Прочитал книгу Endurance Скотта Келли - астронавта, прожившего год на МКС в рамках эесперимента вместе с космонавтом Михаилом Корниенко. На Земле те же эксперименты проводились с его идентичным близнецом Марком.
Пишет Келли просто и интересно. В книжке перемежаются собственно история экспедиции и его воспоминания, о том как двоечник, имевший проблемы с концентраией внимания, прочитал книжку о летчиках-испытателях и астронавтах, которая изменила его жизнь, и взялся за ум, выучился и прошел путь до военного летчика и пилота шаттла.
Что интересного рассказывается о жизни на МКС.
- О предполетных ритуалах. Американцы много пишут о русских предполетных ритуалах, типа пасцать на колесо, но у них они тоже есть. Например, перед самым стартом экипаж становится вокруг стола и играет в покер, пока командир не проиграет, тем самым израсходовав свое невезение. Правда, так было в эпоху шаттлов - как будет у частников неизвестно.
- Еще одно различие - американцам платят просто зарплату, а у русских базовая зарплата маленькая, зато идут бонусы за каждую выполненную операцию. Но и вычитают за каждый недочет, поэтому когда ЦУП спрашивает, как дела, они всегда отвечают "Khorosho".
- В открытом космосе американцы работают и в ночное время, а русские только при свете, а когда солнце заходит, просто отдыхают. Это уменьшает нагрузку и стресс (и очевидно ошибки), но зато русские тратят вдвое больше ресурсов и чаще совершают выходы.
- Также он пишет, что у американцев более строгий график, все задания расписаны вплоть до 5 минут, и на ноутбуке ползет линия, которая отображает запланированный прогресс. У русских такой системы нет и они могут расслабляться, просто болтая и попивая кофеек.
- На борту русские и американцы и все остальные в отличных отношениях, но поскольку весь обмен ресурсами оговаривается соглашениями между космичечкими агентствами, ни те ни другие стараются не просить помочь в работе. Но конечно помогают чисто из чувства локтя, например Келли упоминает, что после выходов в открытый космос кто-то из русских помогает снимать скафандры.
- В целом русские почти все время проводят на своем сегменте, остальные на американском, и друг к другу особо не ходят. Но то чисто в силу занятости работой. Например, как-то американцы целый день принимали "Драгон", а русские только вечером поинтересовались как прошло. Но каждую пятницу вечером все собираются на российском сегменте для праздничного ужина. Утром во время сеанса связи с ЦУПами русские находятся у себя, остальные у себя.
- Также подумал, что в этом свете российский сегмент все-таки маленький, меньше "Мира", они там все втроем сидят в этом сервисном модуле, тогда как на американском и сами модули просторнее, и их много. По сути действительно два сегмента, соединенные туннельчиком. Оч. контрастирует с другой книжкой о МКС, которую я читал, - об экспедиции, которая пришлась на время катастрофы "Коламбии", когда станция была маленькой и по сути вариацией на тему того же "Мира".
- Кстати, о "Коламбии": то что "американцы не потянули шаттл по деньгам", это правда, но не совсем. Комиссия, расследовавшая катастрофу, рекомендовала достроить МКС, а потом отправить шаттлы на ресертификацию, что значило их полностью разобрать и пересобрать. Вот это как раз было бы очень дорого. Поскольку уже шли работы по SLS, NASA решило, что две космические программы конгресс не профинансирует, и списало шаттлы.
- Интересно, что со станции можно в любое время позвонить домой, когда спутник в видимости конечно. Келли постоянно упоминает, как звонит то дочке, то подруге, когда она была в магазине. Когда во время его предыдущей экспедиции стреляли в подругу его брата, он полдня просидел на телефоне. Также он упоминает, что CNN постоянно крутится на экране.
- Во время экспедиции посещения на станции было 9 человек. Казахский космонавт, который полетел вместо Сары Брайтман, привез кобылье молоко. (Келли его незаметно выбросил в отходы).
- Новички летают в невесомости в позе Супермена - головой вперед. Старожилы передвигаются вертикально.
- Политика, куда без нее. Однажды Келли пришлось свидетельствовать с орбиты во время слушаний в комитете Конгресса - спрашивали о сотрудничестве с русскими. Другой эпизод был, когда после сожжения Корана в США один из космонавтов взял с собой Коран в знак протеста, когда в Хьюстоне узнали, то потребовали у Келли как у командира выяснить, есть ли на станции Коран. Келли сказал, что это его не касается, но приказ есть приказ, он полетел к русским, те любезно ответили, что это не его дело, и на этом вопрос был закрыт.
Резюме: надо посмотреть, какие еще есть книжки про станцию.
Ну привет. Тут у нас, знает...
[Print]
Человек с котиками