1. Психолог Уорд провел эксперимент, который показал, насколько сложно быть креативным. Участникам эксперимента предложили нарисовать воображаемых обитателей другой планеты из далекой галактики. Одной группе сказали эта планета похожа на Землю, а другой группе – что она кардинально отличается от привычного нам мира. Большая часть рисунков имела детали, заимствованные из образов земных животных. Но поразительный факт, рисунки животных с планеты, не похожей на Землю, ненамного отличались от рисунков животных с планеты, похожей на Землю. То есть представить то, что никогда не видел, практически невозможно. Но отдельным людям это как-то удается.
Состояние: радушное
2. Итак, первое условие для проявления творческой способности – предельная концентрация на задаче. Это необходимое условие, но недостаточное.
Креативность – это способность человека находить новые оригинальные идеи путем отклонения от принятых схем и шаблонов поведения.
Впервые использовал понятие «креативность» британский психолог Д. Симпсон в 1922 г. Этот термин он ввел для описания способности человека отказываться от стереотипных способов мышления.
Итак, есть два условия творческой работы:
− Предельная концентрация на задаче.
− Поиск новых путей ее решения.
3. Ответить на этот вопрос поможет интересный факт, который приводит Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Он проанализировал статистику по авторам изобретений на одном заводе и выяснил, что 97% тех, кто создает изобретения, это люди, которые занимаются ремонтом оборудования. Смотрите, какой интересный парадокс: у тех, кто работает на исправном оборудовании, нет причины мыслить творчески. А вот те, кто постоянно по службе сталкиваются с нестандартными ситуациями, они и начинают изобретать. В этом ключ к тому, как стать творческим человеком.
4. Если же повод для креатива все-таки возникает, то люди чаще всего под разными предлогами избегают творчества. Какие же типовые предлоги ухода от творчества используют люди? Возможно, вы тоже их используете.
Самый первый барьер на пути творчества – это убегание от проблем. Человек, столкнувшись с некоторой новой для себя ситуацией, воспринимает это как неразрешимую проблему. Он себе говорит: «Я этого никогда не делал, поэтому я это и не могу сделать».
Что тогда получается? Получается, что он сразу отказывается думать, идет к начальнику и говорит: «Случилось что-то непонятное, и я не знаю, как здесь поступать». И всё, он переложил ответственность, и дальше опять занимается своим привычным делом. Хотя на самом
деле проблема – это прекрасный повод для творчества. Для развития творческого начала нужно выработать привычку не убегать от проблем, а смело идти в новые для себя области. Принимать ответственность за всё, что случается, на себя, и тогда у вас автоматически начнет запускаться творческое мышление.
Следующая типовая ошибка – это вообще взгляд на свою работу как не творческую. Это такое странное восприятие, когда человек просто заявляет: «Вы знаете, на моей работе творчества быть не может». Почему он так решил? Он так решил именно потому, что он делает первую ошибку – каждый раз, когда возникает что-то новое и непонятное, он всё передает начальству. Начальству приходится быть творческим именно потому, что все нестандартные ситуации, в конце концов, доходят до руководства. А рядовой сотрудник сначала снимает с себя ответственность, а потом говорит: «У меня работа нетворческая». Хотя на любой работе есть простой способ применить творческий подход.
Для этого нужно задать вопросы:
− Можно ли эту работу сделать лучше?
− Можно ли ее сделать качественнее?
− Можно ли ее сделать более приятной?
Есть третья типовая ошибка, которая также очень сильно мешает творчеству – это сопротивление переменам, страх любых изменений. Действительно, что происходит с человеком, когда приходит некоторая радикальная идея по изменению рабочего процесса? В этот же момент возникает страх – вдруг что-нибудь случится? Потому что старое - это привычное, а новое пугает. Возникает сопротивление переменам. Этот страх сильно портит жизнь, потому мир меняется всё время. Даже если взять последние 10-15 лет, то, благодаря Интернету или мобильным телефонам, или соц.сетям жизнь поменялась колоссально.
5. В одном издательстве владелец компании был недоволен тем, что половина сотрудников были нетворческими, не давали вообще никаких идей. Он пригласил психологов, для того чтобы они отделили тех, кто дает идеи, от тех, кто не дает идей, и разобрались, чего же не
хватает этим, нетворческим людям. Психологи провели исследование, и пришли к интересному результату. Всё отличие между, так называемыми творческими и, так называемыми нетворческими людьми заключалось только в одном: творческие люди считают себя творческими людьми. Раз они считают себя творческими людьми, они постоянно дают какие-то идеи и постоянно что-то придумывают. А вот те сотрудники, которые якобы нетворческие, считают, что им это не дано.
На втором этапе эксперимента психологи объявили таким сотрудникам следующее: «Вы знаете, на основании анкет и ваших исследований, вы на самом деле человек творческий, просто об этом не знаете». Через год уже эти сотрудники стали выдавать совершенно потрясающие идеи, которые по своей революционности превосходили идеи тех сотрудников, которые традиционно считались творческими.
А помнишь, как вдвоём лежали
[Print]
Horizon