42. Алекс Михаэлидес «Безмолвный пациент» 9/10
История безумия, которое у каждого свое)
показать
Дивный мир, в котором граница между тем, кто лечит, и тем, кого лечат, размыта и настолько невесома, что никакие вопли «Доктор, исцели себя!» не помогут – потому что нет тех точек внутри сюжета, на которые можно опереться персонажам.
В общем, в жизни тоже так часто бывает: люди с проблемами в собственных головах становятся психотерапевтами и психиатрами, чтобы выбраться из собственных темных лабиринтов таким вот путем. Иногда это получается за счет пациентов, да.
А история занятна: психиатр берется за непростую задачу разговорить пациентку, которая по непонятной причине убила своего любимого мужа.
И миф об Алкесте тут обыгрывается со всех сторон. И обыграно толково – читать мне было очень интересно, люблю переложения старых мифов и помещения узнаваемых героев в современные реалии.
Минус этой истории в том, что миф об Алкесте довольно прозрачен, поэтому интрига в том, что уходит корнями в причины и мотивации, раскрывается сразу же.
Ситуация с современной Алкестой усугубляется тем, что она – художница, поэтому тема творчества и самовыражения через картины тут в полный рост.
Что до развития сюжета, то он прекрасен в своей синематографичности и это тоже можно поставить автору на вид – уж слишком откровенно его книга заточена под экранизацию. Потому она просела в плане драматургии. Психиатр разговаривает, ищет, роется в прошлом пациентки и самого себя, чтобы понять, как так получилось, что эти две, казалось бы, ничем не общие жизненные линии, внезапно пересеклись. И получилось ли у него или нет – тут только читателю узнавать на последних страницах.
Мне было интересно. И то, что эта история позволила лично мне подумать о своих, не связанных напрямую с историей Алкесты, вещах – отдельное спасибо.
43. Фэнни Флэгг «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок» 10/10
Когда-то очень давно я читала «Помидоры», но ничего, кроме трогательной истории любви двух девушек и непростого пути к личному счастью, не вынесла. Сейчас за этой пасторалью, которой на мой вкус все же немного чрезмерно, проступает очертаниями иная история, которая спустя много лет стала значительно более значимой.
показать
Потому что «Помидоры» - это история поколения, со всеми его радостями и горестями, и очень жизненная при этом история. Тут есть место слезам и радости, жизни и смерть идут рука об руку и надрыва не находится ни в чем. Люди-жизни-отношения-рождения-уходы-утраты-счастье – все перемалывается колесом Сансары. И внутри этого колеса каждый находит свое место.
Это очень многоплановая история – множество людей, судеб, историй, каждый второстепенный персонаж тут прекрасный и живой, поэтому читателю есть, где развернуться. Трогательный, глубокий, необычайно мудрый роман, мудрый той простой, но истинной мудростью, которая не про книжные философствования, а про обыденную жизнь простых людей. И каждый читатель может найти что-то созвучное и близкое. Каждому – свое.
Мне очень понравилось.
44. Роберт Гэлбрэйт «Смертельная белизна» 9/10
Мне нравится, как пишет Роулинг под этим псевдоним. У меня, конечно, есть претензии на тему, что бы она ни писала, все равно главный персонаж – это Поттер. Только крепко потрепанный жизнью и постарше. И я уже смирилась с тем, что ампутированная нога – полноправный персонаж этой серии.
Но безотносительно от всего, хорошая и очень качественная серия. Такая… крепкая.
показать
Тут есть абсолютно все: ладный сюжет, прекрасный язык, интересное расследование и годный психологизм. Очень добротное чтиво от человека, который умеет и любит писать.
«Смертельная белизна» - из тех историй, что двигаются неторопливо, из пункта в пункт, без роялей и кустов. Ничего внезапного или неожиданного.
И, наверное, именно это – неторопливость и последовательность, радостно выносят «Белизну» за пределы детективного жанра. Это – роман о людях, слишком многих и разных, а то, что завязкой есть криминальные события – ну, то уже такое.
45. Маргерит Дюрас «Английская мята» 1/10
Это просто плохо.
показать
Казалось бы, мой любимый сюжет: провинциальный городок и чудовищное убийство. И убийца установлен, а следователь пытается ответить на вопрос «почему?». Психология преступления – тут можно было развернуться, как угодно.
