Новогодний трэш и угар плавно перешли в трудовые будни. Впереди повышение НДС, цен на бензин и вообще на всё, повышение пенсионного возраста и прочие сомнительные "радости". Всё это нам с высоких трибун объясняют санкциями и происками врагов, сбивающими цены на нефть. А если включить голову и посмотреть вокруг - чего мы добились под столь мудрым руководством?
Вот, например, Карелия. Место в рейтинге регионов - 73, три года назад было 70. Т.е. сползание в задницу продолжается.
Глянем на столицу - Петрозаводск. Поскольку в Петрозаводске проживает почти треть населения Республики, то ситуацию можно смело распространять на всю Карелию. Результаты следующие:
Петровский, затем Александровский, а затем Онежский тракторный завод, более известный в городе как ОТЗ. Завод, с которого в 1703 году и начинался Петрозаводск. В 1993 г. завод преобразован в АО, заказы почти прекратились, производство тракторов стало штучным. Завод делился на десятка два разных фирм, с какими-то потом снова объединялся, каждый глава Карелии клялся, что сделает всё, чтобы сохранить завод, но в 2005 году «Онежский тракторный завод» обанкротился. Вместо него создано одноименное ООО, переведенное на т.н. вторую площадку на окраине города. В конце 2016 года и этот огрызок завода, некогда выпускавшего тракторы тысячами, попал под банкротство. Как писали местные СМИ: «В 2017 году планируется его выход из процедуры банкротства с возможностью модернизации и реконструкции действующего производства». Что-то подсказывает – не выйдет. Сейчас на месте завода в центре города – дома и очередной супермаркет, цеха разломаны, остались несколько бывших административных зданий у бывшего главного входа.
Петрозаводский завод тяжёлого бумагоделательного оборудования, он же Тяжбуммаш. Завод прошел 90-е, в начале 00-х контроль над ним получил местный бизнесмен, видимо, не без помощи лучшего друга, бывшего тогда главой Карелии. За счет «доения» завода, задержек зарплат и, конечно, вкусного кредита от правительства построен первый супермаркет в Петрозаводске. Но на пользу заводу это не пошло. Рядом с заводом построили деловой центр и салон по продаже автомобилей, опять же к заводу это отношения не имеет. В 2010 г. сменился руководитель и Тяжбум вошел в холдинг «Атомэнергомаш». Точных данных по состоянию дел нет, но завод работает, выполняет заказы для АЭС, нефтехимии и по изначальному профилю.
Судостроительный завод «Авангард». Оборонное предприятие, строившее помимо тральщиков малые сухогрузы, траулеры, катера, т.ч. и на подводных крыльях, яхты, мотоботы. Драккары для фильма «И на камнях растут деревья» (сейчас они установлены на набережной г. Выборг) тоже построены на «Авангарде». К середине 90-х оборонный заказ иссяк, финал стал практически предрешен. «Авангард» был включен в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации, был признан единственным исполнителем в стране по строительству и ремонту базовых тральщиков проекта 12650, республиканскими властями принимались антикризисные программы. Не помогло. В 2014 или 2015 начали штучное производство экранопланов Орион-14 и Орион-20. По ТВ бодрые репортажи с испытаний показывали, да и сам видел. Казалось бы, вот оно, возрождение завода. Но не взлетело, мелькнуло что-то про аварию одного из экранопланов, и тишина. Завод встал окончательно, в полуразрушенных цехах страйкболисты иногда «воюют».
Станкозавод. Выпускал разнообразные деревообрабатывающие станки. К концу 80-х на заводе была внедрена линия промышленных роботов с манипуляторами, работало полторы тысячи человек. В 1992г. вступает в московский концерн ДеКО и начинает акционироваться. Акционирование прошло с многочисленными нарушениями, сопутствующими исками, разбирательствами, судами, назначениями временных управляющих. В итоге завод развалился, станки и оборудование растащены, в коробках цехов сейчас автосервисы и т.п. От завода осталось некое ООО «Станкозавод-Деко», занимающее какое-то четырехтысячное место в рейтинге предприятий Карелии.
