Первый натюрморт такой воздушный и легкий, как-будто даже еще и летом пахнет:-)
А голландцам все бы средневековые аллегории во всем видеть, я считаю, они не правы, надо радоваться пока оно есть, а не червоточины искать, как доказательство тщеты усилий...
=яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;
виноградная кисть - напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени;
белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии;
гнилые фрукты — символ старения.
птицы, бабочки и различные насекомые - знаки разных стадий земной жизни,олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка – символ бессмертия души, воскресения;
заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.=
Ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы добра и зла.
РасчЮдесная Яблоки, наверное, совсем молодые. Кислые, думаешь? ))
ЮльчонокА голландцам все бы средневековые аллегории во всем видеть, я считаю, они не правы, надо радоваться пока оно есть . Да, надо было бы, но, видишь, как у них всё складывалось:
=возникновение жанра голландского натюрморта необходимо рассматривать в контексте кальвинизма (направления протестантизма), как духовного движения, наиболее характерного для Голландии. Картины из церквей удалялись, ибо считалось, что искусство не касается существа веры, и протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении - она более для слуха, чем для глаза. Искусству оставлялась лишь задача укрепление морали.
Это ускорило развитие светских тенденций в искусстве, и картины стали переселяться в дома бюргеров. Это поощряло обращение голландских художников к жанру натюрморта.
Первые «stilleven» были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно
и чинно: хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа, нож - символ жертвы, лимон - символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении и так далее. =
Nessy, кальвинизм относится к автоританым религиям, в которых значение человека перед богом очень мало. Нужно всегда не забывать о том, что плоть ничтожна, а Бог велик.
Я не знала, что когда по всей Европе уже отцветало Возрождение в Голландии так истово блюли идеи об умерщвлении плоти, как это было, судя по всему, по уставам кальвинизма...
И, кстати, я думала, что светское на то и было светским, чтобы отвлекаться от тех мыслей, которые насаждала церковь, предаваться фантазиям на античные темы, например.
Так вот он какой дух кальвинизма, не дает расслабиться даже дома!
Юльчонок Составлялись даже целые эмблематические книжки для толкования того или много предмета-символа...а художники нередко включали в картину текст. Например, “Прошедший мимо розы, не ищи ее более” (из Горация). Или “Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой” (из Книги пророка Исаии)
Вот еще натюрморт Балтазара ван дер Аста
=Он также писал натюрморты с цветами, хотя он отличался от своего учителя Амброзиуса Босхарта более сложными композициями.
В этом натюрморте он поместил два букета напротив прекрасного фона - здания с архитектурой эпохи Возрождения, которое, вероятно, было нарисовано Бартоломеусом ван Бэссеном. Эта поразительно асимметричная картина является исключительно большой для натюрморта, её почти квадратный формат - редкое явление в голландской живописи 17-ого столетия.=
Цветы в полумраке, красота! Если фрукты - это грехи, то цветы наверное посредники между миром бабочек и миром людей, бабочки, похоже что-то вроде улетающих душ
Гильдия Святого Луки, в которой состоял и работал Бальтазар ван дер Аст, никак не ограничивала художника в выборе тем, стилей и манер. Это было не религиозно-протестантское, а чисто цеховое объединение. Изображали не только натюрморты, но и групповые портреты и много чего другого.
Искать кальвинистские влияния на живопись - ну не знаю... Да, в Риме в то время работали Леонардо, Микеланджеро и Рафаэль - на базе греческо-римского классицизма. В далёкой Голландии художники работали в более реалистической манере. Но иногда - и в фантастической.
Да, возможно, это им позволяла не только географическая удалённость от Рима, но и кальвинистская защита от него. Хотя само учение Кальвина должно было бы как раз запрещать рисование в такой манере...
Убойненький предвыборный ро...
[Print]
ZaRRaZZa