Чучело-Мяучело
27-06-2018 00:04
Сходила сегодня в кино на «Прощаться не будем». Это военный детектив о событиях, которые происходили в городе Калинине накануне наступления немецко-фашистских войск. Ну, кто знает, тот поймёт, что Калинин — мой родной город, я в нём родилась (ныне — Тверь). Именно это и послужило главным аргументом в пользу похода в кинотеатр. Тем более что весь фильм снимали в Твери, в районах с исторической застройкой. Режиссёр фильма тоже уроженец Калинина, именно ему принадлежит идея снять полнометражное кино о подвиге калининцев.

Признаться честно, поначалу я была очень скептически настроена — ну не умеют наши нормально фильмы снимать. Впрочем, исключения есть всегда. Вот и «Прощаться не будем» оказался приятным исключением. Возможно, в чём-то моё мнение будет субъективным (само собой, по вполне понятным причинам).


Итак, немного о сюжете фильма.
Октябрь 1941 года. На подступах к Калинину находится многотысячное немецкое войско. Немцы разработали план захвата города, благодаря которому им откроется прямая дорога на Москву.
На защите города всего две тысячи человек без танков и артиллерии. Единственная надежда задержать врага — эшелоны пятой стрелковой дивизии, которые вот-вот должны пройти через Калининскую станцию.
Но в это и без того сложное время в городе появляются диверсанты, которые разбрасывают на улицах листовки, агитирующие переходить на сторону немецкой армии. В Калинине царит паника, люди в ужасе бегут из города, в это время группа военных под руководством начальника Управления НКВД по Калининской области пытается найти диверсантов и выяснить, что они замышляют.


Я не могу сказать, что фильм очень тяжёлый в психологическом плане, не смотря на то, что в нём показана настоящая война, а не только гарнизонная и штабная жизнь. Здесь и ежедневные бомбардировки с немецких самолётов, и мародёры, которые готовы пойти на убийство ради наживы, и родители, потерявшие малолетних детей, и дети, которые не просто играют в войну, а будто участвуют в ней по-настоящему, организуя добровольческие дружины для патрулирования улиц города, здесь женщины становятся вдовами, а малыши — сиротами...
Тверские улицы мелькают практически в каждом кадре: ещё целый Речной вокзал (вот такое недоразумение — здание Речного вокзала пережило войну, немецкую оккупацию, бомбёжки, мародёрство, но обрушилось год назад — в совершенно мирное время), Дом Ворошиловских стрелков (ныне общежитие академии ПВО, а в войну — штаб Калининского фронта и госпиталь), набережная Степана Разина, Старый и Железнодорожный мосты... Отдельно хочу отметить кадры панорамной съёмки центральной части города с воздуха — вот от них дух захватывает. Правда, когда я смотрела на все эти здания, то мне становилось понятно, что вся эта разруха и развал — это не результат блестящей работы монтажёров и художников, это реальные съёмки с улиц города. Вот тут становилось грустно и обидно за свой город.

Про актёров напишу пару строк. Егор Бероев удивил необычным, даже, я бы сказала, нехарактерным ему амплуа (нет, не ролью военного), зацепил своей ролью священника Юрий Кузнецов (он вообще вжился в неё так, как будто всю жизнь рясу носил), совершенно не понравились актрисы, исполнившие роли НКВДшниц (они были больше похожи на одетых в форму фотомоделей — слишком много пафоса и жеманства, совершенно шаблонные и блёклые образы), девочка, игравшая маленькую Саню, слишком переиграла (ей простительно, она же не актриса, а ребёнок), наиболее живыми и настоящими показались персонажи Дагуна Омаева и Родиона Долгирева — старый вояка Иса и молодой еврей Ося.

Были там и некоторые нестыковки и ошибки, как-то вполне современный иконостас в церкви или побег жителей из города по дороге, которая на деле ведёт в тупик, упираясь в Волгу (хотя не знаю, что там было в 41-м).

В целом, история вполне стандартная для детектива. Не понравилась любовная линия между дочерью начальника Управления и комендантом гарнизона (женатым, между прочим, к тому же там ещё и разница в возрасте лет двадцать, не меньше... в общем, на мой взгляд, это было лишнее).
Сюжет довольно прозрачный, и о том, кто же был предателем, я догадалась ещё в первой половине фильма. Догадалась, но ставила свою догадку под сомнение, однако, вскоре в ней убедилась, хоть создатели фильма и пытались, так сказать, "запудрить мозги" зрителям, подкидывая новые факты и события и направляя тем самым мысль зрителя по неверному пути.

Бои с немцами и сами немцы показаны в самом конце фильма, совсем немного. О том, как бились калининцы с врагами, просто рассказано в конце киноленты: сколько времени немцы занимали город, как горожане и военные отстаивали в бою каждый дом, как сложились дальнейшие судьбы главных героев фильма.

Создатели вполне честно рассказали в фильме о том, что люди перед немецким наступлением бежали из города. Бежали все — и взрослые, и дети, и гражданские, и военные разных чинов. Кто-то громко с криками и возмущениями, другие — скрытно, тихо, под покровом ночи.
Впрочем, я не думаю, что вся кинолента — это реальные события, происходившие в те годы, скорее, из реальных только война и некоторые герои — Токарев, Сысоев, Конев... Но в любом случае, подвиг калининцев не забыт — это хорошо.

На мой взгляд, фильм заслужил твёрдую 4-ку по пятибалльной шкале.

Настроение сонное

Ваш комментарий:
Гость []
[смайлики сайта]
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть