Тут будет потихоньку копиться список прочитанных «для себя» книг. Чисто для статистики, чтобы не вспоминать потом, что читал, что нет, зашло оно или не зашло. Пост буду подтаскивать наверх время от времени.
Список за 2021 год
Лев Толстой. Анна Каренина. Уфф. Честно говоря, когда бралась перечитывать, надеялась, что в более, так сказать, "взрослом" возрасте впечатление будет другое, хоть сколько-нибудь лучшее. Но нет. Как была это книга про обычных нормальных людей, которым не повезло с автором — так и есть. Персонажей жаль. Всех.
Такаси Мацуока. Стрелы на ветру. Типичная "японщина для не-японских читателей")) Не самый плохой "печатный пирожок" на один раз прочитать. Приключения, наши против ихних, любовь, куча смертей и вполне себе японское светлое будущее)) Пожалуй, некоторый перебор с кровищей, но она не слишком графичная. Пожалуй, мне понравилось.
Марк Равина. Последний самурай. Предполагалось типа жизнеописание Сайго Такамори. Увы, книжка оказалась из категории "тот, про кого мы пишем, весь из себя замечательный, остальные все полное чмо, кучу исторических событий можно переврать или вообще не упомянуть, и вообще автор так видит". Культурно-антропологические моменты ценны и интересны, я многое не знала, а остальное — полное ой.
Ветер в соснах. Классическая поэзия танка эпохи Эдо. Перевод А. Долина. Понравилось, вполне годный сборник и в основном хороший перевод. Подбор стихов не самый ровный, но это нормально для поэзии)) Пожалуй, буду перечитывать.
Акутагава Рюноскэ. Муки ада. Сборник. Не самый удачный подбор новелл — вместо увеличения эмоционального накала получились эмоциональные качели. В какой-то момент поймала себя на том, что читаю не подряд, а в привычном, "классическом" порядке. В общем, именно этот конкретный сборник всё-таки не зашёл, хотя все вещи из него перечитала с удовольствием, конечно же.
Джеймс М. Вардаман, Митико С. Вардаман. Япония от А до Я. Раскрытые тайны повседневной жизни. Ну, на реальные "от А до Я" мини-сборничек интересных культурно-антропологических фактов явно претендовать не может)) Но прочитала я его с удовольствием и про некоторые вещи действительно не знала.
Нэлли Дёлэ. Япония вечная. Основной текст, честно говоря, так себе, очень сухо и сжато изложены достаточно общеизвестные вещи. Но совершенно прекрасны иллюстрации и подписи к ним. И ещё особняком стоит глава про изобразительное искусство, в нём автор, похоже, разбирается лучше всего и тему очень любит. В общем, книжка не столько для чтения, сколько для разглядывания))
Коллектив авторов. Жапоналия. Этнографические мемуары. Пёстрый набор ещё советских историй про взаимодействие японцев и русских. И про казусы различий культурного контекста. Что-то смешно, что-то не очень))
Михаил Успенский. Японская гравюра. Очень неплохая книжка, хотя и небольшая. Подробно рассказано про историю и развитие японской гравюры, много примеров, развёрнутые подписи к иллюстрациям. Автору прям респект. Ну, и разглядывать книжку тоже очень интересно))
Андо Хирохигэ. Серия "Народная библиотека", составитель С. Андронова. Иллюстрации прекрасны, залипнуть и разглядывать. А сама книжка — довольно плохая компиляция, о художнике рассказано коротко и неинтересно.
Даниэль Елисеев. Хидэёси. Строитель современной Японии. Добротная, прямо-таки любовно сделанная биография с кучей интересных подробностей и (что редкость) без занудства и морализаторства). Автору респектище. Пожалуй, мастрид.
Дмитрий Бандура, Игорь Федоренко, Андрей Фесюн. Записки на манжетах кимоно. Этнографические мемуары. Расширенный и дополненный вариант книжки "Жапоналия", которая была выше по списку. Ну чего, поржал ещё раз))
Сказание о Ёсицунэ. Перевод А. Стругацкого. Книжка со счастливым концом по-японски, то есть все доблестно умерли. Главного героя настолько попытались сделать именно что героем, что он почти превратился в кабучью маску и подрастерял живые человеческие качества. А вот второстепенные персонажи живые и прикольные. Особенно Бенкэй, радость моя ненаглядная, который раз за разом спасает главгера, залезшего в очередную задницу, и заодно всех остальных приключенцев. Но в конце даже Бенкэй не сдюжил, увы. В общем, хорошая книжка, рекомендую))
Миямото Мусаси. Книга Пяти колец. Нууу... Познавательно)) Книжка — на самом деле сборник, там в приложениях ещё два трактата о том, как самураю следует быть самураем: Дайодзи Юдзан "Сборник наставлений на воинском пути" и Ягю Мунэнори "Переходящая в роду книга об искусстве меча". Вот произведение товарища Дайодзи написано очень красиво и реально мне зашло. А остальные как-то не очень. Хотя написали все три автора, в общем, об одном и том же.
