Автолуньюй
Во времена предков всякий водитель избирал оптимальную траекторию поворота - так велика была тогда мировая гармония!
Низкий человек, увидев открытый люк на расстоянии, где его уже невозможно объехать, впадет в ужас, нажмет на тормоз и повернет от люка. Этим он загрузит колесо, двигающееся на люк, и тем вернее оторвет его себе напрочь. Благородный муж отважно и резко нажмет на акселератор и повернет на люк. Этим он разгрузит колесо, движущееся на люк, и перелетит через люк, как журавль перелетает Великую Желтую Реку.
Однажды Чжуан-сюй вез куда-то Вэнь-вана и, встав на красный свет на перекрестке, оставил правую руку на рычаге коробки передач. "Верни немедленно руки на руль в положение 10-2, о мой неразумный потомок! - воскликнул Вэнь-ван. - Ведь даже стоящую машину может ударить сзади стремительно движущийся низкий человек, и ты не удержишь руля одной рукой. Знай же, что лишь на руле должна отдыхать твоя кисть, и ты можешь касаться рычага коробки передач на миг, не превышающий взмах ресниц".
Оттормаживаясь на строго прямых колесах, ты изъявляешь совершенное ли!
Низкий человек берет кредит на машину и тянет с выплатами. Благородный муж берет кредит на машину и выплачивает его досрочно.
Радость благородного мужа, когда он полностью выплатит кредит на машину, так же велика, как облака в небе над Великим Восточным Морем, так же безмятежна, как цветущая слива на закате, и так же ясна, как солнце в полдень.
Шунь-ван говорил: "Почтенно сберегать, непочтенно брать в долг. Благородный муж не станет брать автокредит без крайней надобности, а взяв, возьмет минимально необходимую сумму на самую недорогую машину и выплатит при первой возможности."
Во времена предков автокредитов не было, потому что все копили и покупали, накопив. Поэтому машин было мало, и ими дорожили. Нынешнее изобилие автокредитов - следствие прискорбного падения нравов.
В правление Яо-вана завелись в царстве молодые люди, которые из молодечества стали вешать на машины пластиковые обвесы, портить глушители, писать на машинах "Stritreiser" и нарушать скоростной режим и другие правила. Яо-вану посоветовали примерно наказать юнцов. Вместо этого мудрый Яо повелел всем стритрейсерам явиться в воскресенье на стадион, и при великом стечении народа устроил соревнование, обогнав их всех много раз на своем простеньком Ferrari Enzo. Не снеся позора, стритрейсеры раскаялись, сняли обвесы, и с тех пор о подобных модах в Поднебесной не слышали.
Как ясно синее небо, так ясны стекла машины благородного мужа. А низкого человека узнаешь по черной, как душа убийцы, тонировке.
Когда благородный человек подает сигнал поворота на пустой дороге, кому он подает сигнал? Он подает сигнал своим предкам, чтоб те радовались, видя его совершенный жень и безупречное ли.
Тот, кто ездит на большой машине, не должен задаваться перед микролитражкой. Ведь и самая большая машина перед Великим Западным Океаном не больше самых малых песчинок на его берегу.
Чжуань-Сюй увидел пожилую даму, переходившую дорогу в непосредственной близости от движущегося транспорта. "Почему ваша зрелость не смотрит в сторону транспортного потока и не переходит улицу в установленных местах?" - почтительно спросил ее Чжуань-сюй. "Стара я уже стала, сынок, - объяснила ему дама - все равно помирать скоро". "Ах! - воскликнул Чжуань-сюй, проливая обильные слезы и омочив конец рукава - как же ваша уважаемость может поступать столь недостойно вашего преклонного возраста! Ведь водитель, совершив наезд на вас, не избегнет вины и наказания, так как управляет источником повышенной опасности, даже если вам будет угодно у всех на глазах кинуться ему под колеса! Нижайше умоляю вашу преклонность впредь не пренебрегать правилами и переходить улицу как подобает, не провоцируя ДТП".
В старые времена водители большегрузных автомобилей не парковались на и без того загруженных улицах, но избирали для парковки специально отведенные места.
