Happily ever after
i-lightning
дневник заведен 30-10-2017
постоянные читатели [197]
8-) СТИКС, Aeteni, Afterlife, Amalia_grande, Andrew_Clean, antgralea, AntiMiau, apple strudel, barber, BetSi, Blixa, Busi, carpe diem, Charly, chaykayf, Control_Freak, cucu, Darth Kenoby, DeadMorozz, denika, diandi, Dragalpina, Dreaming Orchid, elpis, Emilia, Eos Princess, ESPOIRA, Fand_sidhe_, Farrant1, Gisselle, Hamaan, Hard Angel, Ikura, Illusion_, im_hidar, Innuendo, Intrigante, investigator, iona, irade, Ivalber, jess_nata, jultschik, jyfMob-raccob-1jijpa, katsu_me, Kayale, kiyokomori, Kretik, LA3APb, Lady Winter, Lana_K, Lazy, le soir, Lediprava, Lheire, LNX, lola-lisa, Lotos_Mifril, Lupita, Maou, Margiat, Margiat_31, Maribelle, MarinaKit, miju, Mindalle, moonshine, mysoli, Mystery V, Nastile, natalja, nedo, nette Nixe, Njra, nut, oleksana, Olinka, pelmeschka, pinky rabbit, Platuss, Poxyam, Princessen, Ptenchik, Puolukka, Pushok, Q-River, raccvet, Ramon, riniya_me, Roshni, Royal Heart, Rozzy, Russa_mirs, sealena, sevasta, She, shoo, skolkare, skysea, sky_unltd, Smith Betty, Snnanagfashtalli, Snow, Sol-veyg, Solveig, sugar-n-sweets, Svetkin, sw_fish, S_I_R_I, tagetes, Talest, Tanarri, tentation, Terra Siberia, Test123, the_Dark_One, Tig-renok, triber-nefrit, Tutti Mint, Ubuntu, Ulitkin, Undina, Valentina, vampirenok gosha, Victory, Vladimirovna_123, Volkodav, vvol, Wildberry, ysnyvshaya, yuyuyu13, yu_lia_lia, Zabava, ZaRRaZZa, zlatik-plus, Zulus, Авантюристка, Ангулема, Анри, Апре1ь, Афина Пилада, бабайка, Белейшая Мышь, Белька, Брюнъ, Ведьма с Портобелло, Веселый Джокер, Вишневая, Вэл Ли, голоса в моей голове, Гравитация, Динго, Еще одна Кошка, Зоряна, индрик зверь, кАрАпУзькА, Кассиопея, Каштанка, Кирара, Кьянти, Ланочка ПМ, Лейриаль, ленивец ёж, Ленчка, Лунари Окка, мирная скво, Мокошь, некто Пат, нолик, О-20, Осчастье, Патсталом, Подаренка, Призрак джедая, Пчела, пэтэ, Резеда, РыжаяТигра, Санькина мать, Семик, Собака серая, Счастье есть, Татьянин день, Тень в сумерках, тери из нави, Теша, ТотКтоЯеСтЬ, Украдка, Филина, хидэ, Хильда Я, Холька, ШанКа, Экселенц, ЭлектроФенек, ЭльфИла, _Mila_
закладки:
цитатник:

дневник:
местожительство:
Сеул, Южная Корея
Яндекс.Метрика
17-09-2019 05:25 Фредрик Бакман «Здесь была Бритт-Мари»
Фредрик Бакман «Здесь была Бритт-Мари»