Годзан бунгаку. Поэзия дзэнских монастырей. Увы, не зашло. Комментарии и биографии поэтов интересные, а вот сами стихи переведены плохо, ритмика и рисунок ломаются, чёткости никакой. Переводил Кабанов, надо запомнить и постараться больше на него не попадать.
Кости и плоть дзэн. Сборник. Интересно. Я к буддизму вообще никак не отношусь, но это хорошая книжка на подумать в любом случае. Хотя зря издатели врезали комментарии в сам текст, они изрядно мешают восприятию.
Александр Куланов. Обратная сторона Японии. Предполагались этнографические заметки, я этот жанр очень люблю. Но данная конкретная книжка получилась не о Японии, а об авторе)) Так что не зашло совершенно.
Чарлз Данн. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. Отличное этнографическое исследование в хорошем переводе. Информации много, она подана интересно, уши автора из текста не торчат. Книжку вполне можно использовать как культурологический справочник.
Повесть о смуте годов Хэйдзи (Хэйдзи-моногатари). В целом интересно, динамичное такое повествование без особого смакования ебанины, производимой обеими противоборствующими сторонами. Но я всё-таки не особый любитель жанра "военных повестей", увы. Я люблю про быт, а тут его взять было неоткуда. Но тем, кому нравится про мечемашество и подвиги, зайдёт влёт.
Ёсано Акико. На ложе любви. Из японской поэзии Серебряного века. Кое-что у этой поэтессы я уже читала, и оно мне очень зашло. Этот сборник тоже совершенно замечательный, обязательно буду перечитывать.
Песни Ямато. Поэзия древней Японии. Хороший сборник в очень приятном переводе. Милая непритязательная поэзия без особых изысков. Тоже, пожалуй, буду перечитывать.
Роберт Говард. Delenda est. Старое доброе псевдоисторическое фэнтези)) Я вообще люблю Говарда, отдохновенный он (надо, кстати, ещё что-нибудь нарыть), но этот рассказ мне раньше как-то не попадался. Понравилось, да.
Иоанна Хмелевская. Автобиография. Старая перечница. Написано более беспорядочно, чем предыдущие части "Автобиографии", реже пробивает на безудержный ржач, чаще на фейспалм (не от самой книжки, от описываемых событий), но, чёрт возьми, прочитать стоило))
Хироаки Сато. Самураи: история и легенды. Автор надёргал в книгу кусочки историй про разных исторических личностей и слепил их между собой комментариями типа: "А дальше было то-то и то-то". В результате получилась историческая лапша)) Не, я продралась, но перечитывать не буду.
Иоанна Хмелевская. Азарт. Люблю эту книжку, уже не в первый раз перечитываю, и каждый раз дико смешно. Хотя бобик ващет человек не азартный и из всех подобных игр предпочитает преферанс на интерес.
Институт востоковедения РАН. История и культура Японии. Многообещающее название (и аннотация вся такая пафосная, мол, "узловые вопросы культуры" в книге рассматриваются). А на деле довольно разнородный и странный набор статей, пара-тройка из них интересные (и я их себе скачаю), остальные скорее рассчитаны на, так сказать, узких специалистов. Продралась и осталась в недоумении))
Сергей Павлов. Акванавты. Написано, пожалуй, хуже, чем моя любимая "Лунная радуга", но сама история интересная и эээ... неоднозначненькая, как всегда у Павлова. Не скажу, что вот прямо маст рид, но прочитать однозначно стоило.
Сэндзи. Повесть о Сагоромо; Оно Такамура. Повесть о Такамура. Перевод В. Сисаури. От первой повести ощущения, честно говоря, двойственные. Отличные второстепенные персонажи, замечательно описан быт и, как почти всегда в японских текстах, дофига всяческих отсылок и иносказаний, и разгадывать этот ребус, по возможности не подглядывая в примечания, очень интересно. Но главный герой, который должен был быть весь из себя положительный, подан как унылый бездеятельный рохля, от которого к концу текста становится тупо противно. А вторая повесть — это маленький кусочек в три странички, по сути только завязка истории; похоже, этот текст был жестоко не дописан.
Роберт Говард. Алтарь и скорпион. Раньше мне этот рассказ не попадался, и очень хорошо. Потому как не впечатлил совершенно. Классический говардовский набор штампов в наличии, но паззл не сложился, получилось скучно.
Роберт Говард. Алые когти. Воот, это совсем другое дело)) Настоящий Говард как он есть — динамичная повесть без провисов, экшн с хэппи-эндом, все положенные штампы в наличии, даже Конан есть)) Но стоит слегка заглянуть за гладенький сюжет — и там куча интересных фишек, хоть пиши килотонны фанфиков (или аналитики; нуачо, почему нет).
Сюсаку Эндо. Самурай. Ну блин. Отличный автор, я зачитала до дыр несколько его книжек. И перевод прекрасный, песня просто. Но — тема христианства в Японии, которую я терпеть не могу. Аыы, ну за што? (( Но кто такую тематику любит — берите и читайте, написано офигенно.
Леонид Словин. Астраханский вокзал. Один из моих любимых авторов (что, как мне кажется, заметно по моим текстам)) Детективные истории у него простые и довольно линейные, но в быстрые, "скетчевые" портреты персонажей и в бытовые мелочи я просто влюбилась с первой же книжки)) Кто любит хорошую детективную литературу — берите и читайте, да вот хотя бы и эту вещь.
Сюгоро Ямамото. Волосатый краб (сборник). Ааа, офигенно! Вот серьёзно, других слов просто нет. Если кто любит про "обычную жизнь обычных людей" — рекомендую прямо очень, вам понравится. Такие замечательные "обычные люди", такая масса говорящих деталек, в общем, читать и перечитывать, залипая на каждой вроде бы мелочи. Раньше мне этот автор не попадался, а теперь, думаю, станет одним из любимых.
Сергей Павлов. Амазония, ярданг "Восточный". Хе, отличный производственный хоррор)) Особенно хорошо, что текст в я-фокале, происходящее показывается из обычного такого работяги, который, явно чтобы не поехать кукухой, отвлекается на всякие не относящиеся к делу подробности. Спойлерить не буду, прочитайте, вещь маленькая))
Александр Грин. Алые паруса. Есть нечто особенное в перечитывании книг, которые знаешь почти наизусть)) Можно медленно, перекатывая на языке, проговаривать вслух особенно точные фразы (а таких у Грина множество, можно любую его книгу разобрать на афоризмы), можно внимательно разглядывать второстепенных персонажей, которых давно уже сам для себя додумал (Летика из май лав, кто бы про него фанфик написал)... А потом закрываешь книжку и точно знаешь, что ещё вернёшься))
Ихара Сайкаку. Повести о самурайском долге. Новелл в этом сборнике оказалось довольно много, кое-что я читала в других изданиях, но большинство мне раньше не попадалось. Ну, что сказать, "рассказы о горожанах", как всегда у Сайкаку. Люди как они есть, и дурные, и дурацкие, и хорошие... разные, в общем. А ещё большинство новелл звучат до ежа современно, потому что люди не меняются)) В общем, скорее рекомендую, чем нет))
Роберт Говард. Багряный жрец. Чот как-то не втащило)) Не, весь салат в наличии — и Конан, и мрачный жрец, и интриги, и экшона полный мешок — но как-то всё слишком пересолено и все участники салата слишком ебанулись.
Японская любовная лирика. Сборник, составитель А. Садокова. Очень хороший подбор стихов в удачных переводах, составителю зачёт)) Правда, жаль, что взяли только авторов из "старых" антологий, более современных и "неформальных" поэтов в этом сборнике нет. Ну ладно, почитаю их в других книгах))
Сергей Павлов. Банка фруктового сока. Слегка предсказуемый, но очень бодрый рассказ. О, так сказать, вреде необдуманного обращения с роботами)) Зашло, пожалуй. И вполне рекомендую.
Иоанна Хмелевская. Всё красное. Очень люблю эту книжку. Помню почти наизусть, но всё равно периодически с удовольствием перечитываю. И, пожалуй, ощущаю некоторое родство душ с главной героиней (во всяком случае, мне тоже приходилось терять в доме самые неожиданные вещи)) Если кто не читал — вы многое упустили, это правда очень смешно. Лучше брать перевод от Фантом Пресс, он гораздо живее.
Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Мистицизм: христианский и буддистский. Ну, в принципе, неплохая сравнительная аналитика, хотя несколько притянутая за уши в некоторых местах)) И в буддизме автор разбирается гораааздо лучше, чем в христианстве. Но текст живой, высокоумными непролазными конструкциями не грешит, читается легко и интересно. В общем, вполне рекомендую.
Роберт Говард, Лайон Спрэг де Камп. Барабаны Томбалку. Н-да, на редкость странное произведение. Предполагался явно разухабистый экшн, все составляющие для этого в наличии — и зловещий мёртвый город с засевшим в нём нёхом, и воинственные дикари, и образцово-показательно-мерзкий колдун, и красавица в беде, и благородный воитель, и даже Конан, хоть и не в главной роли. А получился нуднейший артхаус, где самый нормальный, пожалуй, нёх, да и тот плохо кончил))
Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. Ну вот песня же, а не текст. Размеренный, певучий, свежий... от него невозможно устать, по-моему. Возвращаюсь к этой книге постоянно, причём именно к бумажному изданию, так ощущается правильнее. И, по-моему, именно с этой книги надо начинать знакомство с японской литературой — подсаживаешься на раз))
Роберт Говард. Бассейн чёрных дьяволов. Текст из разряда "я надену всё лучшее сразу" — и пираты, и мрачный авантюрист-кладоискатель, и ушлая красотка, и кровожадные нёхи, и Конан, как же без него)) Не особо зашло, хотя живенько и даже не полностью предсказуемо.