Благородный муж ожидает неожиданного возникновения аварийных ситуаций там, где ситуация ими чревата, но истинно благородный муж - все время, что находится за рулем. Ведь даже и на пустой ночью и ярко освещенный хайвей с ограниченным доступом вдруг может выскочить пьяный пешеход.
В плавном полете листа по ветру - мировая гармония; в плавном движении автомобиля по проезжей части - мировая гармония.
Благородный муж начинает тормозить заблаговременно, ибо визг тормозов нарушает мировую гармонию.
Чжуань-сюй спросил Вэнь-вана: "В каких случаях включающий аварийку нарушает сяо, жень и ли?" "Если аварийку включают, чтоб остановиться в неположенном месте ради того, чтоб отлучиться от машины," - отвечал Вэнь-ван. "Встал на стоянку в неположенном месте не по причине аварии - нарушил ли, обманул других, подав неправильный сигнал - нарушил сяо, занял место того, кто мог бы стать туда по необходимости - нарушил жень". "А если аварийку включают, чтоб ответить на звонок сотового телефона?" - спросил Чжуань-сюй. "В этом случае нарушено ли, но соблюдены сяо и жень: ведь говорящий за рулем во время движения создает аварийную ситуацию. Истинно же благородный муж сперва остановится в дозволенном правилами месте и лишь затем перезвонит тому, кто искал возможности поговорить с ним. Благословение Небу, что за всю свою жизнь я не видел ни первого, ни второго случая, и видел только третьи случаи!".
Уповающий на навигационный компьютер подобен вручающему управление своим домом евнуху: рано или поздно он будет обманут.
Разворот при движении вперед и разворот на заднем ходу различны, даже если руль повернут одинаково. Это отражения разнообразия мира: ведь и гора Хуаншань, хоть и стоит незыблема, все же различна на утренней и вечерней заре, днем и ночью, летом и зимой.
Благородный муж тщательно готовится к маневру, смотря в зеркала и оценивая ситуацию, а решив выполнить маневр, выполняет его уверенно и без лишних движений. Так Великая Желтая Река течет по равнинам к восточному океану: не спеша, но величаво и неодолимо. Низкий человек испытывает желание совершить маневр и тут же совершает, не посмотрев в зеркала и не оценив дорожную ситуацию, а увидев препятствия, впадает в панику и дергает рулем туда и сюда, создавая аварийные ситуации. Так горный поток бурно течет с вершины горы Хуашань, бурля и кидается от валуна к валуну. Как горный поток впадает в Великую Желтую Реку, так и низкий человек может достичь благородства, если обретет гармонию, познав сяо, жень и ли.
Однажды Шунь-ван увидел, как старая женщина переходит дорогу и мечется то вперед, то назад. "Как же, дожив до столь преклонных лет, - изумился Шунь - она не постигла смысла сяо? Ведь когда она вступает на пешеходный переход, то всякая машина должна уступить ей дорогу, и она может идти смело от обочины до обочины."
В прежние времена все водители подавали сигнал рукой, открывая окно и в лютый мороз, а в наши дни многие ленятся включать и автоматический поворотник прямо на руле.
Исполнение ли может быть сходно внешне, но различно по сути. Видя знак "ограничение скорости", низкий человек тоскует, а благородный муж радуется.
Некогда Вэнь-ван увидел Чжуань-сюя, стоявшего весь день посреди перекрестка с круговым движением. "Что ты делаешь здесь?" - спросил Вэнь-ван Чжуан-сюя. "Разве не достойно восхищения видеть, как благородные мужи проезжают перекресток с круговым движением?" - отвечал Чжуань-Сюй. "Каждый включает поворотник, въезжая на круг, двигаясь по кругу, почтительно уступает вьезжающему и своевременно покидает перекресток, включив поворотник". "Воистину, в благие времена живем мы," - воскликнул Вэнь-ван, - "если за целый день ни один водитель не нарушил правил движения на этом перекрестке, иначе разве бы ты простоял здесь столь долго, не в силах отвести взгляд?"
