12.11.2004 20:06 | Travel.ru
С декабря 2001 по январь 2003 г. я трижды побывала в Сахаре. В первой поездке я открыла для себе мощное энергетичное пространство; вторая позволила пройти кусочек пустыни в своем ритме, вдвоем с водителем-туарегом, без расписания; в третий раз я приехала туда со старыми друзьями и новыми знакомыми. Найти попутчиков помог форум на сайте travel.ru.
Спустя два месяца после возвращения, в марте 2003 года, появились заметки, адресованные всем тем, кто откликнулся на объявление на форуме "Поиск попутчика" и так или иначе проявил интерес к поездке. Те, кого с нами не было - так назывались заметки - получили их по электронной почте вместе с полудюжиной фотографий. На базе этого текста и снимков, привезенных из трех путешествий, и сделан этот репортаж.
Тем, кого с нами не было...
ВСЕ СОСТОЯЛОСЬ - я имею в виду путешествие, которое было заявлено на форуме travel.ru как САХАРА В ЯНВАРЕ от имени Храброй Черепашки.
Визы и билеты были оформлены на шестерых; за три дня до вылета самый молодой участник экспедиции, яхтсмен, инструктор по рукопашному бою и пиарщик Дима Ч. вышел из игры, потеряв, увы, немалую сумму - билет с групповой скидкой возврату не подлежал. Так что 31 декабря из Москвы мы вылетели впятером. Со мной были предприниматель Андрей Б., художник-керамист Татьяна А. (оба москвичи), менеджер Ирина Д. из Санкт-Петербурга и моя давняя приятельница Маргарита М. (тоже менеджер) из Минска. В Таманрассете, откуда мы двинулись в пустыню, команду дополнили три туарега - водители Дэл (Абдалла) и Даха (Ахмед), знакомые мне по прежним поездкам, и 23-летний повар Яхъя, прозванный юнгой.
Маршрут Маршрут и ритм движения планировала я, что называется, "под себя". Опыт первой поездки, когда за неполные две недели мы проехали по Сахаре около 2000 км, оставил ощущение ралли; повторять его, стартуя ежедневно в 8 утра словно на работу, мне не хотелось. В пустыне надо БЫТЬ, ощущая свой собственный ритм и входя в резонанс с пространством. За 10 дней мы сделали круг примерно в 700 км по региону, именуемому Тассили Н'Ахаггар. Пройденное расстояние было невелико, но даже на этом сравнительно небольшом для Сахары "пятачке" пустыня явила себя в чудесном ландшафтном разнообразии.
Ландшафт. Мы перемещались от одного скального массива к другому. Между ними лежали песчаные и зеленые вади, пески разных оттенков - палевые, золотистые, коричневатые, почти красные; серповидные и иные дюны - как, например, в Тагрере, где на горизонте угадывались Голубые горы. Пейзаж близ массива Тагельмамет ребята окрестили марсианским, а взглянув с высоты на массив Юф Арлаль, я ощутила себя словно перед космическим порталом... По пути на Тахаггар, где один из наших джипов впервые увяз в песке, мы проехали несколько километров по совершенно плоской Тенере - знаменитой "пустыне в пустыне". Сам же Тахаггар, с его мощными скальными кулисами и фантастическим закатом вечером 6-го января, оставил впечатление совершенно мистическое. В паре километров от лагеря я сделала снимок, названный мною "Наблюдающая" - женский бюст близ скал на вершине дюны, работа песка и ветра...
Погода, экипировка и ночлег Январь нынешнего года был жарким: жарче, чем год назад километров на двести южнее. Примерно с 11 до 16 часов стояло лето - 22-25 градусов в тени, 32-35 на солнце. Ближе к заходу солнца усиливался ветер, температура опускалась до 12-15 градусов. Некомфортно зябко было только однажды - утром 10 января в дюнах д'эн Берум. Днем жаждущие солнца ходили в шортах. Мой приятель из Германии, бывший с группой примерно в тех же краях неделей раньше, написал, что его туристам с голыми ногами дозволено ходить "только за уединенными скалами". По-моему, перебор. В Таманрассете шорты и в самом деле не слишком уместны, но в пустыне обнаженные ноги и руки никого не смущают. Дэл, Даха и Яхъя с туристами работают не первый год и живут в городе, где 80 тысяч населения, аэропорт, интернет-кафе и чуть ли не на каждой крыше - спутниковая антенна.
