История болезни
MMM
дневник заведен 22-01-2003
постоянные читатели [200]
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Москва, Россия, Санкт-Петербург
интересы [21]
море, деньги, секс, Питер, горы, хакер, ценные бумаги, шиповник, активный отдых, рыба, шипение
антиресы [10]
ложь, снобизм, недосказанность, некомпетентность, бесперспективняк
[3] 20-01-2025 16:49
Трампампам

[Print]
голоса в моей голове
[1] 11-01-2025 16:48
Запутался в сети

[Print]
голоса в моей голове
07-01-2025 14:45 Hard mode

Надо, наверное, записать, что я наворотил с дисковым пространством/хранилищем. Хотя бы коротко тезисно.
  • В процессе замены дисков в RAID на Xpenology с 2-террабайтных на 4-террабайтные я ... отказался от их замены. Подумал: ну а зачем их менять, если у меня физических разъемов SATA на материнской плате шесть штук? Дофига свободных. То есть можно диски не поменять, а добавить. Один разъем - под системный диск (не трогал), две пары - под два RAID-тома (старый 2-террабайтный и новый 4-террабайтный), и еще один SATA остался свободным под внешнюю докстанцию (крайне редко пользуюсь последние 5 лет) или даже оптический привод (лет 10 не пользуюсь, но надо бы старые архивы на DVD разобрать).
  • Что в итоге получилось: в Xpenology объем хранения суммарный 6 террабайт - два тома RAID1: на 4TB на новых SSD-дисках и 2TB на старых HDD. Суммарно занята треть объема (ну, понятно, было 2TB стало 6TB).
  • Ну, и разумеется, я тут же ринулся эти объемы осваивать. Во-первых, как и планировал, установил Synology Photos и Synology Drive. Synology Photos - штука хорошая, понравилась. Точно не хуже по функциональности (а в чем-то и лучше), чем Google Фото. А с учетом полной автономности и индивидуальности - вообще блеск. Настроил себе и жене (дети отказались, поколение тиктокеров далеко от цифрового дзена). Synology Drive - установил только серверную часть, клиентов пока никуда не ставил. Пришел к выводу, что клиентов нет особого смысла ставить на мобильные устройства, вернусь к этому когда с учетками на ноутах разберусь. И, возможно, после того, как свой VPN на роутере подниму. Synology Drive хорош не только для бэкапа/синхроизации, но и возможностью подключить на локальной машине сетевой диск. А уж если подключать сетевой диск, то лучше уже иметь VPN, чтобы диск этот был всегда с тобой, а не только дома.
  • Немного залез в новую для себя область SAN: на 4-террабайтном томе создал iSCSI на 500 гигов (для теста) c опцией реорганизации пространства, под него LUN, и прокинул это все в Proxmox. А затем на этих 500 гигах сделал пару виртуалок, которым выделил по 100 гигов. Результат неожиданно шикарный (для меня неожиданно, ибо новое и эффективное решение) - физически из выделенных 500 гигов эти две виртуалки занимают всего 37 гигов. Не 200, как при использовании обычных дисков, а 37. Решил так и оставить: снес ранее использовавшиеся копии этих виртуалок с физического диска (с того самого системного, что занимает один из упомянутых выше SATA) освободив на нем место под бэкапы этих же виртуалок, а созданные две тестовые оставил как основные. Это редко используемые мной машины (Win и Linux) для каких-то разовых задач, обычно они выключены - так нахрена под них держать дисковое пространство на системном диске?
  • Из интересного: при установке виртуалки с Windows хотел использовать Win11 LTSC (тот образ, что ставил на огрызок). Авотхуй, сказали мне мелкомягкие. И как я не плясал с бубном, какие сборки не подсовывал, не полетело никак - ни с установкой на iSCSI, ни на физический диск. Оказывается, с ревизии 24H2 мелкомягкие настолько закрутили требования к поддерживаемым процессором фичам, что вот так в лоб эмулировать их на Proxmox не получается. То есть вот любые сборки 21H2 устанавливаются без проблем, а любые 24H2 - пока нет решения (или я не нашел, хоть и гуглил тщательно). В итоге не стал ставить Win11 более старых ревизий (нет официальных Win11 LTSC до 24H2), установил старую проверенную Win10 LTSC 21H2. Да и пох, я все равно эту виртуалку использую крайне редко.
  • В планах по дисковому пространству - перелопатить все бэкапы. То есть от доисторических видеоархивов и свалки фоток до резервных копий того, что когда-то считалось достойным бэкапа.
Когда-нибудь ты станешь
Немощен и слаб -
Делай бэкап,
Делай бэкап!
Комментарии:
Hi!HoMo
интересно.
тоже имею хрень под домашние нужды.
я вот к примеру решил уйти от стандартных рейдов. и использую shr. очень нравится.
08-01-2025 13:04
Камрад
"ничего не понятно но очень интересно" (с)
Если опустить техническую часть - нахрена вот это все? Вот лежит на основном компе у меня папка с фото, папка с видео и тп. Оно же дублируется на резервную машину и доступно по локалке, если откуда еще понадобится (зачем и нахрена - загадка). А вот это твое - зачем?
Много лет назад еще медиа сервер поднимал, чтобы на кухне можно было посмотреть чего - но нафиг никому не упал, хотя может еще работает если запустить. Все кино, если надо, на проекторе подключенном к резервной машине идет.
Hi!HoMo

"ничего не понятно но очень интересно" (с)
Если опустить техническую часть - нахрена вот это все? Вот лежит на основном компе у меня папка с фото, папка с видео и тп. Оно же дублируется на резервную машину и доступно по локалке, если откуда еще понадобится (зачем и нахрена - загадка). А вот это твое - зачем?
Много лет назад еще медиа сервер поднимал, чтобы на кухне можно было посмотреть чего - но нафиг никому не упал, хотя может еще работает если запустить. Все кино, если надо, на проекторе подключенном к резервной машине идет.

это конечно, если из схемы исключить мобильные девайсы. если их учитывать то предложенная тобой схема явно имеет кучу недостатков.
08-01-2025 15:16
Камрад
ZaRRaZZa а что там делать с мобильными?
Киношку на 10-20 гиг тащить - тупо, архив фоток на мелком экране за 20 лет пролитывать - тоже нутакоэ. С документами работать - так проще застрелиться. Т.е. находясь дома с компами (ну или на бомж случай - с ноутом) пытаться что-то делать в архиве с мобильного девайса?

Единственный вариант, что вижу - как то автоматически сливать новые говнофотки с мобилы. Хорошо, что такое нафиг никому тут не надо
Money Market Maker
ZaRRaZZa, мне как-то стремно пока использовать проприетарные технологии (даже от Synology). Посмотрел, что там в SHR - вроде бы как и linux-based система, но у меня нет уверенности, что в случае ядерной войны я смогу оставшийся в живых диск прочитать чем-нибудь другим. Потому пока мой выбор - тупой RAID1, причем в формате ext4, а не якобы более продвинутый от Synology. Не знаю, может я по своей неопытности зря загоняюсь и перестраховываюсь, но пока у меня такой вот выбор.