Низкий человек смотрит на счетчик бензина среди дороги, когда начинает мигать лампочка. Благородный муж смотрит на счетчик бензина, когда включает зажигание утром. Истинно благородный муж смотрит на счетчик бензина вечером, направляясь к дому. Это потому, что истинно благородный муж ведает и исполняет ли.
Благородный муж исполняет ли, соблюдая дистанцию: на корпус за каждые 10 км скорости. Так он утверждает мировую гармонию.
Что низкий человек показывает всем, то благородный муж хранит в тайне. Так низкий человек включает громкую музыку и открывает настежь окна, чтоб все слышали, что он слушает, благородный же муж настраивает громкость так, чтобы только он и его пассажиры слышали музыку.
Благородный муж ценит естественное выше искусственного. Когда он садится в нагретую машину, то сперва открывает окна, чтоб горячий воздух выдуло ветром, и только затем включает кондиционер.
Во времена Яо и Шуня пойманных со взяткой регулировщиков в первый раз заставляли целый сезон ходить пешком, во второй раз ставили их на всеобщий позор, чтоб все водители видели их и осуждали, третьего же наказания не применяли ни разу, ибо в те времена так страшились позора, что отрекались от преступных путей навек.
Благородные мужи встречаются и среди водителей фур, но в старое время их было значительно больше.
Когда благородный муж покупает дорогой автомобиль, он делает это ради удобства, комфорта и надежности. Когда низкий муж покупает дорогой автомобиль, он делает это из спеси. Итак, не автомобили имеют или не имеют жень, но их водители.
Низкий человек, разворачивающийся через двойную сплошную линию, подобен варвару, перелезающему через Великую Стену. Благородный муж, разворачивающийся через двойную сплошную линию, подобен начальнику стражи, за взятку открывающему варварам ворота в Великой Стене.
Регулировщик может остановить машину, когда ее водитель нарушает правила - за дело, и когда ее водитель не нарушает правила - чтобы получить взятку. Низкий человек в первом случае стремится к регулировщику со взяткой, чтоб избегнуть наказания, и во втором случае - стремится к регулировщику со взяткой, из страха подвергнуться притеснению. Благородный муж в первом случае смиренно принимает заслуженное наказание, и во втором случае стойко защищает свою правоту, претерпевая неудобства. Если б все поступали как должно благородному мужу, разве б регулировщики смели вымогать взятки?
Останавливаясь перед открытой дверью трамвая, чтоб пропустить пассажиров, ты соблюдаешь и сяо, и жень, и ли сразу! Поэтому благородный муж радуется, дожидаясь, пока трамвай закроет двери, и он сможет возобновить движение.
Желтый Император утвердил знак "Стоп" в виде восьмиугольника, потому что восьмиугольник имеет совершенный фэншуй. Так же и знак "Стоп" имеет совершенный фэншуй, ибо на него обязаны остановиться все водители независимо от того, есть на перекрестке другие транспортные средства или нет.
Презирающий того, кто ездит в городе на машине с автоматической коробкой, подобен царю обезьян Сунь Укуну, пожелавшему украсть персики бессмертия, чтобы сравниться с богами. Хоть и достиг успеха, но все же не стал богом. Так и тот, кто мнит, что благородному мужу пристало ездить только с ручной коробкой, не понимает, что польза и удобство при движении, особенно в пробке, не менее важны, чем умение входить в контролируемый занос и тормозить двигателем.
В золотом веке никто не садился за руль, даже если случилось нечаянно почувствовать запах хмельного.
Благородный муж соблюдает умеренность во всем, включая обороты двигателя.
Двигаясь по главной дороге вдоль перекрестка с второстепенной, соблюдай ли, проезжая перекресток первым, соблюдай сяо, тормозя перед автомобилями, покидающими перекресток, и соблюдай жень, не взирая на водителей на второстепенной дороге с превосходством.
Увидев машину со знаком "Ученик", прояви терпение: ведь и ты сам когда-то был учеником. Кто гудит учебной машине, не имеет жень.
Однажды Чжуань-сюя остановил регулировщик и почтительно указал ему, что уже темно, а он забыл включить габариты и фары. Чжуань-сюй заплакал и, утирая слезы рукавом одежд, воскликнул "Ах, лучше бы Небо покарало меня двенадцатью видами кар! Ведь сколько участников движения я подверг риску столкновения! Темная машина на темной дороге подобна наемному убийце, одевающему темные одежды и мажущему сажей лицо".
