгладились следы и знаменитой гробницы князя Ковельского. Но, кажется, небо примирилось с ним: давно уже русские орлы улетели за Ковель; Россия отодвинула границы свои и приняла под материнскую сень свою прах изгнанника”.

Однако ныне это Украина, так что не хочет Россия Курбского обратно.

В 1857 г. барон Г. Ф. Розен опубликовал трагедию “Князья Курбские” в духе «Матильды», мало имеющую общего с историческими реалиями. Там Курбский участвует в штурме Пскова (хотя он не пошёл в тот раз на войну, сказавшись больным) в 1582 году, при этом оставаясь пламенным патриотом (о, как!) и очень рад, когда его выбивает из города… его же сын. Тема предателя князя Курбского и его выросшего русского сына периодически возникает в литературе того времени.

В той же трагедии Курбский полон раскаяния и ностальгии, предупреждает псковского воеводу Шуйского о кознях поляков, выкупает и отпускает на волю русских пленных и просит:
...Вы с собой
Хоть в памяти своей меня возьмите,
Вы у меня хоть душу отнесите
В родимую, заветную Москву.


В трилогии Ф. Ф. Протопопова “Иоанн IV Васильевич II” старый князь Курбский является воплощением ретрограда, в то время как его выросший сын – сторонником прогресса. Они обсуждают реформы царя Ивана, которые восхищают его сына, за что старый князь отрекается от него.

Это далеко не все литературные произведения, где одной из ключевых фигур является князь Андрей.

XX век продолжает тему князя-изменника, в 1942 году О.М. Брик пишет поэму “Иван Грозный”, где также присутствует князь Курбский. В 1944 г. был опубликован сценарий фильма С. М. Эйзенштейна “Иван Грозный”. Там Курбский ещё и романтический герой, влюблённый в царицу Анастасию. Бояре троллят князя, что он “вечно второй”: “Анастасию любил — Иван взял, Казань воевал — Ивану досталась”. После измены князя, царь потрясён: - И ты, Брут?

Во второй половине XX века начинает развиваться и другая оценка, связанная с ростом диссидентского движения. Поэт Олег Чухонцев в 1967 г. сформулировал в “Повествовании о Курбском” вывод, востребованный тайной оппозицией Советской власти для самооправдания антигосударственной деятельности: “право на измену присяге”, “право на восстание”, типичная психология пятой колонны. Ещё немного, и князя сделают навальнёнком.)) Да уже сделали, например, среди журналистов в последние годы популярно сравнение Курбского с Борисом Березовским (причем как похвального, так и обличительного характера). Встречается и совсем уж неожиданное сравнение Курбского с М. Ходорковским (тоже покаялся перед лицом власти).

Однако князь не стал народным героем (как, впрочем, и антигероем). Не удалось найти упоминающих его памятников фольклора. Нет легендарных исторических мест, связанных с именем Курбского. Это показывает, широкой общественности жизнь князя Курбского, в общем-то, фиолетова.

Следующий экскурс в историю XVI века эльдарко планирует посвятить кхалиси Казанской царице Сююн-Бике, о которой есть романтические легенды, но это когда руки дойдут и если на работе совсем не задушат, демоны.
Закрыть