Фредрик Бакман «Здесь была Бритт-Мари»
Невероятный и восхитительный Бакман.
Первая половина сентября как-то в читательском плане не восхитила. Мне открылся неплохой и традиционно качественный Несбё с его «Ножом», но «Нож» дался мне тяжело. Неплохая Агата Кристи – опять же традиционно неплохая, чоуш. Без неожиданностей. И такие себе Анхем и Бюсси. И поняла я, что надо расчехлять тяжелую артиллерию – и не ошиблась.
Невероятный и восхитительный Бакман! Прекрасен оказался настолько, что я – впервые за очень долгое время, перевернув последнюю страницу, еще и переслушала книгу, открыв для себя невероятного и восхитительного Кирилла Радцига. Он создал аудиошедевр, реально. Его интонации, его акценты, его тембр! Это моноспектакль, а не озвучивание, и я просто неистово рекомендую именно этот формат, а не бумажный.
(вот это поворот!)
А Бакман – он просто волшебник.
Он показывает «мир маленьких и незначительных людей», открывая в душе портал в доброту. Бакман творит невозможное – он учит любить людей!
Не популярных-красивых-успешных, с этими все просто. А невзрачных и занудных, докучливых и глупых, жадных и заносчивых.
Бакман, словно волшебный фонарик, показывает своих персонажей, честно и без утайки – со всеми их недостатками и грязью. И именно это творит чудеса. Я вижу это, я принимаю это, я – люблю. В пику всем этим рафинированным любителям ажурных салфеточек, которые привыкли, чтобы все было красивенько, Бакман рассказывает, что только настоящее – истинно. И только истинное – ценно. А значит имеет право быть и быть любимым. И это невероятно.
Я уже знаю про магию Бакмана, у меня были «Бабушка» и «Уве», поэтому столкнувшись с Бритт-Мари впервые, я уже знала – я полюблю эту тетку, так не похожую и так похожую на меня (оооо, эти списки со списками, эти разговоры по душам с крысой – божечки, я повизгивала от восторга, ибо это прекрасно!), поэтому я уже не фыркала и не сопротивлялась, а просто следовала за ней, в её путешествии к самой себе.
И это путешествие – лучшее, что могло бы быть. Страница за страницей, Бакман рассказывает историю о том, как человек, к зрелому возрасту оказавшийся в вакууме и крайне непростых жизненных обстоятельствах, потому что муж не только слег с сердечным приступом, но и завел роман на стороне, пытается начать все с начала. Но чтобы начать с начала, нужно вернуться в ту станцию, с которой отправился, чтобы понять – как же так получилось, что ты прожил не свою жизнь, а какую-то альтернативную.
«И вот однажды в подъезде появился Кент. …Бритт-Мари так давно этого хотелось, что она решила – это сон, а когда Кент улыбнулся ей, то словно луч солнца коснулся кожи. И она стала видеть его сны, мечтать его мечты. Жить его жизнью. Потому что у нее это хорошо получалось, а людям нравится делать то, что у них хорошо получается. Мы хотим, чтобы кто-нибудь знал: мы здесь. Что мы что-то значим.»
Это очень честная книга. Она честна той осознанной искренностью, в которой нет места фальшивым словам – каждое имело значение, а этой книге вообще все имеет значение, и я знаю очень немного писателей, способных на это: чтобы каждый жест был уместен, чтобы каждое движение – в тему.
И каждым таким движением я следовала за Бритт-Мари в ее новую жизнь в шведской глухомани, к ее новым знакомым, к себе самой. Это невероятное умение Бакмана провести читателя за руку не просто по истории, но по собственной жизни, потому что не получается отключить тот волшебный фонарик, который непременно и собственные тайные уголки души высветит. Оттого и перетрясает каждый раз. Оттого и катарсис наступает – непременно.
Книги Бакмана надо просто читать. Не читая аннотации. Удивительно, но они скупы, сухи и не отражают ровным счетом ничего. Потому что под обложкой непременно расцветет дивными красками просто невероятное. И унылый Борг с его малоприятными обитателями (и крысой, и «цитрусом в анусе») постепенно станет центром вселенной – потому что именно в нем будут творится самые настоящие чудеса, в которых Бритт-Мари совершенно изменится, совершенно при этом не меняясь, и задаст такое невероятное количество вопросов себе, а по ходу и тебе, что и ты изменишься. Походу.
Человек меняется и меняется реальность, но эти две точки останутся неизменными. Сами собой. Просто лучшими версиями себя. В этом и состоит волшебство Бакмана.
А еще –юмор! У Бакмана потрясающее чувство юмора, и хотя Бакман – всегда Бакман, а катарсисы подразумевают слезы, но у него все уместно. Я очень долго подбирала слово, потому что «Бритт-Мари» у меня все же язык не повернется назвать комедией или юмористическим произведением, но он написано настолько ярко, образно и живо, что каждая строчка – шедевр, и каждый шедевр узнаваемо комичен.
И да, я смеялась громко и раскатисто днем и тихонько в ночи, боясь разбудить своих задрыхликов.
Это лучшее, что я читала за последнее время. Светлое, пронзительное, звенящее и невероятно чистое.
И да, внутри еще есть много-много футбола для тех, кому он вообще ни в куда и мимо. Как для меня. И даже футбол уместен!
И пара цитат - в коммментариях
Это был "Орешник" средней д...
[Print]
некто Пат