Благородный муж никогда не переключает музыку на ходу, даже если кнопки на самом руле: ведь и мгновения бывает достаточно для ДТП.
Едущий строго по своей полосе подает другим пример достойного соблюдения ли, едущий строго по полосе с пунктирной разметкой - подает пример дважды достойного соблюдения ли.
Говорят, что совершенномудрый ван Яо тайно ходил по городу, переодетый в простонародное платье, и переходя улицу тут и там, следил, кто пропускает его на зебре, а кто нет. Виновных Яо-ван потом вызывал к себе и отечески увещевал иметь жень и следовать ли. Оттого благородный муж и сейчас пропускает всякого идущего по зебре пешехода так, если б это был сам Яо.
Какое направление на дороге самое опасное? Западное на закате и восточное на восходе. Почему оно опасно? Потому что от долгого смотрения в сторону солнца глаза утомляются. Благородный муж, следуя таким путем, пользуется козырьком.
Очищая снег на стоянке или перед воротами гаража зимой, ты приносишь предкам великую радость. Чистящий снег почти так же почтенен, как пахарь за плугом.
Благородный муж поступает как имеющий жень, не зная, пригодится это ему в данный момент, или нет. Поэтому, двигаясь вдоль высоких кустов, мимо припаркованных грузовиков или в ином месте, где тебе не видна обочина, будь настороже и соблюдай скоростной режим: ведь оттуда может неожиданно выбежать малолетний ребенок или выйти старец.
Чжуань-цзы увидел, как переходил дорогу один старик. Он шел не по пешеходному переходу, на красный свет, гнусно ругался и махал клюкой на экстренно тормозившие машины и кричал "Я воевал!" "Воистину, - сказал Чжуань-цзы, - из-за таких позорится в народе почитание старших, ведь люди средних лет справедливо осудят его вслух, а молодые молча. Желтый Император установил почитание старших для того, чтобы старшие подавали младшим достойный пример, а не постыдный!"
Если ты обдашь пешехода на тротуаре грязью там, где мог бы затормозить или объехать лужу, Небо услышит его проклятия и не услышит твои мольбы. Бойся прогневить Небо!
Благородная дама за рулем не станет красить губы и глаза, используя зеркало заднего вида, так как для этого есть зеркало на козырьке. И разумеется, она не станет проделывать это в движении или даже когда ее автомашина не припаркована и не стоит на нейтралке.
В прежние времена водители всегда глушили двигатель на бензоколонке, а нынешние позволяют себе подчас и закуривать там. Воистину, такое безумие прискорбно.
Благородный муж, остановившись на улице, не открывает водительскую дверь, не посмотрев в зеркало, а посмотрев, открывает ее сперва на четверть, и лишь когда убедится, что попутные машины заметили, что он выходит, и приняли влево - тогда открывает ее полностью.
Пропускающий при перестроении имеет жень, мигающий в знак признательности аварийкой - имеет сяо.
Всему свое место и час на дороге: входя в поворот, замедляйся, а выходя, ускоряйся.
Во времена Вэнь-вана один чиновник совершил ДТП и начал обвинять в нем невиновного. Когда дело дошло до Вэнь-вана, он воскликнул "Какой постыдный пример бесчинства подают народу мои слуги!" - и дал место чиновника пострадавшему, а чиновника велел наказать и разжаловать.
Увидев чиновника первого ранга, который мчал в лимузине с мигалкой и сопровождением, Чжуань-Цзы сказал: "Как смешна спесь: он жаждет от низших почета, а получает от них одни порицания".
Некий низкий человек увидел, что улица, куда он намеревался ехать, стоит по всей длине. Он спешно начал разворачиваться прямо посреди перекрестка, затормозил движение по всем четырем улицам, создал пробки и на них и вызвал всеобщий смех и гудки. Воистину, лучше б он въехал в пробку и ждал там сколько следует, чем так потерял лицо на виду у всех!