История Японии. Сборник исторических произведений начала ХХ века. Книжка вызвала стойкое ощущение "Дня сурка", потому как каждый из авторов старательно рассказал одно и то же)) С разницей в небольших деталях. Собственный взгляд на историческую ситуацию? Субъективная оценка исторических личностей? Нее, мы будем шпарить по накатанной, как будто отвечаем урок у доски. В общем, не зашло совершенно.
Роберт Говард. Башня слона. Рассказ задорный, но очень беспорядочный, мельтешащий, можно сказать, и с сильным упором на визуальные элементы. Эдакий клип, но написанный буквами)) Зашло не особо, но впечатление от предыдущей книжки перебило, за что и спасибо.
Г.К. Честертон. Сборник рассказов. Сей труд безвестного компилятора, собравшего в один файл "все рассказы Честертона" (на деле, конечно, не все, но изрядную часть), я скачала давным-давно с какого-то пиратского сайта. И с тех пор регулярно перечитываю, чтобы поставить на место мозги и не загоняться. Помогает, знаете ли))
Великие сражения Востока. Сборник, составитель Светлов Р.В. Я не особо любитель военной истории, но эта книжка мне понравилась. Всё чётко, по порядку, со схемами и с подробным рассказом про основных действующих лиц каждого сражения, и изложено очень хорошо и ёмко, без канцелярита и занудства. Кто интересуется вопросом — рекомендую.
Иоанна Хмелевская. Бега. Смешных моментов и колоритных персонажей было полно, но в целом книжка скорее не зашла, слишком уж беспорядочная. Да и финал какой-то дурацкий. Не "по-Хмелевски" дурацкий, а в принципе. Хотя история более чем жизненная, увы.
Ясунари Кавабата. Отражённая луна. Сборник. Очень созерцательная книжка, будто не текст, а рисунки тушью. Сюжеты простенькие, но важны не они, а "картинка". Зашло, да.
Роберт Говард. Бегство из Атлантиды. Очень странный беспорядочный рассказ, где атланты почему-то показаны ксенофобными дикарями в шкурах. Удивилась, да, привыкла к другому стереотипу))
Японские боги и мифы. Серия "Древние культуры". Крайне неудачная куцая компиляция. И в качестве иллюстративного материала зачем-то взяли китайскую живопись О_О В общем, полный незачёт составителю.
Сёхэй Оока. Огни на равнине. Жёсткая вещь. Но поскольку книга о войне, то такой ей и надлежит быть. Для меня, пожалуй, несколько слишком... но читать, несомненно, стоит.
Дина Рубина. Белая голубка Кордовы. *горестный вопль в пространство* Авторы дорогие, если вы внезапно поняли, что не впихиваетесь в заявленный издательству объём, не комкайте сюжет и не натягивайте сову на глобус, завершая линию героя! Оставьте открытый финал и прислоните героя к стенке в каком-нибудь красивом месте, читатели сами всё прекрасно додумают! *конец горестного вопля*
На самом деле, дико зашло. (Кроме последних полутора глав, в которых автор явно и невхарактерно сливает главгера, а внутренний Станиславский читателя рвёт кольчугу на груди и завывает: "Ну не верю! Ну лажа же!") Немного мешает авторский дроч на героя, но он подан как фокальный, поэтому даже обоснован)) Второстепенные персонажи и флэшбеки чудо как хороши. Рекомендую, да.
Написано вполне интересно, но автор никак не мог выбрать, что же он пишет — бытовой роман, экшн или эпику. В результате получилась стилевая чересполосица, которая изрядно вгоняет в ступор. И финал даже не открытый — текст просто берёт и кончается посреди сюжетной ситуации, не доведя целую кучу линий. Странно, в общем.
Так долго собиралась написать про прочитанную книжку, что прочитала ещё одну)) Иии... нет, Грина я люблю. Но вот эта конкретная книга всегда вызывает недоумение, сколько раз ни перечитывай (и перечитывать-то берусь всякий раз с мыслью — может, я чот упустил?). Длиннющие периоды довольно пустого морализаторства, эдакий манифест нитаковости, и в нём, как в янтаре или в смоле, застряли персонажи, так и оставшись не раскрытыми до конца. До кукольного райка не хватает буффонады, для элегии не хватает собственно элегии. Но Тави клёвая, да))
Очень красивое фото
[Print]
ereeru