Mostack, твой вариант очень даже имеет право на жизнь. Но в моем случае поправки на ветер для пояснения "нахрена вот это все?" такие:
  • Все должно работать где-то в недоступном для детей месте (у меня "серверная" в шкафу на верхних полках под потолком), то есть ящик без интерфейсов общения с человеком (монитора, клавиатуры, мыши).
  • Все должно работать 24/7 и без моего участия/присутствия дома, но с возможностью вмешаться при аварийной необходимости (даже не из дома) - у меня домашних "пользователей" слишком много, необходимо и держать CSI, и соблюдать SLA. Потому как если что-то дома не работает - это папа виноват.
  • Ну и пользователи слишком разные: мелочь геймится в планшеты и пялится в телевизор не задумываясь о маршруте и технологиях доставки контента ("телевизор не работает" - это может быть как блокировка YouTube, так и выбор торрента с мультом без раздающих, а может просто батарейки в пульте сели - догадайся сам); а еще есть босс (любимая жена), которая хуже детей в части технологий - просто не хочет заморачиваться. Это как раз тот самый отвергаемый тобой вариант
    Единственный вариант, что вижу - как то автоматически сливать новые говнофотки с мобилы. Хорошо, что такое нафиг никому тут не надо
    Она тупо фоткает мегатонны своих ящеров (ну по 100500 однотипных кадров чтобы потом выбрать лучший и поделиться им в своем рептилоидном сообществе) не задумываясь о месте хранения и его объемах. Вот из недавнего - просрала большой период детских фотографий только потому, что Dropbox уже много лет как переполнился и давно фотки не бекапил (а ей было насрать), а потом в телефоне тоже место закончилось и то ли при при переезде на новый, то ли при какой-то оптимизации хорошая такая часть старых детских фоток была утрачена безвозвратно. У нее - все только в телефоне: и социальные сети, и покупки, и доставка продуктов на всю ораву каждый день. Ни планшетов, ни ноутбуков, ни стационарных компов. Вот этот вот Synology Photos - в первую очередь для нее, потом уже для себя (меня и папка на диске как у тебя устраивала).
И я понимаю, что в целом ты прав - вот если у тебя есть стационарный комп, то нахрен эти облака (не только коммунальные, но и свои). Но и тут я вынужден забегать вперед - детеныши растут, старшие уже почти совсем инженегры (в этом году одному предстоит поступать в бауманку или нечто подобное). А студенты технических ВУЗов - это хрен ты его дома увидишь, а комп нужен и для учебы, и для всего остального. Значит ноут. В ноуте объем дискового хранилища крайне ограничен. Например, если мой инженегр удовлетворится недавно купленным огрызком, то там всего полтеррабайта SSD. Который пришлось попилить примерно попалам чтобы еще и Windows поставить. Итого 250GB на систему, прикладные программы и все пользовательские данные. При нынешних объемах данных - крайне мало. Я решил, что личное сетевое хранилище в этих условиях будет полезно не только телефоноупертым, но и даже ноутбукомобильным.
08-01-2025 21:46
Камрад
РАЗБАЛОВАЛ! Все отключить и всем гулять!
Hi!HoMo
мне как-то стремно пока использовать проприетарные технологии