Включающий дальний свет на плохой трассе поступает вдвойне неразумно: не может ехать так быстро, насколько далеко вперед осветил дорогу, и слепит встречный транспорт, рискуя сбить его на встречную полосу и столкнуться с ним.
Видя стоп-линию у красного светофора, благородный муж почтительно останавливается, не пересекая ее, и воздает Небу хвалу за разумное устройство мира. Видя же, как низкий человек вылезает за стоп-линию в ожидании зеленого сигнала, он не осуждает его, но остается на месте, подавая ему пример должного соблюдения ли.
Есть три вида низких людей, которые опасны на дороге. Первый вид: зубило, изукрашенное спойлерами и неонками. Второй вид: москвич или копейка с дырами на крыльях и багажником на кровле. Третий: старая черная волга. Первый не боится ничего по глупости, второй по бедности, третий по надменности. Все они не ведают сяо, ли и жень. Благородный муж, который уступает им дорогу, поступит правильно, а держась подальше от них на дороге, поступит вдвойне правильно.
Въезжая со второстепенной дороги на главную, ты проявляешь сяо, выезжая с главной на второстепенную, проявляешь жень.
Красный цвет был установлен Яо и Шунем для вана, поэтому постыдно даже думать о том, чтобы проехать на красный цвет.
В Поднебесной четыре стороны, у перекрестка четыре стороны. Так и в малом и в великом проявляется мировая гармония.
Как радуется сердце при виде благородных мужей, проезжающих нерегулируемый перекресток! Кажется, будто они танцуют, словно западные драконы в тучах над Великим Морем. Каждый движется в свой черед, все они соблюдают правило помехи справа, а те, кто поворачивает, подают сигналы. Воистину такая гармония в исполнении ли царила при совершенномудрых ванах.
Цветы сливы опадают не затем, чтобы сделать дерево некрасивее, но чтобы оно принесло плоды. Так и зимние шины одевают не затем, чтоб повысить расход топлива и прибавить шума, но затем чтобы езда была безопаснее. Если слива откажется плодоносить, наступит ли лето? Так и водитель, ездящий зимой на летних шинах, поступает безответственно в отношении остальных участников движения.
Будь почтителен, когда должно, и другие будут почтительны к тебе, когда должно. Когда ты двигаешься прямо в пробке, уступи желающему перестроиться, когда же пожелаешь перестроиться ты, тебе уступит тот, кто двигается прямо, и так сяо будет возрастать.
Благородный муж пристегивается ремнем, даже когда едет на соседнюю улицу.
Как первый луч солнца скользит в долину с вершины горы Хуаншань, так благородный муж касается педали тормоза: плавно и мягко, но твердо и неодолимо.
Когда Небо посылает проливной дождь, оно делает это затем, чтобы водители имели возможность проявить смирение, двигаясь на пониженной скорости и соблюдая дистанцию.
Благородный муж, выезжая из ворот, всегда знает, куда он стремится и как он поедет; низкий человек надеется разобраться по пути и мечется по дороге. В предусмотрительности благо.
Низкий человек полагает, что левый ряд почетен, а правый нет, благородный же муж знает, что достоинство ряда в его скорости. Двигаясь в час пик в правом ряду, иногда достигнешь цели раньше: ведь из правого ряда иногда выезжают, чтоб покинуть трассу, а из левого ряда выехать некуда. Так благородный муж смотрит в сущность вещей.
добавлено через 5 минут
И низкий муж будет соблюдать ли на виду у камеры или регулировщика, но только благородный муж будет соблюдать ли на пустой дороге.
Когда Желтый Император устанавливал ритуалы, он сказал: "Если я дозволю придворным ездить с мигалками, появятся те, кто будет просить себе к ним спецномера. Если я дозволю спецномера, появятся те, кто будут просить машину сопровождения, и так не будет конца тяжбам за ранг. Пусть же все ездят по одним правилам невзирая на ранг, чтоб не было вражды".
Благородный муж подходит к регулировщику подобно придворному, подходящему к писцу императора.
Как одно зерно риса перетягивает полную чашу весов, так одна машина может стать причиной аварий многих машин.