Особенно, учитывая камерность и очень небольшое количество персонажей.
Но «Лауреат Гонкуровской премии Маргерит Дюрас, одна из самых именитых французских писательниц XX века, как никто умевшая и любившая рассказывать о любви, своим тонким психологизмом и ненавязчивой лиричностью стиля» превратила факт уголовной хроники в удивительную, совершенно скучную, бессмысленную и беспощадную бню.
Я очень старалась найти синоним слова «фекалии»))))
Тупые, никчемные, серые, картонные персонажи.
Бессмысленные разговоры и обыденность. Мотив так и остается неизвестным.
Я её убила… ну потому что вот так.
Наверняка у «Лауреата» были какие-то задумки и глубокая мысль. Бренность бытия, пустота и душевная убогость – допускаю, что критикам, выдвигавшим дамочку на номинирование, пришлось крепко попотеть, чтобы насосать из пальцев хоть что-то в оправдание этой нелепицы.
Возможно, Автору хотелось поиграть с формами – все же не часто книга – это магнитофонные записи.
Но, как по мне, это – типичная распиаренная графомань.
Лучшее, что есть в этой книге – её обложка и небольшой объем.
46.Дэвид Духовны «Брыки F*cking Дент»
Мне было очень любопытно, каков Дэвид Духовны, как литератор, и я это любопытство удовлетворила.
Это очень американская проза и очень неплохая. Но абсолютно не моя.
показать
Конец 1970-х. Тед Сплошелюбов, неопрятный недо-хиппи (со всем богатым антуражем и не менее богатым внутренним миром), мало похож на других выпускников колледжей Лиги плюща. Мир хиппующего «будущего великого писателя» прекрасен и шаблонен – узнаваемо абсолютно все.
И однажды он узнает, что отец умирает от рака легких. Собственно, вся книга – это последние месяцы жизни отца и путь отца и сына друг к другу.
У меня нет вопросов к Автору. Очень честно, очень по-человечески, очень просто и буднично он нарисовал целый мир. Пусть простыми и вульгарными словами, приспустивши английский язык до уровня персонажей, но рассказана вечная история о родителях и детях, о вечных ценностях и проходящих блестелках, о времени, о то, что за окном.
И я думаю, американский интеллигент останется в полном восторге – так много привязок и якорей. Мне же очень многое было мимо, роман не срезонировал, и я осталась равнодушной.
Хотя история на самом деле качественная и искренняя.
Но это не моя история.
Поэтому без оценок)
И – о, господи – зачем надо было переводить фамилию Fullilove в совершенно похабную русифицированную версию???
47. Бэтти Смит «Дерево растет в Бруклине». 10/10
Мои восторги можно найти тут
https://journals.ru/journals_commen...062536#comments
48. Франк Тилье «Адский поезд для Красного Ангела» 6/10
Что было бы, если бы «50 оттенков серого» написал Жан-Кристоф Гранже. Хотя, наверное, некорректно француза сравнивать с французом. Пусть вместо Гранже будет Ю Несбё.
показать
В самом начале автор интимно делится с нами информацией, что над книгой он работал год, нежно и скрупулёзно собирая информацию.
Не надо было этого делать, вот что!
Если бы это была у меня первая книга автора, наверное, я бы не стала продолжать знакомство, хотя тему БДСМ люблю нежно во всех ее проявлениях.
Потому что автор с радостью только что причастившегося неофита, взахлеб и щедро делится с читателем всеми своими знаниями: «Ой, а еще бывает вот так, и так, и вот так тоже бывает». Поэтому все его походы по БДСМ-клубам, вся эта тусовка и вообще мир людей, которые любят «пожестче», выглядит как лубочная ярмарочная картинка.
Не могу сказать, что он совсем уж наврал, но для его книги половина сцен и почти все «лекционные материалы» - неуместны и смотрятся весьма странно.
Отдельно прекрасно то, что тему про БДСМ поднимают в виде семинара в среде махровых полицейских, которые, по идее, с чем только не сталкивались. Чо, правда что ли? Ну, тогда надо полицейских гнать за непрофессионализм.
