Дни 15 и 16. (пят 31.08 и суб 1.09). Путь домой, Черногория-Сербия-Венгрия-Украина-Белоруссия-Россия, за один присест.
31 августа в шесть утра выдвигаемся из Бара в сторону Сербии, двигаться предполагается горными тропами и по строящемуся транснациональному шоссе. На счётчике – отметка 3765 км; выходит, что по Черногории мы на своих колёсах наездили чуть более полтысячи. На отметке в 3860 км заправляемся на попавшейся по пути заправке Lukoil. Лукойл вообще за поездку встречался частенько и мы старались лить топливо именно там. 52 литра == 71,76 Euro.
В девять часов проходим границу с Сербией. Километрах в тридцати от границы попадается смешное название - Велика Жупа. Потом поглядел в словаре. Жупа - это такое территориальное деление у южных славян, нечто вроде "округа". Достаточно частое наименование.
Весь проделанный путь.
К трём часам дня проезжаем через Белград. Судя по большому количеству автомобилей российского производства, сербы - куда большие патриоты России, нежели сами россияне. Ну, по крайней мере, чем москвичи (если не считать конечно таковыми таксующих выходцев из среднеазиатских республик бывшего СССР). В городе царит 37-ми градусная жара и мы с тоской думаем, что в деревне Гадюкино (СПб) наверняка опять дожди. От Белграда до границы платная автомагистраль, платим два с половиной Euro и наконец прибавляем ходу. В Сербии, оплата автодорог возможна как в местной валюте (динары), так и при помощи евроденег или пластиковой карты. Вновь пункт оплаты сразу после города Нови Сад, на этот раз картой. 330 динаров = 154 рубля. 4391 км на счётчике. Заправка, 39л за 62 Euro. Перекусываем, я пью кофе и закупаюсь энергетическими напитками.
17:00, мы на границе с Венгрией (4445 км). Боже, да тут целая орда цыган, несколько таборов! Видать шабаш какой был, или слёт: номера машин, микроавтобусов и домов на колёсах со всей Европы! На таможне Евросоюза их утюжат долго, то ж ещё ворьё, а с ними стоим ожидая досмотра и мы. От гвалта звенит в ушах. Цыгане гуляют вперёд-назад целыми семьями, а их машины постоянно маневрируют в пробке, блокируя "не свои" машины. Явно пропускают вперёд каких-то баронов на более крутых машинах, лезущих без очереди. Поведение настолько наглое, что выбешивает. Грешным делом, но мне вспомнился посещённый вначале нашего пути концентрационный лагерь. Бляди Ромалы.
В 19:45 мы на венгерской стороне. Виньетки покупаем сразу за границей, в Венгрии они "электронные" - ваши данные переписывают с паспорта и заносят в базу, а на руки выдаётся чек. Ничего клеить на лобовое стекло не нужно. 15 Euro. А до границы продавали виньетки с рук, и наверняка это была разводка! Трогаемся дальше. Автомагистраль M3 проброшена через всю страну прямо до границы с Украиной, и преотличная. Летим! В девять часов объехали Будапешт (4621 км) Полиции не видели, виньетку никто не спрашивал, цыгане тоже где-то сгинули. Венгрию пересекли уже после захода солнца.
В 23:30 по европейскому времени мы подъезжаем к границе с Украиной (4910 км). Заполняем какую-то анкету и нас досматривают, дотошно проверяя все документы и строго сличая фотографии с усталыми от переезда мордами. Всё же, какой у венгров язык тарабарский! Но быстро, всё быстро оформляют. Да и очереди нет - желающих ехать на Украину немного. Переезжаем на украинскую сторону и дорога моментально портится, превращаясь в череду колдоёбин. Мост через пограничную реку разделён на две полосы, одна для автомобилей, другая для танков. Сонный я пропускаю указатель и еду через танковую, влетаю в яму и пробиваю подвеску; хорошо, что всё обошлось. На украинской стороне встречают изумлённые погранцы, не иначе, ожидавшие увидеть гусеничную бронемашину. У таможни череда фур, но нам с ними стоять не надо. Подруливаем к легковушкам, коих всего три. Пока стоим, я перевожу часы вперёд: 00:00 -> 01:00. Небольшой досмотр, приветливые таможенники, едем дальше.