Кто будет сильнее осужден за поворот не из своего ряда, благородный муж или низкий человек? Благородный муж. Ибо от низкого человека все ждут недостойного поведения на дороге и так, благородный муж же должен высоко блюсти ли. Когда благородный муж будет осужден сильнее? Когда низкий человек повернет не из своего ряда вслед за ним.
Благородный муж, видя, как вслед за ним некто спешит и моргает фарами, уступит дорогу, если может, низкий человек ускорится, даже если не может. В этом различие имеющего жень от не имеющего.
Некогда все водители полностью останавливались на знак "Стоп".
Нельзя не скорбеть, видя, как выдавлен лежачий полицейский там, где его объезжают по кромке, чтобы менее снижать скорость.
Исполняющий только сяо, жень или ли не исполняет ни сяо, ни жень, ни ли. Как нарушается сразу сяо, жень и ли вместе? Посмотри, как низкий человек выезжает из пробки на встречную полосу. Пожелал обогнать впереди идущий транспорт - нарушил сяо, пожелал получить недолжную привилегию - нарушил жень, пожелал выехать через двойную разделительную - нарушил ли. Достиг ли он чего? Нет, так как проехал пять метров и остановился, а перед ним остановился транспорт, едущий по встречной. И пробку умножил, и опоздал более, чем если ехал бы в пробке в согласии со всеми. Таково возмездие Неба тем, кто не соблюдает сяо, жень и ли!
Выбоины на дороге были и в древние времена, но тогда водители не хулили Небо и предков, когда случайно вьезжали в них. Благородный муж поступает так и ныне.
В золотом веке подвеска была крепче и свечи не загрязнялись, а машины запускались даже в самый лютый мороз! Это потому что тогда и вещи имели сяо и ведали ли.
Благородный муж замедляется перед зеброй, даже не видя пешехода, низкий человек не замедлится и перед пешеходом.
Когда благородный муж подает звуковой сигнал, он скорбит о нарушении мировой гармонии.
Смотреть во все три зеркала при подготовке к маневру необходимо. Но благородный муж смотрит в зеркала не только перед маневром, но все время при движении. Так он исполняет ли.
Во времена совершенномудрых ванов водители газелей были учтивы, предупредительны, скромны, неторопливы, усердны, сведущи, почтительны, сдержаны. Сколь прискорбно нынешнее падение нравов в народе!
Низкий человек украшает внешность машины, благородный муж очищает ее. Мудрецы говорят: есть три чистоты - чистота твоего разума, чистота твоей души, чистота твоей машины.
Увидев, как Мерседес, поворачивая на зеленый свет направо, пропускает идущую по переходу женщину с коляской, знай: вот пример истинного жень.
Если благородный муж, приближаясь к стоп-линии, видит, как начинает мигать желтый, он оценивает, придется ли ему прибегнуть к экстренному торможению и в зависимости от этого ускоряется или замедляется. Если низкий человек, приближаясь к стоп-линии, видит, как начинает мигать желтый, он всегда ускоряется. Это потому что ему неведомы ни сяо, ни ли.
Когда Чжуань-цзы был малолетним, он просил отца посадить его на переднее сиденье. "Я могу купить тебе двадцать эскимо, - отвечал ему отец - но если я посажу тебя на переднее сиденье, рухнет Поднебесная". Таковы были люди в те времена!
Обгоняя справа, ты прогневишь своих предков и Небо.
Сколь приятен вид благородного мужа, вовремя подающего сигнал поворота.
Во времена Яо и Шуня пробок не было, а регулировщики не брали взяток. Если сяо, жень и ли будут соблюдаться каждым благородным мужем и дамой на трассе, то золотой век возродится.
Как узнать благородного мужа у светофора? Когда благородный муж стартует на зеленый свет, он соблюдает достоинство. Как он делает это? Не двигается, пока не зажжется зеленый, и не пытается обогнать стоящий рядом транспорт. Напротив, низкий человек у светофора представляет себя Шумахером на пит-стопе.
Благородный муж, уступающий дорогу при перестроении из левого ряда, подобен солнцу, уступающему вечером дорогу луне.
© Юрий Аммосов 2006г.
Клиенториентированность -- ...
[Print]
Mikki Okkolo