спешу тебя огорчить что их рейд включая 1й от них, это софтрейд. подозреваю что как и shr это не чистый mdadm, а переделанный. даже сильно в этом убежден из-за факта расположения их ос на дисках. т.е. такая же проприоретарщина. спешу тебя обрадовать. мною были произведено куча реальных тестов, и переезд с хрени на железный сино происходит безболезненно туда и обратно. причем с любой модели на любую. это у них отточено. поэтому достаточно иметь в наличии загрузчик и контроллер сата под диски и можно смело использовать любые пк или сервера для этого. скажу больше прежде чем использовать дома хрень вместо сино у меня была такая же куча сомнений, но я их разрешил практически годовыми тестами с падениями системы заменой оборудования и т.д. и могу констатировать использовать shr не то чтобы можно, а нужно.
сейчас под седлом 2 системы с хренью. 1я это сервак с виртуалками в котором отдельный контроллер проброшен в хрень, которая поднята как виртуалка. на нём 4 диска. железный сино лежит в шкафу на случай вдруг что с серваком. используется как хранилка бэкапов, сборщик видео, календарь, почта и т.д. в общем для офиса. диски заведены в shr2. такая схема потому что там в шкафу коммуникационном мало места. а в серваке много)) вторая система дома. схема примерно та же. сервак с виртуалками одна из них хрень в который проброшено 2 контроллера в общей сложности на 12 дисков. диски заведены в shr2 с одним диском горячей замены. подпорного железного сино нет. но оно и не надо. эта система сама является дублирующей первой. но уже в разрезе виртуалок. т.е. если первый сервак ложится, я из бэкапов подымаю на втором всю инфраструктуру и работаю дальше.
Money Market Maker
ZaRRaZZa
из-за факта расположения их ос на дисках
Да, я тоже обратил внимание, что на дисках по три раздела создается. Увидел, что все они ext4 и успокоился, не стал смотреть что именно на них.
переезд с хрени на железный сино происходит безболезненно туда и обратно. причем с любой модели на любую. это у них отточено
Вот у меня такого опыта нет еще (надеюсь, что и не появится в нем острой необходимости), потому понятия не имею, какова процедура восстановления. Ну, надеюсь, что это легко гуглится в случае ядерной войны.
могу констатировать использовать shr не то чтобы можно, а нужно
Буду иметь ввиду, но в моем случае (точнее - в текущей конфигурации) смысла нет, наверное: 4 SATA заняты разными дисками - 2 SSD и 2 HDD. Наверное, не надо мешать в один SHR диски разного типа.
отдельный контроллер проброшен в хрень, которая поднята как виртуалка. на нём 4 диска
А вот тут не догнал. Контроллер - это SATA? Один, а диска четыре?
в который проброшено 2 контроллера в общей сложности на 12 дисков
Та же самая непонятка - что ты подразумеваешь под контроллером? Сколько физических разъемов SATA?

И, кстати, я так и не вкурил, как в Proxmox сделать бэкап виртуалки с Xpenology не заворачивая в него содержимое НЕ системных дисков. Наверное, плохо гуглил. У тебя виртуализация под чем? Proxmox или что другое?
Hi!HoMo
Наверное, не надо мешать в один SHR диски разного типа.

правильное мнение.
А вот тут не догнал. Контроллер - это SATA? Один, а диска четыре?

все верно. обычно на материнке 1 либо 2 контроллера. как правило второй рейд. но не со всеми контроллерами хрень работает одинаково. поэтому в природе есть вот такое или к примеру вот такое. спасибо чиа. их в свое время наделали немало и кстати перед этим разработали чипы с последними актуальными плюшками касательно сата. вдвойне спасибо чиа что не взлетел. теперь все это есть и по недорогой цене.
так вот контроллер можно пробросить в виртуалку напрямую. и виртуалка будет видеть жесткие так, как будто они подключены к ней на голом железе.
У тебя виртуализация под чем? Proxmox или что другое?