Спецэкипировки не требовалось, самое главное в таких путешествиях - комфортная обувь и теплый спальный мешок. Из нас пятерых грамотнее всех экипировалась Ирина. Как турист со стажем, она подошла к делу обстоятельно, не только пополнив тургардероб штанами и рубашками с уймой полезных кармашков и вентиляционными сеточками, но не забыв еще и часы с альтиметром и классные плотно прилегающие солнечные очки, отлично защищавшие глаза от песка.
Большинство путешественников предпочитали спать в палатках. Мне после трех ночей ее высокий полог стал тесен, и, как и год назад, я устраивалась на ночлег "под покровом небес". Кроме меня, так же ночевали туареги, и по одному разу, на пробу - Андрей и Маргарита.
Распорядок дня В январе в Сахаре светает чуть позже 6 утра, после 6 вечера быстро смеркается; в 7 вечера в безлунную пору уже совершенно темно. Подъема "ровно в..." не было. Команда наша явно состояла не из жаворонков. Около 8.30 умытые туристы приступали к завтраку, уже сервированному Яхъей. Спустя час мы отправлялись в путь. Исключением стало лишь 9-го января, когда дамская часть группы вместе с тем же Яхъей в 8 утра отправилась пешком по вади Тинтарабин.
Между 12.30 и 13.30 - время ланча. Завершив трапезу, мы либо осваивали близлежащее пространство, либо, дождавшись, пока наши сопровождающие упакуют инвентарь, двигались далее по маршруту к месту ночлега. Лагерь разбивали засветло, так, чтобы иметь возможность не торопясь побродить по окрестностям.
Вода Вода имелась в количестве ограниченном, но достаточном. Питьевая - в бутылках. В поездках, организуемых туарегами, это, как показал опыт моего путешествия год назад, отнюдь не правило. Европейские препараты для обеззараживания воды из местных источников ожидаемый эффект дают не всегда. Запас питьевой воды, оговоренный заранее и загруженный в Таманрассете вместе с провиантом, избавил нас от желудочных сюрпризов и позволил не отвлекаться на устранение телесных недугов. Воду для "технических нужд" везли со старта и дважды брали по дороге в колодцах и так называемых "гельтах" - озерцах, подпитываемых подземными источниками и дождями. Прошел апробацию старый добрый русский рукомойник - моя давняя идея-фикс. Для пущего удобства к нему приладили металлическую стойку с ухватом - стойку пикой втыкали в песок, а само ведрышко фиксировалось скобой. Как написал недавно Дэл, французским туристам тоже очень понравилось. Единожды сослужил свою службу и походный душ: за пару часов около 20 л воды нагрелись в черном пластиковом мешке градусов до 39. Расходуя воду экономно, помыться умудрились все пятеро.
Еда Повар и его меню заслуживают отдельного упоминания. Завтрак: хлеб, сыр плюс привезенная нами бастурма, джем, шоколадная паста, кофе, чай, все на складном столике, еда а ля фуршет, никаких чудес. Чудеса начинались с ланча. Яхъя ваял живописнейшие салаты - на непривычной нам основе (рис, паста) и с добавками в непривычных же сочетаниях, включающих свежие и вареные овощи. На десерт выкатывались апельсины; когда к концу путешествия они закончились, в ход пошли консервированные фруктовые компоты. Гастрономический день завершался супом, всегда вкусным и ароматным, и каким-нибудь горячим творением Яхъи. Подсматривающие за процессом только головами мотали - "и это в полевых условиях!..." Апофеозом стали блины - как замена подходившим к концу запасам хлеба. До сих пор перед глазами стоит картинка: район стоянки - Юф Ахакит, "ворота" Тассили, место хрестоматийно красивое, с множеством наскальных гравюр. Наш повар со сковородой в тени розовато-серого камня, на фоне стада розовых жирафов, живших здесь тысячелетия назад...