По плану у нас посещение Львова на утро, потом дорога к столице и ночь в Киеве. Но пока мы едем по карпатским ухабистым серпантинам, в моём затуманенном мозгу зреет коварный замысел. А нахрена делать такой крюк, не много ли мы наездились, не покататься ли по Малороссии поболе, но в иной раз? Тем более, дороги такая дрянь. Не лучше ли добраться до приветливых белорусских автобанов и дуть прямиком до дому? Надя уже спит и я решаю не останавливаясь ехать дальше. Миную мотель за мотелем и карпатские дома отдыха недалеко от границы, пока они все внезапно пропадают. Между тем, усталость начинает сказываться всё сильнее. Скажу вам точно, друзья, я приблизился к пониманию, как начинают чудить шаманы и как встречают своих тотемных животных индейские вожди. Весь секрет в токсинах усталости измождённого недосыпанием и напряжением зрительного нерва мозга. Начинается это с того, что внезапно дорогу начинают перебегать олени, волки и рыси. Ты видишь их краем глаза, вперившись взглядом в разделительную полосу шоссе, затем клюёшь носом - и они бросаются под колёса! Всё сложнее бороться со сном. Дорогу перебегают уже не только дикие звери, но и дорожные знаки, а за ними опоры линий электропередачи. Проплывающие мимо фуры, со всеми своими фонарями и люстрами, напоминают глубоководных рыб и флуоресцирующих медуз... окружающая темнота начинает представать глубинами мирового океана. Ты слышишь бульканье пузырьков в плотной воде... и внезапно очнувшись, понимаешь, что это твоя рука, совершенно отдельно от твоего сознания, нащупала за сиденьем банку энергетика и выливает его тебе в рот. Я жру всё что осталось в машине съедобного: работа челюстей на время отгоняет сон. На карпатских серпантинах весьма плохо со знаками опасных поворотов и чётким ограничением скорости, я от этого уже отвык как-то, в Европе.
В половину третьего останавливаюсь на Лукойле. 58л топлива == 563 гривны (примерно 2270 рублей). Отметка 5038 км, мы рядом с границей Львовской области. Если раньше дорога была хреновой, то во Львовской области она просто дрянь. За семьдесят километров до Львова пришлось "купить виньетку". В тёмном-претёмном поле расположен тёмный-претёмный нерегулируемый железнодорожный переезд, давно заброшенный и снабжённый лишь одним старым, и от ржавчины светонеотражающим, предупреждающим знаком. Чуть дальше притаилось украинское ГАИ. Начали стращать забором прав по правилам Незалежной. Незнакомый с ихха порядками, я просто сунул им в лапу что-то евровое и, судя по вспыхнувшим от счастья глазкам доблестных органов дорожного порядка, выплатил им премию за целый год.
В 5:30 по украинскому времени меня таки срубило и я остановился у обочины на полчасика дрёмы. Отметка 5358 км, я проехал без сна полторы тысячи километров за сутки - почти Iron Butt. Жаль, что я на машине. Проспав сорок минут, я завёл машину и поехал дальше - разбудило выползшее из-за горизонта солнце.
В 9:45 на границе с Белоруссией (отметка 5576 км). Час на все досмотры, и мы вновь мчимся в Москву, ожидая вскоре расправить крылья на автобане. До дома остаётся чуть более тысячи километров. В девятистах километрах от Москвы, уже на трассе, останавливаемся в кафе "Валентина" - кофе, блинчики, голубцы, рассольник, всё очень вкусно. Зайдя в туалет помыть руки, я боюсь глядеть в зеркало. Ещё через сто километров заправляем машину. Отметка 5844 км, 13:20, льём на Лукойле 66л == 54 Euro. В два часа дня проезжаем город Минск (5896 км). Как же всё-таки Белоруссия ухожена, всё зелёное, всё чистенькое вокруг!
В 17:00 проезжаем без остановки границу (6181 км). Доливаем в бак на заправке 20л топлива (13,3 Euro), переводим часы на час вперёд. Смоленск. Всё ближе и ближе! Въехали в Московскую область. Где-то под Дорохово, столичный спрут захватывает нас своим щупальцем и начинает подтягивать к себе. Мы вливаемся в вялотекущую пробку... это в субботу-то! Подавлена всякая воля к сопротивлению. Въехали в Москву в 9:30 вечера (6635 км), заправились до полного бака. Через час мы дома.
Почти семь тысяч километров за рулём. Из них около 2900 км до дома за 39 часов, не вылезая из машины. Кофе и энергетиков выпил - не счесть. Интересно, опыт, но долгие единовременные разъезды повторять не стоит. Я отсыпался и восстанавливался потом неделю, а первые три дня так просто трясло. Что до дальних путешествий на машине, то это удовольствие своеобразное. Грамотно спланированное, при наличии достаточного количества свободного времени (на такую поездку - ещё бы недельки две) и подменного водителя (которого у меня не было), это было бы просто великолепно. А в нашем варианте получилось двояко, со своими плюсами и минусами: вроде и повидали много, но всё "галопом". Могли бы увидеть гораздо больше, кабы не так торопились. Но всё равно, поездка нам с Надей понравилась.
The end.
*** Траты дневные:
Платные дороги Черногории - 2 Euro.
Платные дороги Сербии - 6 Euro.
Венгерская виньетка - 15 Euro.
"Штраф" украинскому ДПС - 10 Euro.
Топливо - 263 Euro (плюс отдельно до полного бака уже в Москве).
Еда и питьё в дороге ~40 Euro.
*** Проехали за эту часть обзора:
2885 км (Бар-Сербия-Венгрия-Украина-Белоруссия-Россия-Москва).
Отметка на счётчике 6650 км.