у меня под esxi, и она бэкапится отлично абб встроенным в сино.
кстати одна из причин использовать сино\хрень это абб. супервещ.
Money Market Maker
ZaRRaZZa, спасибо огромное за пояснения. Не знал, что контроллер целиком можно прокинуть в виртуалку (до такого уровня я еще не дошел). И, кстати, мне кажется, что где-то в помойке старых плат расширения у меня есть что-то PCIE-SATA (по крайней мере я точно такие видел живьем, но давно). Отложу в идеи на будущее, потому как для Xpenology такая штука очень даже имеет смысл - должна облегчить замену физических дисков, если пробросить контроллер целиком.
И за намек про ABB спасибо - я как-то до сих пор его обходил стороной, но надо будет посмотреть, как это работает. Может, действительно лучше через него все бэкапы виртуалок делать, а не встроенными в Proxmox способами (уж очень они ограничены по расположению резервных копий, мне кажется).
Hi!HoMo
MMM дело в том что в сино есть такая замечательная вещь как btrfs. но чтобы воспользоваться её возможностями надо либо иметь старшие модели за хулиард денег, либо пользоваться абб. первое сомнительно. т.к. использование дедупликации для файлопомойки с моей точки очень неоправданно. а вот для резервных копий. самое оно. к примеру статистика с одного из моих сино. используется 2 тера для хранения, а если развернуть то 9 тер. причем доступ к каждому файлу прямой без архивации. песня.
ну а прелесть абб в том что он сам тянет данные для бэкапа, часто "пациэнт" и не подозревает что его бэкапят. иногда это критически важно.
Money Market Maker
ZaRRaZZa, да, я это уже потенциально оценил - посмотрел вчера несколько обзоров/инструкций на YouTube для ознакомления, понравилось. Надо будет поставить и настроить. Ну, после того, как проблемы с сетью вычисляю и ликвидирую.
И, да, у меня точно есть пациенты, которых надо бэкапить без их участия - сами они точно ничего бэкапить не будут.
Money Market Maker
ZaRRaZZa, я сегодня часа полтора убил на попытку активировать ABB без учетки Synology (не хочу у них светиться совсем), но в итоге справился. Сложно было найти нормальную инструкцию, но я нашел. Изучением и клиентами уже не сегодня займусь.
Money Market Maker
А еще, ZaRRaZZa, я нарвался на кучу неприятностей. Разрешимых, но с серьезными танцами с бубном.
  • Во-первых, АВВ сука работает через свой порт (5510). И еще я перфекционист - мне ж надо чтобы бэкапы тянулись не только в локальной сети, но и в любой точке мира. А это значит, что хост и порт, указываемый в агентах, должен быть доступен и из локалки, и снаружи. А у меня маршрут такой: роутер - nginx - виртуалка XРenology. Знатно потрахался, учитывая, что на Xpenology есть отдельный домен, но на участке "nginx - виртуалка" для него маршрут был только один на 5000 порт (в локалке http, сертификатами покрываю только внешние соединения). Но победил.
  • Победил, но тут меня ждал сюрприз - ABB сука умеет бэкапить только на БТР (btrfs), а у меня только ext4 (как выше писал). Сукаблять. Послать все в жопу на полпути - гордость не позволяет, видимо, придется один из томов переводить на btrfs (переносить данные на другой том, формировать из освободившихся дисков новый в btrfs, потом возвращать данные обратно). Геморрой на ровном месте.
  • А еще выяснил, что моя Xpenology представляется как DS3622xs+ и эта модель в списке тех, что не поддерживают SHR. Но с этим я уже не буду бороться - пошло оно все (SHR) нах.
Money Market Maker
Update: а, все, сам нагуглил. Посмотрел видосики, по ним вышел на официальную интрукцию. При условии проброса контроллера целиком на целевом XPenology должно сработать (даже если диски на исходном XPenology были проброшены поштучно как SATA, мне кажется).

Далее не актуально
ZaRRaZZa, я опять к тебе с вопросами за консультацией: вот про это в двух словах расскажи, пжлста[QUOTE]и переезд с хрени на железный сино происходит безболезненно туда и обратно. причем с любой модели на любую. это у них отточено. поэтому достаточно иметь в наличии загрузчик и контроллер сата под диски и можно смело использовать любые пк или сервера для этого
Правильно ли я понимаю, что:
  • Под безболезненным переездом понимается тупо перенос дисков (в случае с XPenology - с контроллером) с железа на железо без реорганизации томов хранения? Такое возможно? Без необходимости копирования/переноса данных? Если да, то как? Буквально перечисления шагов раз-два-три достаточно, остальное нагуглю.
Зачем спрашиваю: зацепила меня идея проброса контроллера целиком. Даже в своей помойке нашел один ущербный PCI2SATA, но если на такой вариант переходить, то все равно надо нормальный покупать. Осталось понять, а оно мне действительно надо (поможет с переездами или нет)?[/QUOTE]