А этот поход по клубам? У меня рука не отлипала от лица: Париж, 21 век, условно закрытый клуб. И вокруг него выстроились такие танцы с бубном, что я диву давалась, за кого своих читателей держит автор.
Интернетные поискушки «извращенцев», прыгающий членик на ножках в секс-шопе… Ай, в этом триллере столько затрапезных штампов, что можно подумать, его в прошлом веке писали.
Это не лучшая книга автора.
А детективная линия настолько слаба и предсказуема, что в процессе чтения у меня случилось столько фейпалмов, как давно уже не бывало.
В общем, автор отдал дань моде, поймал свой кусок хайпа, ну, и хватит на том.
Ибо вторая книга цикла уже на порядок выше.
И да, это – одна из первых книг автора и это очень, очень чувствуется по тому школярству в обработке матчасти, которое он допустил.
Собственно, я очень рада, что Тилье впоследствии стал писать значительно лучше.
49. Франк Тилье «Медовый траур» 8/10
Вторая часть из жизни Шарко получилась на порядок сильнее, что очень хорошо и для меня, как читателя, и для автора, как молодца)))
показать
Наверное, при большом желании, можно найти множество аллюзий и отсылок к классике жанра – тому же «Молчанию ягнят», например.
Но все же делать это не хочется. Триллер получился цельным и весьма интересным.
Автор все еще играет с тематикой и в этот раз он отошел от ночных Тематических клубов (ура!) и взял в руки «Справочник юного энтомолога». И с насекомыми у него получилось в разы лучше и гармоничнее, чем с секс-шопами.
Читателю с нежной душой я бы вряд ли рекомендовала Тилье (оптом и в розницу), потому что, невзирая на складность и интересность, книги его полны расчлененок и разнообразных зверств. Читателю, которые любит умных детективов, тоже вряд ли посоветую. Потому что ошибки допускаемые в процессе расследования (не связанные с самими разгадками, а чисто технические) – это же ужас, что такое.
Но в общем и целом – динамично и интересно.
А вишенкой в виде самого Шарко и его довольно сложного психического состояния, Автор пытается не только украсить свой тортик, но и объяснить некоторые неоднозначные моменты. Иногда у Автора это даже получается.
50. Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» 10/10
Гармония - далеко не единственное, что связывает вместе человеческие сердца. Куда крепче людей объединяют общие муки. Общие раны. Общие страхи. Нет успокоения без крика боли, как не бывает мира без пролитой крови или прощения без невосполнимых потерь. Вот, что лежит в основе истинной, а не абстрактной гармонии...
С этой книгой у меня сложились странные отношения – как-то очень непросто я в нее вплывала.
Скачала после того, как в рецензиях к какой-то иной, явно зашедшей мне книге, наткнулась на упоминание «Цкуру», как «ой, ну это же совсем как Мураками». И теперь вот, уже прочитав книгу сижу и силюсь вспомнить, что же то была за книга. Потому что притянуть за уши можно любое подобие, но Мураками тем и прекрасен, что он не похож ни на кого.
Вторым моментом стали «годы странствий», и я зачем-то решила, что это будет «Путешествие на Запад», которое я никак не могу осилить. Напрасно решила, вот что.
Наверное, просто было не время читать. А сейчас оно настало, и я провалилась в эту историю и залпом выпила до дна.
Это же Мураками!
И да, откуда он столько про меня знает!!
Это история о дружбе. О том, как будучи некогда неразрывной и всепроникающей, она может стать смертельной. И те, кто выживут, будут нести на себе печать ответственности, потому что каждый человек, сделавший свой выбор, несет за него ответственность.
Это история о том, что зацепит всех. Связи, которые сплавляют людей в одно целое, не могут быть разорваны расстоянием или исключением из тесной группы. Так это не работает. Просто кто-то умрет, кто-то погрязнет, кто-то выкарабкается, а кто-то будет вынужден годами блуждать внутри себя, в поисках ответа на вопросы «почему» и «за что».
Поиски ответов – вот эти годы странствий.
«Ты должен проанализировать свое прошлое. Не как ранимый мальчишка, но как взрослый и опытный человек. Не смотреть лишь на то, что хочется видеть, но увидеть такое, на что нельзя не смотреть. Иначе придется тащить эту тяжкую ношу всю оставшуюся жизнь.»
И Цкуру прекрасен на своем пути.
