Пока у меня полностью из головы не выветрился семинар, запишу то полезное, что запомнила.
Жизненные ценности.
Один из уроков начался с того, что Лимор повесила на доску чистые листы бумаги. На каждом листе было заглавие:
чистота и порядок (чисто ли дома, убраны ли игрушки, обрезаны ли ногти и т.д.)
здоровье (здоровая еда, а не сладости, приём лекарств)
безопасность
учёба (предоставлен ли ребёнок сам себе, или родители помогают, делают с ним уроки и контролируют)
семья (семейные ценности: помошь младшим и старшим, семейные обеды и ужины, семейные мероприятия важнее, чем друзья и т.д.)
эстетика (во что ребёнок одет, как причёсан)
самостоятельность (ребёнок хочет помогать, одеваться сам, делать сам то, что явно не умеет пока)
социальное поведение (как ребёнок ведёт себя в обществе, например, падает на пол в магазине и дрыгает ногами, как он со своими друзьями)
уважение
экология
Всем раздали наклейки - красные, жёлтые и зелёные. Красные означают полный контроль родителей и без возражений, жёлтые - тема обсуждается с ребёнком, прежде, чем принять решение, зелёные - ребёнок делает, что хочет. Нам сказали наклеить и надписать имена.
Прежде, чем читать дальше, предлагаю всем родителям подумать, какой цвет у них был бы на каком листке. Это и будет системой ценностей и соотношением приоритетов, которые вы стремитесь привить своему ребёнку.
Мне наклеек не досталось, потому что у меня в это время разоралась Роми, и я вышла в коридор. Когда я пришла, Орен уже всё расклеил. После некоторого обсуждения мы кое что поменяли, но я была приятно удивлена, что у нас с Ореном приоритеты и ценности, практически, совпадают. Вообще, этот курс нас очень сплотил, как родителей и расслабил - мы поняли, что когда дело касается воспитания, мы мыслим очень похоже. А, казалось бы, с чего бы это? Я выросла одна у матери-одиночки в совке, он - в нормальной семье с сестрой в Израиле 80х...
Вот наш расклад:
чистота и порядок
здоровье
безопасность
учёба (но тут у Орена оранжевый, а у меня - салатовый)
семья
эстетика (Орен) (я)
самостоятельность
социальное поведение
уважение
экология (Орен) (я)
лист безопасности оказался полностью красным, ну, это и понятно. а вот некоторые листы оказались довольно пёстрыми, например, здоровье, учёба, чистота. Нас Лимор спросила про здоровье. Мы с Ореном сказали, что у нас это не обсуждается, потому что есть чёткие правила: здоровая еда, сладости только после нормальной еды и в небольшом количестве, спорт, ограничение телевизора, чистить зубы 2 раза в день. Тогда она спросила меня, разделяю ли я правила Орена по этому поводу. Да, говорю, целиком и полностью. Тогда Лимор спросила одну мамамю, у которой на здоровье была зелёная точка, что она об этом думает. Маманя сказала, что её в детстве заставляли есть всякие брокколи и не давали сладкого, и ничего хорошего из этого не вышло. И вообще, по её мнению, это прямая дорога к булемии и анорексии. Завелся жаркий спор, Лимор поддержала нас. Она сказала, что когда есть простые и чёткие правила, обычно, ребёнок их принимает, как должное и сам вырабатывает полезные привычки.
Я была удивлена: у нас были родители, которые почти всё пометили красным, и такие, у которых всё было зелёным.
Лимор сказала, что всё красное и всё зелёное - плохо, потому что это перекос, вызывающий проблемы в поведении и адаптации.