отредактировано: 21-01-2025 12:00 - MMM

Hi!HoMo
MMM
инфы по поводу переезда с одного сино на другой предостаточно. опишу вкратце.
для того чтобы переехать с одного сино на другой достаточно 2х условий. чтобы новая модель поддерживала тип рейда в котором организованы диски на старом. ну физически чтобы диски подходили как по формату так и по количеству. других известных ограничений для меня нет. к примеру не все поддерживают сас диски но такие модели есть.
возможно ругие ограничения есть в природе, но я не встречал.
архитектура проца роли не играет.
выглядит это следующим образом. вставляешь диски и запускаешь сино. происходит загрузка вебинтерфейса в котором предлагают мигрировать с одной модели на другую. жмешь далее. видишь круг с процентами. и все профит. мигрировал. со всеми настройками и т.д. подводные камни будут только из-за различия по под разные модели. где версии имеют расширенный функционал как к примеру сс для dva устройств. или будет или нет транскодинг. и т.д. но в целом все мигрирует безболезненно.
т.е. сделано для того что если купил один раз синокоробку то удешь с ней всегда чтобы не случилось т.к. купил новую все работает.
идея проброса контроллера как раз в том чтобы хрень считала что она на железе, но с плюшками подмены маков и безглючности дистрибутивов под виртуалки. т.е. всегда если что можно купить железный сино и уйти на него.
Money Market Maker
идея проброса контроллера как раз в том чтобы хрень считала что она на железе
Во, я именно такой вывод для себя и сделал из предыдущего обсуждения с тобой.
Еще раз огромное спасибо за потраченное на меня время!

В итоге прихожу к выводу, что мне это надо. И для начала надо в текущей XPenology переехать на проброшенный контроллер. А для этого:
  • купить подходящий контроллер (ну, на 4-5-6 SATA, а то найденный дома какой-то убогий - 2SATA+1eSATA+1IDE - я вообще не помню, откуда он у меня)
  • вставить и посмотреть, как его увидит Proxmox
  • создать какую-нибудь тестовую виртуалку и попробовать пробросить контроллер к нее
  • если пробросится - пробросить в боевую виртуалку XPenology
  • если пробросится - убедиться, что XPenology видит через него какие-нибудь тестовые диски
  • если все ОК - мигрировать по одному тому (по два диска) с проброшенных SATA в проброшенный контроллер

А вообще в идеале было бы новый сервер собрать уже изначально правильно. А то железу уже лет десять, кажется (только памяти до 32 добил) + поскольку это когда-то был тихий и энергоэффективный HTPC, то блок питания у него не родной, а внешний маломощный - опасаюсь много дисков в него втыкать.
Hi!HoMo
MMM
на всякий подкорректирую твои планы-хотелки.
сразу тебе подскажу по поводу контроллеров чем сберегу немало времени. но прячу под спойлер вдруг захочется изучить поляну.
показать
брать надо на pcix шине. хоть в виде самого pcix хоть в виде m2. только они пробрасываются без проблем.
бери чистый сата, без рейдов и без сас. желательно не урезаный.
желательно последних лет изготовления.
как все это учтешь сразу упрешься в несколько моделей. самый на мой вкус лучший на чипе asm 1166/.
если найдешь лучше подскажи.
чип поддерживает 6 устройств. поэтому лучше всего брать именно в таком исполнении. есть конечно и на 10 и на 16но как правило там полный колхоз из нескольких чипов причем сильно древних. не советую.

по поводу переезда. я бы взял какие нибудь тестовые диски и на них бы пробовал.
и да лучше всего переезжать сразу всеми томами. есть у меня подозрение что сино том сделает ограниченной функциональности без второго. но это не факт т.к. у меня все тома на shr поэтому переезжаю всегда всеми сразу.
поэтому как поведет себя сино когда ей подсовывают по одному тому не знаю. возможно первый примет а второй посчитает пустым местом. поэтому лучше переезжать сразу всеми.
это безопасно. если при старте ты увидишь что он тебе предложил любое действие отличное от миграции всегда можно просто выключить и попробовать действовать по другому.
если что спрашивай отвечу.
Hi!HoMo
и да по поводу ext4 vs btrfs. есть место где лучше старый добрый ext4 если будешь пользоваться ss. для него лучше сделать раздел под ext.
Закрыть