Я очень люблю Мураками за его психологизм и обнаженку. Милый и трогательный мальчик, став мужчиной, не может избавиться от той пустоты, что осталась на месте некогда пылающего огня. Внутри него выжженая пустошь, которая не позволяет жить дальше – взахлеб и свободно. Чтобы сажать дивный сад, пустошь надо расчистить. И Цкуру, понимая, что будет больно и сложно, отправляется в путь – к тем людям, которые были некогда самыми близкими, за ответами. И он их находит.
Мураками невероятен. В своей чисто азиатской непохожести на нас, в своей лаконичности. В умении двумя словами открыть целый пласт.
История, которая, казалось бы на первый взгляд, проста и банальна, благодаря честности и готовности Цкуру открывать себя заново, отстроить по кирпичику, превратилась в дивное путешествие.
И я с удовольствием совершила его вместе с автором.
показать
«Человек, у которого отняли свободу, обязательно станет кого-нибудь ненавидеть.»
***
«Быть хозяином своих мыслей – это все равно, что быть хозяином своего тела и выходить из него, когда тебе нужно. Просто покидаешь свою клеть, отрицаешь свою физическую оболочку, когда уже совсем невмоготу, сбрасываешь ее, точно оковы, - и запускаешь логику в свободный полет. И позволяешь этой логике жить своей жизнью. Вот главный принцип любой медитации.»
***
«Именно ревность, насколько он понял из этого сна, - самая безысходная тюрьма на свете. Ибо в эту тюрьму узник заключает себя сам. Никто не загоняет его туда. Он сам входит в свою камеру-одиночку, сам запирается, а ключ выкидывает через прутья решетки.»
***
«В моей жизни появлялись разные люди, но не остался никто. Каждый будто искал там что- то для себя, но не находил ( или же находил, но разочаровывался и злился) - и в итоге исчезал. Все уходили. С пустыми руками. Без объяснений и даже не простившись как следует. Будто острым топором обрубали вены, в которых еще бежит кровь и слышится пульс. Определенно, какая-то моя червоточина рано или поздно выводит всех из себя...»
***
«В любой даже самой размеренной жизни когда - нибудь наступает кризис. Пора сходить с ума, так сказать. Похоже, людям это просто необходимо...»
***
«Никакой ты не крутой и не хладнокровный. И уж точно не идешь никуда своей дорогой. А просто всю жизнь стараешься сохранять равновесие. Распределяешь собственный вес на опоры справа и слева так, чтобы ничто не перекашивалось, вот и все. Возможно, в чьих-то глазах это выглядит очень эффектно. Хотя, что говорить, задачка не из простых. И требует куда больше сил и времени, чем кажется со стороны. Не говоря уж о том, что, как ни держи баланс, общий вес, который ты взвалил на себя - очень нелегкое бремя...»
***
«И всё-таки очень страшно было увидеть, как то, что для тебя по-настоящему важно, обесцвечивается и исчезает. То, с чем ты вырос, пока время было живым.»
51. Андрей Кощиенко «Трени-ян»
My guilty pleasure))))))
показать
С удовольствием читаю этот фанфик, правда, приходится ждать, когда закончится книга, чтобы не догонять в процессе.
История русского мальчика в теле корейской девочки, покоряющей мужчин и вершины шоу-бизнеса, очень затейлива))) И девочка таки дебютировала!
Никакой художественной ценности книга не имеет – развитие характеров минимально, Мэри Сью махрова настолько, что приходится читать с перерывами на «подышать», чтобы не плеваться уж совсем по поводу гениальности ГГ, литературная составляющая на нуле.
Но.
Автор прекрасно в теме, корейская действительность адекватно отражена пусть и в «альтернативной» реальности (и мне, как человеку, живущему в Сеуле, многое занятно чисто с прикладной и страноведческой точки зрения), группы узнаваемы и мне интересно, что будет дальше, какие вопросы автор осилит поднять, а какие - нет.
Пеши исчо!
Оставлю без оценки, потому что это – не литература и очень сильно для любителей))) Мне нра.
Книги месяца:
Фэнни Флэгг «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок»
Бэтти Смит «Дерево растет в Бруклине»
Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
Это был "Орешник" средней д...
[Print]
некто Пат