Невероятный и восхитительный Бакман.
Первая половина сентября как-то в читательском плане не восхитила. Мне открылся неплохой и традиционно качественный Несбё с его «Ножом», но «Нож» дался мне тяжело. Неплохая Агата Кристи – опять же традиционно неплохая, чоуш. Без неожиданностей. И такие себе Анхем и Бюсси. И поняла я, что надо расчехлять тяжелую артиллерию – и не ошиблась.
Невероятный и восхитительный Бакман! Прекрасен оказался настолько, что я – впервые за очень долгое время, перевернув последнюю страницу, еще и переслушала книгу, открыв для себя невероятного и восхитительного Кирилла Радцига. Он создал аудиошедевр, реально. Его интонации, его акценты, его тембр! Это моноспектакль, а не озвучивание, и я просто неистово рекомендую именно этот формат, а не бумажный. (вот это поворот!)
А Бакман – он просто волшебник.
Он показывает «мир маленьких и незначительных людей», открывая в душе портал в доброту. Бакман творит невозможное – он учит любить людей!
Не популярных-красивых-успешных, с этими все просто. А невзрачных и занудных, докучливых и глупых, жадных и заносчивых.
Бакман, словно волшебный фонарик, показывает своих персонажей, честно и без утайки – со всеми их недостатками и грязью. И именно это творит чудеса. Я вижу это, я принимаю это, я – люблю. В пику всем этим рафинированным любителям ажурных салфеточек, которые привыкли, чтобы все было красивенько, Бакман рассказывает, что только настоящее – истинно. И только истинное – ценно. А значит имеет право быть и быть любимым. И это невероятно.
Я уже знаю про магию Бакмана, у меня были «Бабушка» и «Уве», поэтому столкнувшись с Бритт-Мари впервые, я уже знала – я полюблю эту тетку, так не похожую и так похожую на меня (оооо, эти списки со списками, эти разговоры по душам с крысой – божечки, я повизгивала от восторга, ибо это прекрасно!), поэтому я уже не фыркала и не сопротивлялась, а просто следовала за ней, в её путешествии к самой себе.
И это путешествие – лучшее, что могло бы быть. Страница за страницей, Бакман рассказывает историю о том, как человек, к зрелому возрасту оказавшийся в вакууме и крайне непростых жизненных обстоятельствах, потому что муж не только слег с сердечным приступом, но и завел роман на стороне, пытается начать все с начала. Но чтобы начать с начала, нужно вернуться в ту станцию, с которой отправился, чтобы понять – как же так получилось, что ты прожил не свою жизнь, а какую-то альтернативную.

«И вот однажды в подъезде появился Кент. …Бритт-Мари так давно этого хотелось, что она решила – это сон, а когда Кент улыбнулся ей, то словно луч солнца коснулся кожи. И она стала видеть его сны, мечтать его мечты. Жить его жизнью. Потому что у нее это хорошо получалось, а людям нравится делать то, что у них хорошо получается. Мы хотим, чтобы кто-нибудь знал: мы здесь. Что мы что-то значим.»

Это очень честная книга. Она честна той осознанной искренностью, в которой нет места фальшивым словам – каждое имело значение, а этой книге вообще все имеет значение, и я знаю очень немного писателей, способных на это: чтобы каждый жест был уместен, чтобы каждое движение – в тему.
И каждым таким движением я следовала за Бритт-Мари в ее новую жизнь в шведской глухомани, к ее новым знакомым, к себе самой. Это невероятное умение Бакмана провести читателя за руку не просто по истории, но по собственной жизни, потому что не получается отключить тот волшебный фонарик, который непременно и собственные тайные уголки души высветит. Оттого и перетрясает каждый раз. Оттого и катарсис наступает – непременно.
Книги Бакмана надо просто читать. Не читая аннотации. Удивительно, но они скупы, сухи и не отражают ровным счетом ничего. Потому что под обложкой непременно расцветет дивными красками просто невероятное. И унылый Борг с его малоприятными обитателями (и крысой, и «цитрусом в анусе») постепенно станет центром вселенной – потому что именно в нем будут творится самые настоящие чудеса, в которых Бритт-Мари совершенно изменится, совершенно при этом не меняясь, и задаст такое невероятное количество вопросов себе, а по ходу и тебе, что и ты изменишься. Походу.
Человек меняется и меняется реальность, но эти две точки останутся неизменными. Сами собой. Просто лучшими версиями себя. В этом и состоит волшебство Бакмана.

