Толчком к созданию огромного подземного комплекса, способного в случае опасности поддерживать автономное существование трех тысяч человек и 7 средних (или 9 малых) дизель-электрических подводных лодки стала атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки - бессмысленный акт устрашения и уничтожения.
Балаклава соответствовала всем военно-стратегическим и гидрологическим требованиям строительства крупного подземного комплекса. Толща скального грунта над сооружением обеспечивала защиту при нанесении ядерного авиационно-бомбового удара. Выбор места соответствовал необходимому условию маскировки – вход в Балаклавскую бухту практически не виден с моря, да и сам город скрыт горным рельефом. Западный берег бухты имеет необходимые удобные подъездные пути.
Строительство длилось с 1954 по 1961 год, в сооружении объекта принимали участие военные и гражданские (только на ограниченных территориях и объектах) специалисты, в том числе и метростроевцы. Завод строился поэтапно. По окончании строительства вся документация была изъята органами госбезопасности.
С 1957 года Балаклава потеряла статус города и стала районом г. Севастополя и не просто районом, а закрытым для свободного въезда, который осуществлялся по специальному разрешению.
Для маскировки входа в сооружение с воздуха был построен железобетонный навес, на котором были установлены муляжи домов и деревьев, а со стороны моря вход в канал и выход из него были закрыты батопортами и маскировочной сетью, имеющей окраску под цвет окружающих скал. Кстати, лично я хорошо помню эту "скалу" на выходе из завода - она так мило тихонечко колыхалась под дуновением ветра.
То, что мы сейчас называем "заводом", на самом деле комплекс автономных объектов:
- объект 825-ГТС «гидротехническое сооружение» - укрытие для подводных лодок и экипажей – специальный цех судоремонтного завода с сухим доком;
- объект 825-Т - минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед;
- топливное хранилище, емкостью 9,5 тысяч тонн;
- объект 820 - ядерный арсенал.
В маршрут экскурсии входят объект 825-ГТС, объект 820, связующие транспортные патерны и защитные сооружения. А также несколько самостоятельных экспозиций на различные близкие тематики.
Исчерпывающую информацию по всем объектам и экспозициям музея можно получить на сайте
музея
Поехали...
1. Неожиданное начало или Музейная Маха
2. Музей изобилует архивными фото лодок (не удивительно, учитывая, что во времена СССР насчитывалось до 68 вымпелов лодок на Черноморском Флоте)
3. Патерна и ударопрочные ворота
4. План-схема подземных сооружений в Севастополе. Указаны подземные комплексы, подземные сооружения и естественные пещеры.
5. Экспозиция, посвященная созданию комплекса
6. Экспозиция, посвященная созданию крепости Севастополь. В процессе подготовки.
7.
8. Патерна и плакатная выставка о дизель-электрических подводных лодках. Указаны все типы и проекты, включая опытовые
9. Внутренность мины
10. Еще одна патерна и плакатная выставка на сей раз посвященная ядерным подводным лодкам.
11. Материалы, использованные при строительстве. Для справки - средняя толщина стен около 80см, наибольшая - 110см, а толщина скального грунта над комплексом достигает 300м.
12. Закругления патерны предназначены для гашения ударной взрывной волны.
13. Придоковая площадка, сухой док и канал.
14. Канал
15. Подводник и подводная лодка. Настоящая, кстати, "Тритон 1М" - двухместная, правда, мокрая - экипаж предполагается в водолазном снаряжении с ИДА.
16. Канал
17. Погрузочная площадка - здесь в случае нахождения лодки в убежище, на нее грузили торпеды. В обычной жизни это происходило на поверхности у причальной стенки
18. Макеты нескольких кораблей и судов расположены в расширении патерны вместе с экспозицией, посвященной КБ "Черноморец". ТАКР "Киев"
19.
20. Сторожевик "Пытливый"
21. Не могу не отметить виртуозное владение светом и цветом на экспозициях музея. Создает замечательную атмосферу.
22. Фото-экспозиция "Преступление против человечества" - ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.
23.
24.
25.
26. Крылатая ракета Х-22. На плакате ее носитель ТУ-22М
27. Кому позарядиться?
28. Доходчиво и ясно - что и откуда может прилететь
29. Экспозиция о послевоенном периоде в истории Подводных Сил ЧФ.
30.
31.
32. Макет лодки в разрезе
33.
34.
35.
36.
37. Ходок. Просто ходок чтобы 10тонные ворота каждый раз не открывать
38. Вентиляционная система комплекса. Работает.
39. Тайны они такие...
40. Экскурсия на шлюзовой площадке. Шлюзовая потому что между двумя воротами.
41. Макет "Киева" был чуть раньше, на нем были макетики палубных самолетов - так вот это такой же, только настоящий. Як-38, вертикального взлета и посадки.
Ой, эта площадка еще жива :...
[Print]
Вишневая