И снова 4 утра и снова я размазываю слезы по лицу, а потом два часа еще пытаюсь заснуть.
Знаю, есть люди, которым он мимо и не попадает в болевые точки. Мне попадает и это такое счастье)
показать
Наверное, именно поэтому сейчас у меня лежат нечитанные «Медвежий угол» и «Мы против вас», и я знаю, то несмотря на всю мою безграничную любовь к Автору, я не буду читать их в ближайшее время. Потому что для чтения Бакмана, как для визита к хорошему терапевту (который залезет в самые потаённые уголки души и вытрясет все крошки), нужны силы, нужен ресурс, нужно настроение и готовность пройти этот путь.
И, казалось бы, «Тревожные люди» - это невероятно смешная комедия. История о неудачном ограблении банка и взятых заложниках (и об идиотах, конечно). Но в той же мере, как эта история смешна, она и трагична. Потому что Бакман пишет о людях. О разных людях, и каждый из его героев личность почище многих реальных моих знакомых. Они несуразные, они несут чушь, они совершают странные поступки и принимают откровенно неудачные решения, но все они – каждый из них, каждый! – это личность.
Я не знаю, как у Бакмана так получается, но все действующие персонажи (и даже те, которые остались за кадром и являются лишь в воспоминаниях, и даже заяц!) близки настолько, что в какой-то момент я поймала себя на мысли, что все они – это я. Я понимаю каждого из них, я разделяю их тревоги и страхи, их радости и удачи. Все они – это я, а я – это все они. Именно поэтому их боль и тоска – это моя боль, моя тоска, а их радость – это моя радость. Бакман не учит никого жизни, Бакман учит чувствовать эту жизнь, открываясь навстречу каждому дню, каждой минуте.
Это невероятно, но Бакман – это больше чем литература, это немножко религия. Какая-то новая, очень чуткая, очень про любовь. Это религия света.
Какую книгу Бакмана ни возьми (и «Тревожные люди» самая невесомая из них, самая лёгкая, и при этом самая глубокая, как на мой вкус), Бакман расскажет про любовь и про свет, который есть в каждом из нас. Который есть во мне.
И я знаю, что буду рыдать от этого прикосновения к свету, потому что это как поцелуй Бога.
Бакман не делает людей лучше или чище. Хотя катарсис, который я испытываю каждый раз, закрывая книгу, безусловно, очищает. Но он показывает каждому из нас, что все мы – уже достаточно прекрасны, чтобы быть.
Чтобы любить и быть любимыми.
Чтобы быть собой.
Даже если по каким-то причинам это не очевидно)
«Тревожные люди», пожалуй, не только самый светлый из мною прочитанных романов Бакмана, он еще и самый литературный. Он сложен, он разворачивается в пространстве и времени, и все отсылки в прошлым событиям или к людям, которых нет, всегда уместны и всегда по делу. Каждая сцена – это еще один паззл в картину мира романа и в картину моего мира, потому что я как тот мальчик Бастиан, читала свою историю.
А еще это история о том, что всё со всем связано. И не бывает пустых слов или незначимых поступков, и бабочка всегда не просто так машет крыльями.
Бакман прекрасный писатель. У него нет не только лишних фраз или картонных проходных незначимых героев, у него угол наклона картины на стене имеет значение! Эта история она настолько жива, насколько жива сама жизнь.
К слову, разворачивается основное действие как раз перед Новым Годом, поэтому очень рекомендую читать эту книгу именно сейчас. Не только из-за атмосферы, но «Тревожные люди» - будто то самое подведение итогов, которое не в цифрах или процентах, а чем-то значительно более важном. Каким ты стал за этот год? Каким ты остался? С кем ты? С кем ты хочешь быть? Что тебе важно?
Бакман не задаёт эти вопросы, как не задаёт миллион других, которые возникают в голове по ходу чтения, он для этого слишком тонок, слишком деликатен.
Но хотела я или нет, эти вопросы возникли и у меня впереди целая вечность, чтобы найти ответ.
А ещё я хотела бы снять шляпу перед Ксенией Коваленко за совершенно гениальный перевод. Потому что каждое слово на своём месте, каждая интонация уловлена, каждое движение передано и при этом сохранился уникальный Бахмановский стиль. Воистину гениально, спасибо! Одна из лучших переведенных книг, которые я читала. И я получала удовольствие от каждого оборота, от каждого сравнения, от каждой метафоры.
Я обычно люблю сохранять цитаты на память из любимых книг, но тут столкнулась с проблемой: я начинаю цитировать страницами целиком. Это не книга, это одна сплошная цитата)
«Это история обо всем на свете, но главным образом – об идиотах».
А ещё она о Мосте. Который у каждого свой. И о том, как с него сойти.
Но в основном, она о любви.
Хроники постэлекторального ...
[Print]
Darth Kenoby