А еще –юмор! У Бакмана потрясающее чувство юмора, и хотя Бакман – всегда Бакман, а катарсисы подразумевают слезы, но у него все уместно. Я очень долго подбирала слово, потому что «Бритт-Мари» у меня все же язык не повернется назвать комедией или юмористическим произведением, но он написано настолько ярко, образно и живо, что каждая строчка – шедевр, и каждый шедевр узнаваемо комичен.
И да, я смеялась громко и раскатисто днем и тихонько в ночи, боясь разбудить своих задрыхликов.
Это лучшее, что я читала за последнее время. Светлое, пронзительное, звенящее и невероятно чистое.

И да, внутри еще есть много-много футбола для тех, кому он вообще ни в куда и мимо. Как для меня. И даже футбол уместен!


И пара цитат - в коммментариях
Комментарии:
Камрад
Бритт-Мари собралась уже веско высказаться о том, насколько неуместно гонять мяч в помещении, но не успела: в дверь постучали. На пороге стоял мальчик, ровесник Пирата. К тому же – длинноволосый.

– Ах-ха? – осведомилась Бритт-Мари.

– А Бен типа здесь? – спросил мальчик.

Было в высшей степени непонятно, что в упомянутой фразе делало слово «типа». Это как если бы мальчик спросил: «А Бен примерно здесь?»

– Кто? – спросила Бритт-Мари.

– Бен. Или типа как его теперь зовут в команде – Пират?

– Ах-ха. Он здесь, но он занят, – решительно заявила Бритт-Мари и сделала попытку закрыть дверь.

– А типа чем? – не отставал мальчик.

– Он собирается погулять. Или на свиданку. Или как там теперь это называется.

– Да я знаааю. Со мнооой!..

Бритт-Мари – человек без предубеждений – только стиснула руки и выговорила:

– Ах-ха…

Мальчик жевал жвачку. Бритт-Мари этого не выносит. Даже человеку без предрассудков позволительно не выносить, когда жуют жвачку.

– «Свиданка» – это типа эпичный тупизм, – заметил мальчик.

– Так сказал Пира… Бен. Мы в мое время говорили «гулять», – оборонялась Бритт-Мари.

– Тоже эпичный тупизм, – фыркнул мальчик.

– Как же вы теперь говорите? – В голосе Бритт-Мари почти не слышалось укора.

– Никак. Типа просто встречаемся.

– Позволь попросить тебя подождать здесь. – Бритт-Мари со стуком закрыла дверь.

Пират поправлял волосы перед зеркалом. Увидев в зеркале Бритт-Мари, он подпрыгнул на обеих ногах.

– Это он? Клевый, правда?

– Он довольно невоспитанный, – заметила Бритт-Мари, но Пират не услышал, потому что ванная после его прыжка наполнилась гулким эхом.

Бритт-Мари оторвала квадратик туалетной бумаги, сняла волосок с футболки Пирата, тщательно сложила квадратик и смыла его в унитаз.

– У меня сложилось впечатление, что ты ходишь на свиданки с девочками.

– Иногда и с девочками.

– Но это – мальчик!

– Это – мальчик, – кивнул Пират, словно оба они играли в какую-то игру с неизвестными правилами.

– Ах-ха, – произнесла Бритт-Мари.

– А разве с одними можно, а с другими нельзя? – искренне недоумевал Пират.

– Об этом я ничего не знаю. У меня нет предубеждений, – заверила его Бритт-Мари.

Пират поправил волосы и улыбнулся:

– Как по-вашему, ему понравится моя прическа?

Бритт-Мари словно бы не расслышала вопроса.

– Твои товарищи из футбольной команды, конечно, не знают, что ты ходишь на свиданки с мальчиками, и я, разумеется, не стану им ничего рассказывать.