Кстати, есть такие семьи, где у одного родителя всё красное, а у другого, видимо, чтобы компенсировать, всё зелёное. Очень часто они разводятся
Остальные обсуждения приводить не буду, вот разве что только про учёбу. Поскольку Мишель ещё не в школе, то для нас с Ореном это чистая теория и было интересно послушать. У меня в детстве было так: мама и бабушка очень много со мной занимались ДО школы, а в школе я была предоставлена сама себе. Уроки делала на перемене, а если что-то не понимала, то мама мне всегда говорила - звони бабушке. Мне приходилось самой искать помощь. В Израиле это усилилось, поскольку здесь бабушка помочь не могла, а маме вообще было не до меня. В совке я была отличница, а в Израиле я вполне нормально сдала на аттестат и закончила академию. Орена же постоянно контролировали и заставляли учиться. У него мама - учительница и контроль-фрик. Орен же это ненавидел, плюс у него СДВ, что не прибавило любви к учёбе. Он, практически, просачковал все старшие классы, кое-как закончил школу. Когда его, наконец, оставили в покое, то стал сам рьяно изучать то, что ему интересно (математику, компьютеры, физику) и преспокойненько стал инженером. Тем не менее, Орен считает, что ребёнка надо контролировать, делать с ним уроки и всячески следить за его учёбой. Вот странно, да? Он же сам это ненавидел.
Лимор сказала, что чем больше мы нагребаем на себя ответственности за учёбу ребёнка, тем меньше ответственности берёт на себя сам ребёнок. Это была настолько простая и свежая мысль, что я аж задумалась, как мне такое не приходило в голову раньше. Это привело нас к теме избалованности. Избалованность - это когда мы делаем за ребёнка то, что он должен делать сам. Например, всплыла общая тема утренних пробуждений. Одна мама пожаловалась, что её дети никак не хотят вставать, и она нервничает по этому поводу и ругается с ними каждое утро. Лимор предложила, чтоб ответственность за пробуждение брали на себя сами дети (у неё 2 школьника и 2 в саду, старшие отводят младших и идут в школу). Для этого каждому купить по будильнику. Собрать всех и торжественно объявить, что они уже большие, поэтому с этих пор пусть встают сами. Она же, как мама, может подойти к каждому утром один раз. И всё. А если будут звонить из школы и жаловаться, что дети опаздывают, то предложить школе не перекладывать это дело на родителей и решить эту проблему самим. Например, двойкой за поведение или ещё каким-нибудь школьным наказанием.
Потом зашла речь о школьных правилах. Одна эфиопская мама, Тамар, рассказала такой случай: во время уроков нельзя выходить за забор школы. А за забором у нас находится магазинчик. Её дочка подрядила кого-то из-за забора, чтобы купил ей и её подружкам мороженое. Директор школы позвонил Тамар и возмущался. Как должна прореагировать Тамар? Наказать, поругать или ничего не сделать? Ведь её дочка не нарушила никаких правил. Лимор засмеялась и сказала, что, во-первых, надо похвалить ребёнка за креативное мышление. Во-вторых, когда нам звонит директор школы или учитель, то мы сами сразу чувствуем себя маленькими сопливыми учениками и жутко пугаемся. А надо в каждом из случаев продолжать думать и иногда ругаться. Например, в этом случае надо было сказать директору, что правила нарушены не были, а значит, и проблемы нет. Дочке же сказать, что звонил директор, и маме было неприятно. Пусть сама решает, что дальше.
Я очень впечатлилась этим занятием и сейчас же начала его применять в действии. Обычно, после балета, Мишель копается, когда одевается. Я жутко раздражаюсь, потому что у меня в слинге Роми и мне неудобно ей помогать. В последний раз я сказала: Мишель, ты уже большая, поэтому переодевайся и собирайся сама, а я тебя подожду на улице. Мишель сразу заважничала - всех одевают мамы и бабушки, а она уже сама может. Одежду я ей приготовила без пуговиц, простую. Стою на улице, треплюсь с подружкой. Появлаются родители и бабушки с детьми, и все мне говорят: иди, она там тебя ждёт. Подружка, которую я посвятила в суть дела, стала хихикать и подтрунивать надо мной - у неё дочка того же возраста. Но хихикать она перестала, потому что вышла одетая Мишель, собравшая сама все вещи в сумку. Круто. Кстати, по утрам теперь она сама встаёт, одевается и будит Орена. А раньше он с ней воевал каждое утро...