Что мы видели еще До пустыни - кусочек вечерней столицы и маленький демократичный рыбный ресторанчик в старом порту, в котором мы и мои алжирские друзья ужинали 31 декабря. После - совсем немного Таманрассета, где группа провела всего полдня. После вожделенного душа времени хватило только на традиционные маленькие покупки и на крепость, построенную незадолго до гибели Шарлем Фуко - французом, прошедшим тяжкий путь познанья и трансформации: офицер-плейбой в начале жизни; путешественник-исследователь, коснувшийся пустыни и очарованный ею в середине; и далее, до конца - христианин, лингвист, метеоролог, духовный наставник, посвятивший себя Африке и туарегам и по влечению души проживший Евангелие своими делами...
О чем я здесь не упомянула О многом. Команда была славная, с юмором и без капризов. У Дэла, с которым я знакома год, оказался приятный голос для камерного пения. Трижды в день совершался традиционный ритуал чаепития по-туарегски - это отдельная тема. По вечерам мы иногда читали вслух: в три приема был прочитан "Маленький принц", за один вечер - новелла "Ночной дилижанс" из "Золотой розы" Паустовского; андерсеновскую "Русалочку" дочитали до середины. Неподалеку от стоянки в Юф Арлале Даха купил молодого белого верблюда и страшно этим гордился. Увидеть его нам так и не удалось - пастух собирался привести верблюда в город в начале февраля...
Из пустыни и обратно Я очень благодарна тем, кто со мной был - и очень за них рада. Мне кажется, что практически все почувствовали то же, что и я, когда в конце 2001 года я приехала в Сахару впервые. Пустыня пленяет и пленит - навсегда. Вот что написали по возвращении двое из моих спутников:
Собираясь в Сахару, я не думала о том, что меня ожидает и что я могу увидеть. Увиденное ошеломило. Безмолвное пространство было таким огромным, что поначалу постоянно хотелось спрятаться. Потом, по мере погруженья в Пустыню, пришло сознание грандиозности окружающего. Самое сильное впечатление осталось от массива Тагельмамет. Ладшафт был просто неземной, а горы таких форм, будто над ними кто-то поработал. Собственно так и было - поработало время... Вернувшись домой, я еще долго ощущала себя физически в Пустыне и больше месяца с восторгом рассказывала друзьям о поездке. Сейчас эмоции сменились пониманием, что я прикоснулась к вечности. И я знаю совершенно точно, что должна поехать в Пустыню еще. Хотя бы один раз.
Это Маргарита, ей 39. Следующий абзац принадлежит 48-летнему Андрею:
Сахара - единственное место за последние много лет, где я ощутил свободу как основное и главное состояние души. Ценность этого состояния для тех, кто его когда-либо испытал, нельзя определить в материальном эквиваленте. Искушение испытывать это или что-то подобное постоянно или хотя бы часто может привести слабого духом к алкоголю или наркотикам, а сильного - к поиску своего единственно верного пути в ослепительном и кратком мгновении материальной жизни...
Конечно, наш короткий маршрут был только прикосновением к великому пространству Сахары, пронизанному живительными энергиями Космоса. Я знаю, что все, кто поехал со мной, сделали свой выбор не случайно. Знаю, что для каждого это будет началом или этапом внутренней трансформации. Ибо, как я уже писала однажды, ПРОСТРАНСТВО пустыни работает. Информационный вакуум вбирает ментальный балласт. Кажущаяся статичность ландшафта с преобладанием неорганики обостряют внимание к деталям ВНЕ и - симметрично - к движениям души. Пустыня КОСМИЧНА. Ее желто-синий космос проникает внутрь, заполняя тело словно гелий воздушный шарик: ты возвращаешься легким, упругим и стремящимся ввысь...
Проект ХРАБРАЯ ЧЕРЕПАШКА продолжается. Полагаю, что через некоторое время мне удастся показать вам пустыню крупным планом. И я буду ужасно рада, если ТЕ, КОГО С НАМИ НЕ БЫЛО в минувшем январе, составят мне компанию в следующий раз.
Репортаж в оригенале смотри тут!
Состояние: я странник в пустыне
Млин!
[Print]
NeigeSolaire