– Почему не знают? – удивился Пират.

– Ты что, им об этом говорил?

– А почему мне им об этом не говорить? – Пират удивился еще больше.

– И что они сказали?

– Сказали «о’кей». – Тут Пират как будто засомневался. – А должны были сказать что-то другое?

– Н-ну, разумеется, нет. Разумеется, нет, – сказала Бритт-Мари, ни капли не обороняясь, и прибавила: – У меня нет предубеждений!

– Я знаю, – сказал Пират.

Потом нервно улыбнулся:

– Как у меня волосы?

У Бритт-Мари не нашлось внятного ответа, и она просто кивнула. Неловко сняла последние волоски с его футболки. Пират обнял ее. Что это на него нашло?

– Вам не надо быть одинокой, – прошептал он. – Быть одиноким для человека с такими красивыми волосами – значит тратить себя попусту.

Пират был уже почти у двери, когда Бритт-Мари, все еще с волосками в руке, собралась с духом, откашлялась и прошептала в ответ:

– Если он не скажет, что у тебя красивые волосы, – он тебя не заслуживает!
Камрад
А на самом деле она проснулась полной энтузиазма и сразу убралась на кухне у Банк. Не потому, что кухня требовала уборки; просто Банк не было дома, а когда Бритт-Мари спустилась по лестнице, внизу оказалась кухня. Бритт-Мари никогда не видела кухни, в которой ей не захотелось бы прибраться. После уборки она прогулялась через весь Борг до молодежного центра. Убрала его от пола до потолка. Проследила, чтобы все картины висели ровно, даже те, с футболом. Постояла перед одной из них, глядя на свое отражение в стекле. Потерла белое пятно на безымянном пальце. Те, кто не носил обручального кольца всю свою жизнь, не знают, как выглядит это пятно; не знают этого и те, кто время от времени снимает кольцо. Бритт-Мари знала, что некоторые так и делают – снимают кольцо, когда, например, моют посуду, чтобы жидкость для мытья посуды не испортила кольцо. Причем снять кольцо иной раз не удается без жидкости для посуды. Но Бритт-Мари кольца никогда не снимала – ни единого раза. До того самого дня, когда сняла его насовсем. Поэтому белое пятно никуда не денется. Видимо, прежде такой была вся ее кожа – до замужества. Видимо, если соскрести с Бритт-Мари все, во что она превратилась, только это пятно и останется

****

И вот теперь Кент стоял на ее пороге в Борге, с цветами в руках. Он улыбался, и солнце грело ей кожу. Как откажешься вернуться к прежнему, когда ты понял, как тяжко дается новое? Как не возвратиться к привычной жизни, когда узнал, каких трудов стоит начать все сначала?

****

Бритт-Мари молчала. Что люди подумают? Скажут: жена бросила его, когда он ходил с палочкой, и все такое. Безымянный палец похолодел. Слава богу, на нем повязка и Кент его не видит. Бритт-Мари знала, что Кент ее предал, но не может отделаться от чувства, что и она его предала. Чего стоит любовь, если бросаешь того, кто так в тебе нуждается?
Наша Светлость
Бакман...
блин, ну нет времени мне читать...у меня финальный квалификационный экзамен в декабре, а к нему надо еще два экзамена сдать на доступ, плюс работа с утра и до ночи...но блин Бакман...
придется качать и слушать...по дороге на работу хотя бы

цитаты не читал специально, если что)))
Камрад
triber-nefrit да!!! Послушай! Тот случай, когда я всеми лапами за аудио версию. Т не потому, что текс плох, а потому, что аудио прекрасно)))


Удачи и ни пуха, ни пера!!!
Наша Светлость
i-lightning
Да, аудио прекрасно. Прям аудио спектакль...
И это все-таки та самая Брит-Мари из "Бабушки"
Камрад
triber-nefrit да)))
Рада, что зашло!
Закрыть