Деревообрабатывающий комбинат. Выпускал пиломатериалы, и готовые изделия для строительства – оконные блоки, дверные коробки и т.п. Ликвидирован в 2006г., на территории автомастерские, несколько мелких частных лесопилок. Цеха начали сносить.
Домостроительный комбинат. Выпускал ЖБИ для строительства, сейчас полуразрушен, на территории обитают приемщики металлолома.
Завод «Светлана». Выпускал радиодетали. Долгое время стоял заброшенный, сейчас его снесли, построили на этом месте магазин и жилые дома. Его филиал – завод «Онего» выпускал микросхемы. Обоймами, из которых выштамповывались микросхемы, были завалены все дворы ближайшего микрорайона, поскольку пацаны вставляли их друг в друга и полученной восьмиконечной звездой метко кидались. Сейчас в бывших цехах строительный супермаркет.
Радиозавод. Выпускал приборы, аппаратуру связи, радиосистемы для авиации, навигационную технику, но самой известной продукцией был трехпрограммник «Сампо». Сейчас в зданиях магазины, в цехах автомастерские и камнеобработка.
Ремонтно-механический завод. В справочниках пишут, что предприятие ремонтирует и обслуживает грузовики, автобусы, спецтехнику. Где оно это делает, не понятно. На территории – автодилеры, автомойка, мастерская кузовного ремонта легковушек.
Беломорско-Онежское пароходство. Был флот, были грузовые, пассажирские и туристические перевозки. Суда БОПа ходили и в загранку. Сейчас всё растащено, руку к чему приложил А. Нелидов, ставший позднее главой Карелии (статья на тему -
http://petrozavodsk.bezformata.ru/l...otivno/4102800/).
Совхоз им. Зайцева. Располагался в пригороде Петрозаводска, Действовали молокозавод, тепличный комбинат (потом ставший отдельным совхозом «Тепличный»), строительный и механический цехи. Имелось дойное стадо, свиноферма, тракторы, сельхозтехника. Довелось на совхозных полях поработать в трудовом пионерском лагере. Сейчас почти всё развалено. «Тепличный» тоже разгромлен, его территория, видимо, будет застраиваться коттеджами.
Подводя итог, можно сказать, что остался один завод из десятка. Петрозаводск, как грустно шутят его жители, можно переименовывать в Петромагазинск, поскольку супермаркетов и сетевых магазинов развелось без счета.
Довелось пару лет назад почитать программу развития энергетики Республики Карелия до какого-то двадцатого года, в разделе перспектив честно написано, что спрос на выдачу мощностей прогнозируется в 1-1.5% Т.е. промышленность и не планируют возрождать, в этом свете все чиновничьи разговоры про развитие – пустой звук. Вся страна живет за счет природной ренты. Карелии не повезло, из природных ресурсов лес и камень. Леса при практикуемой варварской рубке скоро не останется. Подчищается всё, до чего можно более-менее просто добраться, лесовозы порой тащат такой тонкомер, что не понятно, можно ли с него выпилить что-нибудь кроме спичек. Есть основания думать, что большая часть леса идет в Финляндию и перерабатывается там. И если раньше чиновники еще что-то блеяли о необходимости развивать глубокую переработку древесины на месте, то сейчас молчат. С камнем на первый взгляд всё хорошо, его у нас с избытком, но это если не задумываться. А если взять полистать какой-нибудь каталог по камню, например, шведский, то глаза разбегаются от предложений изделий из натурального и искусственного камня. У нас же – брусчатка, щебень, гравий, памятники-оградки. Примитив. Вот это, пожалуй, самое точное определение текущего состояния – примитив. Без промышленности высокого передела денег не будет. Но кто-нибудь слышал от обличенных властью о необходимости реиндустриализации? А реальные действия кто-нибудь заметил?
Забудьте про происки врагов, сами справляемся.
Концертное
[Print]
Biggest